Россия спустит дело СУ-24 на тормозах?
СМИ Скандинавии: Обзор публикаций о России, 17–25 ноября

Сотрудник Шведского института международных отношений Пер Йонссон (Per Jönsson), специалист по Ближнему Востоку, видит «у Путина два варианта действий — показать великодержавную гордость или сидеть тихо. Но обычно Путин реагирует очень резко, с большой вероятностью он поступит так и сейчас» (Göteborgs-Posten, 24.11).
Обозреватель шведского таблоида Expressen (24.11) Матс Ларссон (Mats Larsson), крайне негативно настроенный по отношению к России в обычное время, уже не в первый раз демонстрирует взвешенность оценок в минуты кризиса: «При таком серьезном положении в мире только этого нам всем и не хватало!»
Дружественный России норвежский историк Бьорн Нистад (Bjørn Nistad) в письме агентству новостей NTB критикует Турцию: «Совершенно очевидно, что российский самолет работал не против Турции, а против ИГИЛ. Когда Турция сбивает самолет, … это нельзя расценивать иначе, чем пособничество терроризму» (Bergens Tidende, 24.11).
Слова президента Путина о нападении на российский самолет были процитированы большинством СМИ как «нож в спину» и произвели впечатление. Московский корреспондент Politiken (25.11) пишет, что «Путин был холоден, собран и, как всегда, четко формулировал свои мысли». Сотрудник финского бюро новостей Yle (24.11) увидел в выступлении президента России «волнение и ярость». Исландские блогеры отмечают «военную стилистику» в речи Путина (pallvil.blog.is, 24.11), а также то, что президент России «говорит человеческим языком — на Западе это теперь запрещено…» (DV, 24.11).
Корреспондент датской газеты Politiken (25.11) в Брюсселе пишет, что «сбитый российский самолет потряс НАТО», а генеральный секретарь Столтенберг (Jens Stoltenberg) требует, чтобы «больше такого не было». Вместе с тем НАТО «по-прежнему поддерживает Турцию», однако «очень нервничает, ожидая последующей реакции России».
«Эксперт по России» Вера Эфрон, автор нескольких книг по военной истории, живущая с 1989 года в Швеции, находит, что дело принимает серьезный оборот: «Путин очень обидчив и слов на ветер не бросает… Он — осторожный политик и всегда тщательно выбирает выражения. У него наверняка уже есть далеко идущие планы, … и часто такие, которых никто не ждет. Вряд ли, однако, это приведет (Россию) к военному конфликту, во всяком случае — сейчас. Скорее, он, … выждав удобный случай, … организует конфликт между Турцией и ее соседями. И еще мы скоро увидим экономические санкции; … российские туристы много значат для Турции; … возможно, последует и продовольственное эмбарго» (Aftonbladet, 25.11).
Аналитики указывают на большой риск развития конфликта между Россией и НАТО. Многие эксперты, в частности, заместитель директора Норвежского центра по укреплению мира Хенрик Тюне (Henrik Thune), указывают на то, что «Турция неоднократно жаловалась, что российские самолеты действуют слишком близко к границе и даже вызывала в МИД российского посла» (Aftenposten, 24.11).
Профессор Шведской военной академии Ян Халленберг (Jan Hallenberg) удивлен тем, насколько «неожиданно бурно реагировало турецкое правительство, оно и втянуло в эту историю НАТО; они (Турция) знают, что с Россией иметь дело небезопасно, и поэтому хотели получить поддержку союзников» (Göteborgs-Posten, 24.11).
Обозреватель норвежской газеты Aftenposten (25.11) опасается, что, «когда страна НАТО сбивает российский самолет, серьезные проблемы ожидают и нас, и Путина».
Эксперт Института оборонных исследований Швеции Фредрик Вестерлунд (Fredrik Westerlund) считает, что «в Сирии могут сбить еще не один самолет» (Dagens Nyheter, 24.11). Комментатор газеты Helsingborgs Dagblad (24.11) и вовсе уверен, что «прямое столкновение США и России — это лишь вопрос времени…; в Сирии сейчас столько самолетов, что скоро кто-нибудь обязательно выстрелит по „неправильной" цели».
Норвежская газета Bergens Tidende (24.11) в такой степени обеспокоена развитием событий, что даже снабдила интервью ведущего специалиста по России Юлии Вильгельмсен (Julie Wilhelmsen) строгой, против обыкновения, фотографией в черном пиджаке. «Всё это очень серьезно, как раз то, чего все боялись, — говорит она. — Существует опасность того, что Россия и НАТО начнут воевать друг с другом; они и так уже находятся в состоянии глубокого конфликта после аннексии Крыма. Вопрос в том, поступят ли они так на самом деле или все же продолжат стараться координировать свои действия в Сирии. В любом случае понятно, что России одной с ИГИЛ не справиться».
Фото: flickr.com, mallol