На руинах СССР
Относительно слабо освещённой в российских СМИ осталась закладка первого корвета турецкого проекта MILGEM (типа Ada) для украинских ВМС. По меркам России событие и впрямь не слишком примечательное.
Но, как писал экс-президент Леонид Кучма, «Украина — не Россия». Возможности у стран разные. Сейчас единственный условно крупный корабль ВМС Украины — это «Гетман Сагайдачный» проекта 1135.1 «Нерей», введённый в эксплуатацию в 1993-м. Наиболее амбициозным начинанием в этом смысле было строительство четырех «национальных» корветов проекта 58250, разработанных «Исследовательско-проектным центром кораблестроения» (КП «ИПЦК») в городе Николаеве.
Строили головной корабль мощностями «Черноморского судостроительного завода». Однако в июле 2021 хозяйственный суд Николаевской области утвердил отчет об окончательной ликвидации предприятия, которое ранее признали банкротом. Готовность головного корабля серии — «Владимира Великого» — составляла на тот момент примерно 17 %. Позднее Минобороны сообщило, что его хотят достроить, причём уже по классу фрегат. В нынешних условиях это выглядит маловероятно в силу развала украинского судостроения. Да и практический смысл, с учётом предстоящих финансовых затрат, сомнительный.
Низкий старт
Изначально MILGEM имел к ВМС Украины опосредованное отношение, хотя в его разработке участвовал тот самый «Исследовательско-проектный центр».
А вот для Турции проект является знаковым: как с практической стороны, так и с точки зрения мирового престижа. Разработанный в рамках этого проекта корвет типа Ada — первый крупный боевой корабль турецкого проекта. Сама программа MILGEM направлена на разработку кораблей, которые могли бы выполнять разные задачи, включая разведку, наблюдение, раннее предупреждение, ПЛО, борьбу с надводными кораблями, ПВО и десантные операции.
Ada — лишь одно из направлений. Другие связаны с разработкой фрегатов. Уместно напомнить, что ещё 23 января на воду спустили головной фрегат семейства — «Стамбул».
Если говорить конкретно про корветы типа Ada, то их турки уже построили и ввели в строй четыре. Водоизмещение корабля (стандартное) составляет 1524 тонн. Длина равна 99 метров, а ширина — 14,4. По
Остаётся открытым вопрос о том, кто и где будет строить корабли. Известно, что в качестве основного подрядчика выступает турецкая государственная компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. или STM. Головной корабль построит Турция и передаст Украине в 2022 году, после чего Украина проведёт его дооснащение и введёт в строй в 2024 году.
Фото: ВМС Украины и Игорь Копытин
Корвет построят на мощностях верфи Istanbul Naval Shipyard. Остальные три, как сообщалось ранее, построят в Украине на заводе «Океан». Для страны это был бы хороший опыт. Но всё не так просто.
В сентябре директор частной компании «Кливер» Оксана Врублевская высказала изданию «Фокус» альтернативный взгляд.
«Пару недель назад, я в Турции посетила компанию, которая будет поставлять корветы в Украину с целью узнать больше о вероятном участии украинских предприятий в локализации производства. Хочу сказать, что я очень удивила турецкую сторону своим вопросом о локализации. Они пока что не планируют никакой локализации. Пока такая идея не доведена до сознания поставщиков корвета», — заявила Врублевская.
Трудно сказать, как будет обстоять дело в действительности. Отметим лишь, что сам контракт на постройку четырех кораблей подписали в декабре 2020 года. Если верить турецким источникам, рамочная цена соглашения с Украиной составляет более одного миллиарда долларов. Кстати, в 2018-м Турция подписала договор с ВМС Пакистана на поставку четырех корветов MILGEM: тогда контракт стоил более двух миллиардов долларов.
Примечательно, что на церемонии резки стали для первого корабля MILGEM для ВМС Пакистана присутствовал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (тогда же ввели в строй TCG Kınalıada — четвертый корабль типа Ada для турецких ВМС). В недавней церемонии закладки он не участвовал.
Старые проблемы
Формально, когда (и если) Украина получит четыре корвета типа Ada, это будет означать многократное усиление потенциала украинских ВМС, где реально сейчас могут сражаться разве что речные бронекатера проекта 58150 «Гюрза», о проблемах которых, впрочем, тоже писалось много за последнее время.
Однако такое «сферическое усиление в вакууме» может сыграть злую шутку. Как и раньше, Украине де-факто будет нечего противопоставить ВМС таких стран, как Россия или та же Турция, поскольку новые корветы не будут иметь почти никакого воздушного прикрытия.
Очевидно, что любой современный боевой корабль имеет развитую систему ПВО. Но очевидно и то, что она может быть эффективной лишь в связке с
Старые советские истребители МиГ-29 и Су-27, которые есть у Украины на вооружении, нельзя рассматривать в качестве реальной силы: ни по части бортовой электроники, ни в плане вооружения. В то же время ни одного современного пилотируемого боевого самолета у страны физически нет.
Фото: Минобороны Украины
Ситуацию, если верить СМИ, усугубляет массовое увольнение опытных пилотов по причине относительно низких зарплат и высокой нагрузки.
В целом, если в случае с кораблями ВМС имеется хотя бы видимость перевооружения (если говорить о корветах Ada, это даже можно рассматривать как реальные шаги), то с боевой авиацией и противовоздушной обороной всё по-прежнему «сложно».
В марте французское издание Intelligence Online в материале «Race on between Rafale and FA-18 to replace Ukraines MiG» писало, что Франция готова предложить Украине истребители Dassault Rafale. Кроме него в разное время называли Gripen, F-15, Eurofighter Typhoon и даже (правда, на перспективу) F-35 пятого поколения. Однако время шло и про новый авиационный «контракт века» успешно забыли.
Илья Легат
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: