«Соединённые Штаты сообщили сегодня, что два военно-морских F-14 сбили два ливийских Су-22 советского производства в 60 милях от берегов Ливии после того, как один из ливийских самолётов открыл огонь. Ливийцы, которые вчера открыто обвинили Соединённые Штаты в подготовке агрессии против Ливии под прикрытием манёвров в заливе Сидра, заявили сегодня, что ими сбит один из F-14. В Пентагоне это опровергли». С таким заявлением вышла 20 августа 1981 года газета «Нью-Йорк Таймс». Как в действительности развивались события 40 лет назад, и что послужило причиной инцидента?
32°30ʹ северной широты
Мореплавателям всех эпох и народов исторически не везло с заливом Сидра, известным также как Большой Сирт. Достаточно сказать, что именно там сел на мель легендарный «Арго» — греческий поэт Аполлоний Родосский писал:
«Но внезапно Борей, подхватив со злобным порывом,
Девять дней и девять ночей, пока не вступили
В Сирт пловцы, откуда судам не бывает возврата,
Если в этом заливе насильно они оказались.
Мель там повсюду. Всюду глубокие заросли ила,
А по зарослям тихо колышется пена морская.
Рядом лежит кругом лишь песок, сколько в воздухе видно.
Там ни зверь никакой не идёт, ни воздушная птица».
В I веке до н.э. Вергилий особо отмечал «нумидийцев народ необузданный, страшные Сирты», а в районе 60 года н.э. только благодаря героическим усилиям моряков и молитве Св.Павла экипажу его судна удалось избежать участи аргонавтов — оно разбилось у берегов Мальты, что, судя по описанию в «Деяниях апостолов», считалось куда более благополучным исходом. В 1941–1942 гг. несчастливую репутацию Сидры опытным путём подтвердили в ходе
Не остались в стороне от Сидры и американцы: в 1803 году посланный для
После свержения монархии и
Это, конечно, противоречило всем международным конвенциям — США, СССР и ещё несколько государств немедленно заявили протест, но дальше слов дело не пошло. У Вашингтона и без Ливии была куча проблем, а в Москве не хотели портить отношения с режимом, расплачивающимся за поставки военной техники живыми деньгами и нефтью. Но ситуация изменилась после 20 января 1981 года, когда президентом США стал Рональд Рейган — и тут уже с заливом Сидра перестало везти ливийцам и самому Муаммару Каддафи.
Инциденты и свобода мореплавания
В декабре 1979 года толпы демонстрантов, вышедших на улицы Триполи в поддержку
16 сентября 1980 года стратегический разведчик «Боинг» RC-135 ВВС США, выполнявший полёт над заливом Сидра, был перехвачен парой ливийских МиГ-23. Когда американский пилот не подчинился сигналам ливийцев отвернуть к северу, один из истребителей выпустил ракету, прошедшую в стороне от цели. Пятью днями позже другой «Боинг» с критской авиабазы Суда-Бэй был перехвачен пятёркой ливийских «Миражей V», но после появления трёх F-14A «Томкэт» с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» ливийцы благоразумно предпочли ретироваться. Тем не менее, кораблям 6-го флота ВМС США было приказано держаться к северу от 32°30ʹ северной широты — президенту Картеру совсем не был нужен ещё один кризис на Ближнем Востоке.
У Рональда Рейгана видение ситуации было совсем иным. Придя к власти на волне
После этого Пентагону дали зелёный свет на планирование и проведение в заливе Сидра военно-морских манёвров, призванных обеспечить свободу мореплавания. В отличие от прежних подобных учений контр-адмирал Джеймс Сервис (James E. Service) получил право самостоятельно принимать решения о применении оружия «для противодействия использованию силы или непосредственной угрозе использования силы».
Ракетные стрельбы в открытом океане
Ранним утром 18 августа 1981 года линию на 32°30ʹ северной широты пересекли два эсминца ВМС США — «Уильям В. Пратт» (USS William V. Pratt, DDG-44) и «Кэрон» (USS Caron, DD-970). Их задачей было в течение 36 часов оставаться в оспариваемом ливийцами районе, в то время как основные силы, включая две авианосные ударные группы с авианосцами «Нимиц» (USS Nimitz, CVN-68) и «Форрестол» (USS Forrestal, CV-59), к северу от залива Сидра должны были провести ракетные стрельбы в открытом море (Open Ocean Missile Exercise — OOMEX).
Четыре пары F-14A «Томкэт» из 41-й (VF-41) и 84-й (VF-84) эскадрилий с «Нимица» ещё до рассвета заступили на боевое дежурство в воздухе: одна к югу от района стрельб, две к западу, в непосредственной близости от ливийской Мисураты, и одна над авианосцем. «Форрестол» поднял три пары «Фантомов» F-4J для патрулирования к востоку от авианосной ударной группировки и над ней. Работу истребителей обеспечивали самолёты ДРЛО
«До этих манёвров правила применения оружия были очень подробными. Мы не могли открывать огонь без разрешения. Даже если бы по нам стреляли, мы всё равно должны были связаться с кораблём, описать ситуацию и получить разрешение открыть огонь. Любой пилот-истребитель знает, что это слишком долго. В любой схватке, которая длится свыше 60 секунд, вероятность получить попадание растёт по экспоненте. Но перед этими манёврами нам озвучили новые правила применения оружия. Теперь наши офицеры наведения могли заранее дать разрешение атаковать какую-либо конкретную цель и, что самое важное, теперь, если по нам открыли бы огонь, мы могли стрелять в ответ без всяких вопросов».
Наиболее вероятными сценариями атак ливийцев в ответ на военно-морские учения в заливе Сидра считались два: атака МиГ-25П на пикировании с высоты 20 000–25 000 метров с уходом к берегам Ливии на полной скорости и атака МиГ-23 с подходом на малой высоте и подскоком для пуска ракет по маломаневренным «Хокаям», «Праулерам» и «Орионам». Действительно, в первые сутки манёвров около 70 ливийских самолётов пыталось прорвать заслон «Томкэтов» и «Фантомов», но открыть огонь их пилотам так и не пришлось. Полковник ВВС Ливии Али Тани свидетельствовал:
«Через минуту после получения команды на перехват от нашего пункта наведения EA-6B и EP-3, которые 6-й флот США задействовал для обеспечения своих перехватчиков, ослепляли наши радары и блокировали наши переговоры по радио. С этого момента мы летели слепыми и глухими, полагаясь для обнаружения американцев исключительно на свои глаза. Наши радары были бесполезны. Мы не могли ни увидеть, что там происходит впереди нас, ни запросить у командного пункта наведения новый курс или какую-то иную информацию».
Было ли дело действительно в безоговорочном превосходстве американской техники или в банально слабом знании своей матчасти ливийцами, но за 18 августа им удалось оказаться в районе манёвров лишь в трёх случаях, каждый раз вынуждая американцев приостановить ракетные стрельбы.
Чуть меньше двух минут
Около 06:00 19 августа американские истребители и пара «Хокаев» снова поднялись в предрассветное небо. За ними в воздух ушли S-3A «Викинг» и A-7E «Корсар», которым была поставлена задача найти ливийский ракетный катер проекта 205ЭР и две, предположительно, советские подлодки, сильно докучавшие кораблям контр-адмирала Сервиса.
Самую южную точку для дежурства в воздухе предстояло занять паре «Томкэтов» из эскадрильи VF-41 с «Нимица». Ведущим был экипаж в составе комэска коммандера Генри Климанна (Henry Kleemann) и оператора РЛС лейтенанта Дэйва Венлета (David J. Venlet), ведомым — экипаж лейтенанта Ларри Мучински (Lawrence M. Muczynski) и младшего лейтенанта Джеймса Андерсона (James P. Anderson). Позывными у них были «Быстрый орёл 102» и «Быстрый орёл 107» соответственно. Дозаправившись после взлёта от летающей «дойной коровы» KA-6D «Интрудер», истребители ушли на позицию на траверзе ливийской авиабазы Гирдабия близ города Сирт.
В течение предыдущего дня южная точка была самой спокойной — ливийцы пытались прорваться там всего один или два раза. Утро 19 августа подтвердило худшие ожидания Климанна и Мучински: в то время как они монотонно нарезали круги в небе, другую пару из их эскадрильи уже выводили на перехват МиГ-25, и даже «Фантомам» с «Форрестола» достались два МиГ-23. Но около 07:15 РЛС ведущего «Томкэта» обнаружила взлёт ливийского самолёта с Гирдабии в 130 км к югу, и тут же в эфире появился «Хокай», подтвердивший контакт.
Цель была обнаружена на высоте около 250 метров — затем она набрала скорость порядка 1000 км/час, вышла на 6000 метров и взяла курс на север. «Томкэты» пошли на сближение, причём Мучински занял позицию правее и на 1500–2000 метров выше самолёта Климанна. Попытки сманеврировать так, чтобы обойти ливийцев для атаки сбоку или с хвоста, своевременно парировались пилотами противника, которые доворачивали на американцев, продолжая сближение лоб в лоб. Мучински приказал своему оператору РЛС достать фотоаппарат — воздушного боя не ожидалось, а отснять ливийские самолёты было нужно.
На дистанции 13 км был установлен визуальный контакт: на «Томкэт» Климанна шли крылом к крылу на расстоянии 50 метров друг от друга два Су-22. По всей видимости, в предрассветных сумерках они даже не видели самолёт Мучински, у которого в этот момент вышел из строя радар. Это была уже вторая поломка за сутки — предполётный осмотр выявил неисправность правого дальнего пилона ракеты AIM-9L «Сайдуиндер». Фактически, «Быстрый орёл 107» остался только с одним «Сайдуиндером» и шестиствольной 20-мм пушкой M61 «Вулкан» с боекомплектом в 675 снарядов — поскольку AIM-7F «Спэрроу» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения в сложившейся ситуации были бесполезны.
Американские и ливийские самолёты сближались со скоростью порядка 2000 км/час. В 07:18 ведущий Су-22 передал ведомому: «Готов стрелять», и секундой позже: «Выпустил ракету». Непонятно, на что при этом рассчитывал пилот из 1032-й эскадрильи ВВС Ливии: «Томкэт» Климанна, только что начавший отворачивать влево, был всего в 300–350 метрах под ракурсом 20–25° и у ракеты Р-13 с инфракрасной головкой самонаведения не было ни единого шанса захватить цель. Ракета прошла под «Быстрым орлом 102». В эфире, как свидетельствует запись переговоров с осуществлявшего наведение крейсера ПВО «Биддл» (USS Biddle, DLG-34), царила неразбериха:
«102-й: Самолёт противника идёт прямо на нас, сейчас 8 миль. Высота 20 тысяч футов, 6 миль.
«Биддл»: 103-й, 113-й, вам курс 100. 103-й, сообщите…
107-й: Моего ведущего обстреляли два «Фиттера».
102-й: Это 102-й, по нам стреляли.
«Биддл»: И 102-й… ОК, принял.
Ретранслятор: Вы приняли, «Биддл»?
«Биддл»: Нет, что один из них сказал?.. 102-й, 107-й?
Ретранслятор: «Биддл», вы приняли 103-го?
«Биддл»: Нет.
Ретранслятор: Потому что он передал, что по нему только что стреляли, это то, что он передал.
«Биддл»: 103-й, подтвердите, что по вам стреляли, приём.
Ретранслятор: Подтвердите, что по вам стреляли.
102-й: Подтверждаю. Сбил одного из них».
Климанн, начавший разворот ещё до запуска ракеты ливийцем, сел на хвост второму Су-22 — тот тянул вправо, видимо, выполняя оборонительный манёвр «ракушка», заключавшийся в выполнении встречных косых петель с напарником. Подождав, пока его цель уйдёт в сторону от солнца, американский пилот выпустил «Сайдуиндер», попавший противнику точно в сопло и оторвавший Су-22 вертикальное оперение. Ливийский самолёт потерял управление, и несколько секунд спустя его лётчик катапультировался.
Мучински, пройдя с перегрузкой G=10,2 прямо перед носом ведущего, преследовал ведущего Су-22 и упорно пытался добиться захвата цели радаром, ещё не зная, что его РЛС отказала. Тогда он переключился на «Сайдуиндер» и, как только его инфракрасная ГСН «взяла» цель, выпустил ракету — от взрыва ливийский самолёт переломился у основания крыла и начал беспорядочно падать в дыму и огне. Экипаж «Быстрого орла 107» наблюдал, как у Су-22 отлетел фонарь кабины, и пилот катапультировался, но раскрытия его парашюта ни Мучински, ни Андерсон так и не увидели.
С момента визуального обнаружения «Сушек» до уничтожения последней из них прошла 1 минута и 59 секунд. Ещё полминуты спустя американским экипажам передали несколько запоздавшее разрешение обороняться, на что ведущий ответил, что у них уже два уничтоженных МиГ-23 — в скоротечном бою экипаж «Быстрого орла 102» не успел правильно идентифицировать противника.
Климанн и Мучински на полной скорости немедленно пошли на север к авианосцу. К ним уже спешили две другие пары «Томкэтов», подтвердившие, что на хвосте у победителей над ливийскими Су-22 никто не висит. Оба пилота, очевидно, были настолько на адреналине, что ведомый поймал тормозным гаком лишь последний, четвёртый трос аэрофинишёра, а никогда не допускавший ошибок на посадке ведущий вообще два раза уходил на второй круг и сел только с третьего раза. Авиатехники из палубной команды были воодушевлены не меньше: силуэты сбитых «Сухих» появились на «Томкэтах» раньше, чем вернувшиеся экипажи покинули кабины. Несколькими неделями спустя предприимчивые моряки из команды «Нимица» уже наладили выпуск футболок с текстом «ВМС США / Ливия — 2:0». Это были первые воздушные победы американской авиации c 1973 года.
После драки
Потеря двух Су-22 не заставила ливийцев отказаться от попыток прорыва к американским кораблям, но инцидентов с применением оружия уже не было. Спустя несколько часов контр-адмирал Сервис объявил о завершении манёвров и отвёл свои корабли к северу. За полтора дня самолёты ВВС ВМС США перехватывали ливийские машины около 45 раз.
Ливийцы заявили, что 19 августа в бою с целыми восьмью «Томкэтами» ими был сбит один американский истребитель — в качестве доказательства по телевизору демонстрировался некий обломок, якобы поднятый моряками из вод залива Сидра. Показали по ливийскому телевидению и двух пилотов Су-22, успешно подобранных в том же районе поисково-спасательной службой — однако нет никакой уверенности в том, что это были именно противники Климанна и Мучински.
Для ливийских телезрителей также выступил майор Халид Маина из вооружённой МиГ-25П 1015-й эскадрильи, который в лучших традициях лауреатов «Оскара» поблагодарил Муаммара Каддафи и весь советский народ,
1 сентября 1981 года, выступая на торжествах, посвящённых 12-й годовщине революции, Муаммар Каддафи заявил: «Мы готовы умереть за залив Сидра! Своей кровью мы превратим залив Сидра в новое Красное море!» Так оно, в общем, и получилось, но через 30 лет — 20 октября 2011 года ливийский лидер был убит в городе Сирт в юго-западной части залива Сидра.
Один «Томкэт» и двух авиаторов американцы всё же потеряли позднее: «Быстрый орёл 107» разбился 25 октября 1994 года при посадке на авианосец «Авраам Линкольн». Кэптен Генри Климанн погиб в катастрофе 3 декабря 1985 года, когда его F/A-18 «Хорнет» перевернулся при посадке на авиабазе Мирамар. Лейтенант-коммандер Джеймс Андерсон погиб 11 марта 1989 года, катаясь на горных лыжах. Дэйв Венлет дослужился до вице-адмирала, с 2010 года возглавлял программу разработки семейства самолётов
Источники и литература:
- Егорин А.З. История Ливии. XX век — М.: Институт востоковедения РАН, 1999
- Розин А. У ливийских берегов // Советский флот в войнах и конфликтах «холодной войны» (http://alerozin.narod.ru)
- Craig Brown. Debrief: A Complete History of U.S. Aerial Engagements, 1981 to the Present — Schiffer Military History, 2007
- Tom Cooper, Albert Grandolini & Arnaud Delalande. Libyan Air Wars. Part 1: 1973–1985 — Helion & Company, 2015
- Joseph T. Stanik. El Dorado Canyon: Reagan’s Undeclared War with Qaddafi — Naval Institute Press, 2003
Александр Бырихин
Читайте нас: