Планёр – безмоторный летательный аппарат. Он тяжелее воздуха и поддерживается в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, которую создаёт на крыле набегающий поток воздуха. В этом слове ударение падает на «ё», потому что плáнер – это несущая конструкция самолёта или других летательных аппаратов.
Планеризм – одна из тех колыбелей, в которых вырастают будущие пилоты боевых, транспортных и пассажирских воздушных судов. В кабине планёра даже далёкий от авиации человек может без лишнего риска почувствовать то, что испытывает в полёте птица.
Первые эскизы планёра сделал Эммануил Сведенборг приблизительно в 1714 году. Но лишь спустя почти полтора века – в 1853 году – Джордж Кейли сконструировал планёр, поднявший человека в воздух. Золотым временем для планерного спорта стали 1920 – 1930-е. Во многом – из-за Версалького мирного договора, который ограничивал использование моторных самолётов в Германии.
Простота и невысокая стоимость планёров стали залогом их успеха. Уже к 1933 году в СССР насчитывалось более 500 планёрных кружков, и это число вскоре удвоилось. Именно планеризм стал лётной школой для лучших пилотов Великой Отечественной войны. С планёров начина путь к профессии такие инженеры-конструкторы, как Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Андрей Туполев, Сергей Королёв…
Но это, как говорится, совсем другая история. В летопись планеризма мы углубляться не будем. Тема этой статьи – планерный спорт.
Первый полет
Конечно, с моей стороны это была авантюра. Но отказаться от приключения, о котором потом, надувшись от важности, принято рассказывать внукам, не смог. Поэтому напросился в кабину учебно-тренировочного планёра «Бланик» Л-13.
Все произошло на аэродроме Бобруйского аэроклуба ДОСААФ (Беларусь), в тот день как раз были полёты. Я подошёл к ширококрылому планёру, потрогал его, подвигал – необычно лёгкий для своих размеров. Он лежал на боку, уткнувшись левым крылом в землю. Правое задралось высоко вверх. Это из-за того, что у «Бланика» шасси из двух колёс.
Кабина двухместная. Сзади – инструктор, спереди – обучаемый, то есть я. Забрался, уселся – тесновато. Передо мной – приборы со стрелками, рычаги, педали, тумблеры. Никакой электроники. Как этим управлять, на лету не схватишь.
«Если что – прыгай», – небрежно бросил инструктор, когда помогал надеть парашют. Знать бы ещё, где то кольцо, за которое тянуть…
К нам подкатила «Вильга-35А» – неказистый с виду самолёт, чем-то похожий на «кукурузник», только поменьше. От него тянулся длинный трос, который прикрепили к носу планёра.
«Вильга» взревела мотором и побежала по траве. За ней – мы. Кто-то семенил рядом, придерживая крыло. С набором скорости планёр и сам выровнялся, оторвался от земли.
Немало полетал и в самолётах, и в вертолётах, но в планёре ощущения другие. Положение – полулёжа, обзор хороший. Летишь в этой алюминиевой трубе и понимаешь, что в десяти сантиметрах от плеча – бездна. Люди на земле стали точками.
Самолёт тащил нас натужно. На высоте метров в восемьсот по команде инструктора потянул какой-то рычаг – так размыкается замок буксировочного троса. Наша «Вильга» сделала резкий поворот в сторону, и мы остались одни. В уши ударила тишина – самое необычное в этом безмоторном полёте.
Планёр скользил по волнам воздуха. Инструктор делал вираж за виражом – набирал высоту. Ещё на земле узнал, что так пилот ловит восходящие потоки воздуха. Их не увидишь, можно только почувствовать. Я не чувствовал ничего, кроме первобытной тревоги сухопутного создания.
Хороший планерист делает около десятка пилотажных фигур – петлю, переворот, спираль, штопор… В какой-то момент инструктор решил подшутить надо мной и дал виража. Перегрузка вдавила в сиденье… Признаюсь, я закричал. Не трус, но не сдержался, включились какие-то скрытые инстинкты. Хотелось за что-нибудь ухватиться, да где там! Дёрни какой рычаг – и в землю… Тот адреналин был высшего качества. Теперь я знаю, что военные лётчики – герои, все до одного. Их-то виражи куда страшнее.
Полет длился с полчаса, я эти минуты запомнил навсегда. Потом мы спланировали к аэродрому. Короткий пробег – и планёр, остановившись, опять свалился на левое крыло. На земле было хорошо. С чувством пожал руку своему пилоту.
Это, конечно, красиво – полет в полной тишине. Наверное, так влюбляются в небо. Признаюсь, если бы тот аэродром был поближе к дому, пошёл бы учиться планеризму…
Как стать планеристом?
Планеризм доступен не только будущим лётчикам. Любой человек может стать планеристом, если здоровье более-менее в норме.
Возрастной ценз для спортсмена-планериста – всего пятнадцать с половиной лет, так как планёр – самое безопасное воздушное судно. Обучение проходит в аэроклубах ДОСААФ и других организаций. В России их перечень есть на сайте Федерации планерного спорта. В Беларуси планеристов готовят в Рогачевском и Бобруйском аэроклубах ДОСААФ. Хорошо развит планеризм и в Украине. Если интересно – гугл в помощь.
Планёров много. Самый распространённый в мире – «Бланик» Л-13. Это чешский двухместный учебно-тренировочный планёр, в строю аж с 1956 года. Его применяют для первоначального обучения спортсменов-планеристов в буксировочном и свободном полёте. Максимальна скорость – 253 км/ч.
Есть ещё «Янтарь-Стандарт 2», «Янтарь-Стандарт 3». Это уже одноместные спортивные планёры стандартного класса. Конструкция выполнена полностью из эпоксидных стеклопластов. Максимальна скорость – 285 км/ч.
Кроме буксирования самолётом, есть другие способы доставки планёра к точке начала свободного полёта. Кое-где планёр разгоняют автомобилем. Это сложнее, потому что надо твёрдое ровное покрытие большой длины и мощная машина. Ещё используют специальную наземную планерную лебёдку. В начале прошлого века была популярна своеобразная планерная рогатка – взлёт с помощью резинового жгута. Или старт со склона горы. Сегодня существуют планёры с собственным двигателем. Они запускаются либо для взлёта, либо уже в небе.
Планеризм – это спорт
Большинство планеристов поднимаются в небо для удовольствия и воспринимают планеризм как вид активного отдыха. Самые лучшие из них участвуют в состязаниях – от клубных, региональных и национальных до чемпионатов Европы и мира.
Планерный спорт объединяет свыше ста тысяч человек. Он культивируется в более чем 40 странах мира. Первые соревнования состоялись в немецком Вассеркуппе в 1920 году. Тогда время лучшего полёта было всего две минуты, а мировой рекорд по дальности составил 2 км.
В наши дни планёры летают гораздо дальше и дольше. Абсолютный мировой рекорд дальности полёта на планёре – 3009 км за 10,5 часов (2003 г.), по высоте – 15 460 метров (2006 г.). Мировой рекорд скорости на дистанции 500 км – 306,8 км/ч (2006 г.).
Планеристы уже давно отказались от состязаний полётов на предельное время и скорость. Ведь зачастую эти показатели зависят не столько от мастерства пилотирования, сколько от возможностей организма терпеть долгий полет и погодных условий. Поэтому сегодня классической дисциплиной стал полет по маршруту на скорость.
Как же состязаются современные планеристы? Маршрут состязания, как правило, имеет несколько поворотных пунктов, которые необходимо пролететь в заданной последовательности. Побеждает тот спортсмен, который преодолеет маршрут с максимальной скоростью.
Соревнования проводятся в разных подклассах планёров. Если этого деления нет, к разным конструкциям применяются поправочные коэффициенты.
Так как на полет планёра влияет очень много факторов – от природных условий до удачи пилота – соревнования длятся несколько дней. На чемпионатах мирового уровня спортсмены соревнуются до 15 дней. В день разыгрывается одно упражнение. Абсолютным чемпионом становится тот, кто набрал максимальное количество баллов за все соревновательные полёты.
Конечно, это очень упрощённое описание соревнований. Только сами спортсмены-планеристы знают обо всех тонкостях борьбы за первое место. Примечательно, что самые лучшие в этом спорте, как правило, возрастные спортсмены. Почему? Дело в том, что мастерство управления планёром напрямую зависит от опыта пилота. Такова сущность безмоторного воздухоплавания. Очень ёмко по этому поводу высказался лётчик-инструктор Бобруйского аэроклуба ДОСААФ мастер спорта Сергей Бухтояров: «У меня часто спрашивают, сколько времени надо, чтобы научится летать на планёре. Простого ответа нет. На освоение взлёта и посадки понадобится год. Хочешь летать хорошо – тренируйся четыре года. Если есть желание стать мастером, надо летать от десяти лет и до бесконечности».
Как видите, в планеризме достичь совершенства невозможно, как нельзя обуздать ветер, землю и солнце. Здесь каждый полет – как новый бой, постоянная борьба, бесконечное оттачивание мастерства.
Но не в этом ли изюминка планерного спорта?
Александр Игнатьев
Читайте нас: