Лента новостей

21:39
«Кто открыл ящик Пандоры на Востоке?». В польской прессе назвали настоящего виновника войны на Украине
21:38
Убиты и ранены мирные люди. ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 9 января
21:37
Опрос: с начала СВО резко снизилось доверие украинцев ко всем институтам власти
21:36
Каллас о помощи Украине: ЕС готов взять на себя лидерство, если США откажутся
21:32
80 тысяч мигрантов принудительно выдворили из России в 2024 году
21:31
Грузия планирует в этом году закупить у России в два раза больше газа
21:30
Бойцы благодарят читателей «Русской Весны» за важную помощь (ВИДЕО)
21:01
Математики «сломали» квантовую физику? Предсказано существование частиц, считавшихся невозможными
20:51
Религиозные итоги – 2024: великий перелом к сатанизации мира
20:44
Разведка сорвала прорыв ВСУ на новом участке фронта. Киев готовит неприятный «сюрприз» с моря — Горячая сводка 9 января 2024 г.
20:43
Последнее заседание «Рамштайн». Союзники Украины завалили её новыми пакетами помощи
20:09
Почему государственные границы больше не являются нерушимыми?
19:58
Xiaomi представила мощный смартфон Poco X7 Pro и его спецверсию Poco X7 Pro Iron Man
19:54
Трамп сдвинул завершение конфликта на Украине в сторону Пасхи и никаких уступок Путину
19:47
В Грузии задержали мужчин, убивших российского туриста
19:06
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 9 января
19:05
Ирония судьбы по-украински. 40-летнего Евгения Криводуба убили в ТЦК, его убийца отпущен на свободу
19:04
Зеленский настаивает на размещении миротворцев НАТО на Украине
19:03
Британия с союзниками пообещали Украине 30 тысяч дронов
18:58
Трамп готов продать Украину?
18:55
Политолог Перенджиев рассказал о причинах, исключающих принятие Украины в ЕС и НАТО
18:51
Зеленский предложил западным странам ввести войска на Украину
18:43
Курское сражение на 09.01.25: уже не «контрнаступ», но активная оборона...
18:27
Отчего вода после кипячения в микроволновой печи кажется невкусной и можно ли этого избежать: учёные нашли решение
18:26
Почему пропал смысл различать гравитационную и инертную массы?
18:13
В разгар слухов о Half-Life 3 на странице Valve в Steam засветилась секретная игра
18:09
Савченко предложила отбирать имущество уклонистов в пользу ВСУ
18:08
Украина усиливает охрану на границе с Беларусью
18:07
«Перед кражей воры перекрестились». В Челябинске цыгане украли столетнюю икону в храме
18:06
Словакия и Венгрия намерены блокировать вступление Украины в ЕС из-за остановки транзита газа
18:00
Конфликт продолжится. Послание Зеленского Путину
17:44
Юрий Подоляка: «Контрнаступ на Курском направлении провалился», свежие данные на 09.01.2025
17:17
Европейский импорт СПГ из России в 2024 году достиг рекордного уровня
17:16
В Белом доме признали, что поставки танков, ATACMS и F-16 не помогли Украине
17:15
В Польше озабочены увеличением поддержки России в Евросоюзе из-за падения уровня жизни
17:14
В Китае массово торгуют поддельными «российскими» товарами
17:13
Путин обвинил в плохой работе ответственных за устранение мазутной катастрофы в Чёрном море
17:08
Новая Сирия: путь к федерации или реинкарнация террористического «халифата»?
17:05
Пост президента Ливана занял генерал Аун
17:03
На модернизацию коммунальной инфраструктуры России решили направить 4,5 трлн рублей
16:51
Часов Яр - Ошеломляющий прорыв Армии России
16:21
Где обещанное ПВО? Зеленский недоволен итогами заседания «Рамштайн»
16:20
Капеллан ПЦУ поздравил украинских военных с иудейским праздником Ханука и вручил им мацу
16:19
На Украине полмиллиона уклонистов находятся в розыске. ВРУ предлагает уменьшит им штрафы, чтобы пошли на фронт
16:18
Правительство Украины отказывается бронировать работников газовой отрасли
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Десантные катера на воздушной подушке LCAC

Десантные катера на воздушной подушке LCAC



Катера LCAC на учениях, 2011 г.


ВМС США располагают развитым десантным флотом, имеющим разные высадочные средства. Одно из основных – десантный катер на воздушной подушке LCAC, способный перевозить людей, технику вплоть до танков и различные грузы. Такие катера состоят на снабжении флота с середины восьмидесятых годов и за прошедшие десятилетия хорошо зарекомендовали себя. Однако они успели устареть морально и физически, и потому запланирована их постепенная замена.

Процессы создания


Проработка вопросов создания десантного катера на воздушной подушке стартовала в начале семидесятых по инициативе ВМС и КМП США. Силами нескольких флотских и коммерческих организаций был разработан ряд предварительных проектов подобной техники. Наилучшие результаты показал JEFF B от Bell Aerospace, сочетавший уже известные решения из готовых проектов и новые идеи.

На основе JEFF B к концу семидесятых разработали новый вариант десантного катера, после чего начался процесс строительства и испытаний опытной техники. К этому времени новый катер получил обозначение Landing Craft Air Cushion (LCAC), под которым получил широкую известность. Испытания прошли успешно и подтвердили расчетные характеристики. Катер получил рекомендацию к принятию на снабжение.

В начале восьмидесятых были улажены все технические и организационные вопросы, после чего Пентагон выдал первые контракты на производство. Начиная с 1982 г., планировалось вести строительство катеров с малыми темпами, а позже, при получении желаемых результатов, запустить полномасштабное производство.


Катер LCAC подходит к док-камере корабля USS Kearsarge (LHD-3)

Первый этап производства был поручен сразу двум подрядчикам. Компании Textron Marine & Land Systems (TMLS) и Avondale Gulfport Marine (AGM) получили отдельные заказы на 15 катеров в рамках «начального производства с малым темпом». Этот этап планировали продолжать до 1986 г., после чего ВМС собирались выбрать наиболее эффективного производителя и поручить ему следующее строительство.

Темпы производства


Закладка первых LCAC на двух судостроительных заводах состоялась в 1982 г. Уже в 1984-м катера передали заказчику. Еще через два года первое подразделение на LCAC достигло начальной оперативной готовности. Параллельно осуществлялось переоснащение других подразделений флота и подготовка к полноценному развертыванию и эксплуатации.

Первые 30 катеров были достроены и переданы заказчику в 1986-87 гг. Тогда же флот решил, что дальнейшее строительство будет осуществлять компания TMLS. Впрочем, вскоре пришлось искать нового подрядчика. Им стала верфь Lockheed Shipbuilding Company. В дальнейшем все новые катера строились силами двух предприятий, что позволило выполнить все планы в разумные сроки.

В конце восьмидесятых годов два подрядчика получили заказы на 48 серийных катеров. В дальнейшем заключались новые контракты на дополнительные партии разного объема и стоимости. В результате к середине девяностых годов общее количество строящихся и запланированных серийных LCAC достигло 91 ед. Средняя стоимость катера на тот момент достигала 27-28 млн долл.


Десантный катер поднимается в док-камеру корабля USS Portland (LSD-37) типа Anchorage

Строительство катеров LCAC было завершено в 2001 г. Почти за 20 лет производства основной заказчик в лице ВМС США получил все требуемые изделия в количестве 91 ед. Следует отметить, что количество техники в строевых частях всегда было меньше. Так, в начале двухтысячных в строю присутствовало только 72 катера. В дальнейшем их численность вновь сократилась: к концу десятых годов в строю было около полусотни катеров.

В 1994 г. компания TMLS начала производство LCAC по первому заказу Морских сил самообороны Японии. Затем последовало несколько новых контрактов, и к началу двухтысячных японский флот получил шесть катеров. Другие страны такую технику не покупали.

Технические особенности


Катер LCAC представляет собой судно на воздушной подушке общей длиной 26,4 м шириной 14,3 м. Снаряженная масса не превышает 89 т, полная с максимальной нагрузкой – до 185 т. На корпусе катера предусмотрена большая грузовая палуба, по бокам от которой находятся две надстройки с постами управления, элементами силовой установки и т.д.

LCAC в базовой конфигурации комплектовались четырьмя турбовальными двигателями Lycoming TF-40B суммарной мощностью 16 тыс.л.с. В ходе дальнейшей модернизации были внедрены современные двигатели Vericor Power Systems ETF-40B с цифровой системой управления. Мощность распределяется на четыре подъемных вентилятора и два маршевых винта в кольцевых каналах.

Нормальная нагрузка LCAC составляет 54 т, максимальная – 68 т. Это позволяет катеру перевозить до 180 солдат, один основной танк или иные грузы соответствующей массы и размеров. Максимальная скорость с нагрузкой превышает 40 узлов; технически достижима скорость более 70 узлов. Дальность плавания, в зависимости от скорости и груза, составляет 200-300 миль.


Выгрузка танка на берег

Катера оснащаются современным радиоэлектронным оборудованием навигации и связи. Экипаж из пяти человек работает в двух кабинах, эргономика которых напоминает самолеты. Для самообороны имеются две единицы ствольного вооружения – пулеметы нормального или крупного калибра либо автоматический гранатомет.

Катера на службе


В 1986 г. первое подразделение ВМС на LCAC достигло начальной готовности. В следующем году такие катера впервые подняли на борт десантного корабля USS Germantown (LSD-42) в рамках развертывания. В дальнейшем катера нового типа регулярно привлекались к различным учениям, боевым и гуманитарным операциям.

В зависимости от поставленных задач, катера LCAC могли применяться самостоятельно или вместе с десантными кораблями. Габариты и водоизмещение катера были определены с учетом возможностей и ограничений десантного флота. Их могли и могут перевозить десантные корабли-доки и более современные УДК. Так, корабли-доки старого типа Anchorage могли нести до четырех LCAC, а более крупные Whidbey Island – до 5 ед. УДК, такие как San Antonio или Wasp несут 2 или 3 катера соответственно.

Таким образом, десантные катера LCAC достаточно быстро смогли стать многочисленной, эффективной и гибкой составляющей десантных сил. В первую очередь, этому поспособствовал высокий уровень тактико-технических характеристик.


Старое и новое: катер LCAC на испытаниях ракетного комплекса NMESIS

Любопытно, что количество строевых LCAC не равнялось числу выпущенных катеров. Уже в девяностых начались процессы, сократившие возможное количество катеров в эксплуатации. Так, две единицы перевели в категорию опытовых судов для проведения различных испытаний. Еще 17 списали из-за повреждений, выработки ресурса или для разборки на запчасти. В итоге после завершения строительства серии общая численность LCAC в ВМС США составляла лишь 72 единицы.

Продление сроков


Назначенный срок службы катера LCAC изначально составлял 20 лет. В связи с этим с середины девяностых Пентагон и TLMS работали над программой продления ресурса Service-Life Extension Program (SLEP). Ее разработали и утвердили в 2000 г. – за несколько лет до предполагаемого срока списания самых старых катеров. Предложенные меры позволяли продлить срок службы катера на 10 лет.

Программа SLEP была разделена на два этапа. Первый предусматривал замену радиоэлектронного оборудования современными образцами. Эти меры были реализованы в течение нескольких первых лет и положительно повлияли на эксплуатацию катеров, в т.ч. с точки зрения стоимости. В ходе второго этапа проводится капитальный ремонт с частичной заменой и обновлением корпусных конструкций. Кроме того, катер вновь получает современное оборудование.

В десятых годах последовательно провели несколько новых проектов ремонта и модернизации. В очередной раз осовременили электронику, доработали корпус и юбку, а также обновили силовую установку. Дальнейшие модернизации уже не планируются ввиду разработки совершенно нового десантного катера.

Десантные катера на воздушной подушке LCAC
Головной катер нового типа SSC на испытаниях

Программа SLEP в целом решила свои задачи. Без нее самые старые катера LCAC пришлось бы списать в 2004-2005 гг., а после капитального ремонта они прослужили до 2015- го. Все мероприятия по обновлению наличной техники завершились в 2020 г., благодаря чему самые последние образцы смогут оставаться в строю до 2030 г.

Перспективная замена


Для поддержания десантных сил на должном уровне, в 2011 г. ВМС запустили программу Ship-to-Shore Connector (SSC), целью которой является создание современного аналога LCAC с более высокими тактико-техническими характеристиками. В 2012 г. победителем конкурсной части программы стала компания TMLS.

Проект SSC предусматривает использование отработанной архитектуры и ряда решений проекта LCAC. При этом внедрены новые материалы, компоненты и решения, благодаря чему катер имеет нормальную нагрузку 75 т и показывает более высокие ходовые характеристики. Еще одной целью проекта было упрощение и удешевление эксплуатации.

Строительство первой партии SSC началось в 2014 г., и с начала 2020-го технику передают заказчику. Строительство планируют продолжать до начала тридцатых годов; параллельно будет осуществляться списание устаревших LCAC. Всего будет построено 80 новых катеров, из них 72 предназначены для строевых частей.

Таким образом, история LCAC медленно, но верно приближается к своему завершению. Уже создан новый проект катера с повышенными характеристиками, и теперь ВМС могут планировать списание старой техники. В ближайшие годы катера двух типов будут использоваться параллельно, а к тридцатым годам заслуженные, но устаревшие LCAC окончательно уступят свое место.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх