Сколько раз доводилось слышать: «Наш авиапром умер, умер, умер! Вот и западная пресса пишет…» И ведь действительно писала, мол, нет у русских ничего, равного «Рапторам», «Торнадо» и «Рафалям»! Но стоило одному нашему авиаполку в Сирии начать работать по объектам террористов, как тон публикаций стал стремительно меняться с пренебрежительного на уважительный.
Самое удивительное для иностранных репортеров то, что основная ударная сила нашего полка на аэродроме Хмеймим – известные всем с 1980-х годов фронтовые бомберы Су-24М и штурмовики Су-25СМ. Так что же сегодня летает в тамошнем (и нашем тоже!) небе и что мы можем получить в ближайшем будущем?
Надежный «Чемоданчик»
Так прозвали Су-24 за форму фюзеляжа. На восьми узлах подвески – до семи с половиной тонн вооружения, управляемого и неуправляемого. Перечень огромен: ракеты, бомбы, кассеты, пушечные контейнеры. И все это он способен вывалить на противника с любой высоты и неожиданно, поскольку может в автоматическом режиме летать на сверхзвуке с огибанием рельефа местности на высоте полсотни метров днем и ночью.
Пилоты называют такой полет корридой. И разумеется, никакие средства ПВО на такой высоте и скорости не способны на его появление даже среагировать. Тем хуже для них: для поиска целей Су-24 использует радар, дополненный лазерным дальномером и телевизионной системой.
Прилетевшие «Грачи»!
«Грач» – бронированный штурмовик Су-25СМ, модернизированная версия которого оснащена новой бортовой электроникой. Добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS). Она позволяет пилоту программировать точку атаки с отклонением менее десяти метров и автономно действовать при нулевой видимости. Аппаратура «Гефест», такая же как на Су-24, повышает точность неуправляемых бомб и ракет до уровня высокоточного оружия.
А еще наши братья-белорусы сделали для него «Талисман» – бортовой комплекс обороны. Этот оберег сводит с ума радары всех существующих в мире самолетов и систем ПВО, а также головки самонаведения ракет «воздух - воздух», заставляя их срабатывать еще на подлете. «Грачи» могут работать с грунтовых аэродромов и нести на десяти точках подвески четыре с половиной тонны бомб и ракет. Очень эффективны корректируемые полутонные бомбы ФАБ-500 Кр.
На боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ терористическая организация) производит неизгладимое, а на некоторых – неизлечимое, впечатление. Таковы наши «старички», на две дюжины которых в Сирии приходится большая часть из восьмисот уничтоженных целей.
Не гадкий «Утенок»
Так прозвали за форму приплюснутого носа наш лучший ударный самолет Су-34, который сегодня тоже воюет в Сирии. Таких там –шесть. Он многофункционален и идет на смену «Чемоданчику». Сегодня их в нашей авиации 74. Планируем делать по два десятка в год, чтобы получить в итоге двести машин. Хотелось бы больше, но только клепка обшивки занимает не менее двух месяцев.
Самолет с бронированной кабиной имеет мощный радар, а также телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения целей на дальности до ста километров. А комплекс радиоэлектронного оборудования «Хибины» защищает его не только от огня зенитной артиллерии, авиационных и зенитных ракет, но и от ПЗРК. Так что любая управляемая бомба или высокоточная ракета из восьми тонн размещенных на 12 точках подвески боевой нагрузки находит свою цель.
Прикрытие
Наши бомберы и штурмовики во время вылетов прикрывает звено двухместных истребителей Су-30СМ. Эти машины имеют аппаратуру управления групповыми действиями самолетов. Но не только.
Их задача – завоевание господства в воздухе, обеспечение боевых действий других самолетов, прикрытие наземных войск, а также воздушная разведка и уничтожение наземных и надводных целей. Могут применять как управляемые ракеты «воздух-воздух» с дальностью до 110 километров, так и бомбы.
При боевой нагрузке в десять с половиной тонн может взять на борт до 28 бомб калибра 250 килограммов. Такой вот истребитель. Их сегодня для ВВС России заказано шестьдесят.
«НЛО в воздухе!»
В общем, наши старички если кому и портят борозду, то пока только боевикам. А новинки могут еще больше удивить мировое сообщество. Наш самый грозный на сегодня истребитель – многоцелевой сверхманевренный Су-35С поколения 4++. Неслучайно американские пилоты говорят про него: «Это не самолет, так летают НЛО!» В строевых полках уже полсотни таких «сушек», еще столько же получим к 2020 году. И неслучайно Китай просит заключить контракт на поставку 24 таких машин.
Со следующего года в серию пойдет истребитель пятого поколения ПАК ФА. Видимо, поэтому-то индийские летчики-испытатели и попросили у нас разрешения опробовать его в полете.
Помните, раньше речь шла о совместном производстве? Для этого стороны должны были скинуться по 5,5 миллиарда долларов, а программа заняла бы восемь лет. Теперь Индия рассматривает вариант покупки у нас трех эскадрилий готовых истребителей, чтобы получить их как можно быстрее, за три года.
Продолжается работа и над дальним перехватчиком МиГ-41. Машина должна развивать скорость до четырех «звуков» и в группе из трех-четырех самолетов контролировать воздушное пространство в полосе 1200 километров по фронту. Планируем иметь не менее ста машин.
Тяжеловозы на выбор
На вооружение военно-транспортной авиации начинают поступать тяжелые Ил-76МД-90А. Из первой партии в 40 машин в производстве находится десять. Объемы их ежегодного выпуска будут увеличиваться и дойдут до 18 самолетов в год. Экспортные контракты на новый Ил с Египтом и Венесуэлой могут быть подписаны к концу года.
Не забыт Ил-96, на базе которого могут быть созданы топливозаправщик, пункт управления и самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Он же остается базовой машиной специального летного отряда управделами президента. А между тем уже разрабатывается транспортник Ил-106 с грузоподъемностью 80–100 тонн, техпроект которого рассматривает Минобороны.
Проектируется и сверхтяжелый самолет с грузоподъемностью 240 тонн: надо же чем-то заменять украинские «Русланы». Проблема в двигателях, возможно, ими будут НК-32, производство которых возобновлено в Самаре.
Что касается легкого военно-транспортного Ил-112В грузоподъемностью шесть тонн, созданного на замену Ан-24, то его испытания завершатся в 2019 году, после чего начнется серийное производство. Военным нужно не менее 35 машин. Еще один интересный самолет – Ил-114. Может работать с бетона и грунта.
Он хорош (с комплексом «Касатка») для борьбы с подлодками, патрулирования тервод, радиотехнической разведки и РЭБ, картографирования и контроля тактической обстановки. Не менее ста машин потребуется различным ведомствам, и уже имеются предварительные заявки от российских авиакомпаний на 48 пассажирских Илов.
Вертушки
Слышу крики из зала: «А вертолеты как?» Отвечаю: «Да!» Безо всякой шумихи на вооружение принят вертолет радиолокационного дозора Ка-35. Он пока даже не получил обозначения в кодах НАТО. Саечку им за зевок!
Готова модернизированная версия «Ночного охотника» – Ми-28НМ. Теперь это всепогодный круглосуточный вертолет с новыми навигационным и разведывательным комплексами, оптикой и системой управления, позволяющей осуществлять слепую посадку.
Новинки – радар с круговым обзором и система отображения информации на стекле шлема пилота, позволяющая прицеливаться по принципу «головой верчу, выстрелить хочу». Готовится замена палубному Ка-52. Новую машину ждем с 2018 года. Она предназначена для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок. Вот и Египет заказал полсотни Ка-52 под законтрактованные у Франции «Мистрали».
Подготовлена к выпуску арктическая версия Ми-8АМТШ-ВА. Его задача– обеспечение действий арктической группировки войск, поддержка их с воздуха, мониторинг зон ответственности и спасение терпящих бедствие экипажей и пассажиров воздушных и морских судов в тех краях. Версия получает более мощную силовую установку, для утепления кабины используются технологии, применяемые на космических кораблях.
Машина адаптирована к низким температурам, ограниченной видимости, потере спутниковых сигналов и другим приятным неожиданностям работы на северáх. Потребность Минобороны – сто машин.
Найти применение в Арктике может и новейший Ми-38. Его место – в линейке машин между образцом среднего класса Ми-8 и тяжелым Ми-26.
Готова промышленность и к созданию связанной пары вертолет –беспилотник. Например, ударно-разведывательный Ка-52 и БЛА в единой боевой системе. Очень перспективное направление, работа в паре – грамотный подход: обеспечивается эффективность и безопасность пилотируемой машины. «Здесь все понятно и технически реализуемо, поэтому будем делать», – заявил представитель «Камова».
Напоследок небольшое резюме: наши Воздушно-космические силы получат в этом году свыше 250 самолетов и вертолетов. При этом по некоторым образцам авиатехники имеется возможность опережающих поставок в счет 2016 года, а сокращение объемов закупок не планируется. Так что, если кому мало триумфа нашей авиации в Сирии, обращайтесь. Можем повторить на бис.
Автор: Михаил Тимошенко
Фото: «Красная Звезда»
Читайте нас: