Лента новостей

06:25
Юрий Подоляка: ситуация на фронтах СВО, войска РФ продолжают окружать силы ВСУ под Курахово
05:18
U-862 у берегов Австралии и Новой Зеландии
05:10
Визит Эрдогана в Киргизию и цель относительно сильного тюркского мира
04:39
Чем заколоть врага в тесной траншее?
04:31
Этнический геноцид русских на Украине
03:24
Тяжелые бои и тактические успехи: новости СВО от 8 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 988 день спецоперации России на Украине
01:32
Представлена беззеркальная камера Nikon Z50 II с кнопкой «сделать шедевр» за $910
00:42
Квадроберы, чайлдфри и хоббихорсеры вместо людей
00:35
Путин заявил о нежелании возвращать Россию на путь «до 2022 года»
23:51
Трамп высказался о возможности диалога с Россией
23:49
Путин: РФ признавала границы Украины 1991 года на базе договоренностей
23:05
Блинкен: США поддержат Зеленского при вступлении в мирные переговоры с РФ
23:04
Президент не исключил проведение РФ совместных военных учений с КНДР
23:02
Путин прокомментировал заявление Трампа по Украине
23:01
Путин прокомментировал Олимпиаду в Париже
23:00
Путин: Китай не виноват в напряженности в Восточной Азии
22:15
Путину задали вопрос, пользуется ли он интернетом
22:14
Путин: У России одна из самых «зеленых» энергетик в мире
22:13
Путин рассказал об отношении других государств к террористической «Аль-Каиде»
22:12
Путин: неприятия к мигрантам не будет, если они будут владеть русским языком и знать законы РФ
21:38
«Я ждал этого 15 лет»: игроков впечатлил новый геймплейный трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
21:34
На Украине собирают деньги на убийство Трампа
21:33
Байден обратился к американцам, признав победу Трампа
21:32
Глава Вологодчины призвал регионы Русского Севера поддержать запрет продажи алкоголя
21:23
Путин прокомментировал влияние миграционных потоков на развитые страны
21:22
Западные страны использовали Украину как инструмент для борьбы с русскими
21:21
Президент РФ: неравенство – настоящий бич современного мира
21:20
Путин: в России наблюдается дефицит рабочих рук
20:43
«Лежи отдыхай»: ФСБ задерживают украинских шпионов, которые отправляются в тюрьмы на огромные сроки
20:34
Путин: никто не гарантирует, что Запад не использует ядерное оружие
20:33
Путин: Россия нужна миру
20:32
Путин рассказал о причинах современных конфликтов
20:31
Путин заявил о главной ошибке западных стран после холодной войны
20:09
Дерматологи уточнили причину «рака сари» у носящих эту одежду
19:53
Президент Германии уволил трёх министров. Что происходит в немецких коридорах власти?
19:52
Зеленский потребовал доходы от российских активов и отказался прекращать конфликт на Украине
19:44
Вице-премьер Чернышенко прибыл в Венесуэлу
19:43
Зеленский назвал замороженные российские активы украинскими деньгами
19:37
Дамы, вперёд: как «мобилизация женщин» на Украине должна подстегнуть приток мужчин в ВСУ
19:30
Срочно - Потери ВСУ поразили западные страны - Новости
19:03
В Полтаве полицейский и бандит, ужиная в ресторане, избили парня, заступившегося за свою девушку
19:02
В Госдуме хотят запретить платить артистам из бюджета свыше одного миллиона рублей. Дронов и его секретарь против
19:01
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 7 ноября
18:53
Bloomberg: победа Трампа принесла 10 богатейшим людям мира 63,5 млрд долларов
18:28
Почему на Украине просят Трампа сменить «просроченного» диктатора Зеленского
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке

Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке


В воспоминаниях летчиков, встречавшихся с Fw 190 «по другую сторону прицела», самолет получил диаметрально противоположные характеристики от «самый страшный противник» до «тяжёлый и не слишком маневренный». Разумеется, многое зависело от того, в каких обстоятельствах проходили эти встречи, и к какому роду авиации относились «Фокке-Вульфы». Сейчас мы остановимся на истребительной авиации советско-германского фронта и внешнем виде её Fw 190 модификации A, она же «Антон» в соответствии с немецким фонетическим алфавитом.

Германская авиастроительная фирма «Фокке-Вульф» традиционно присваивала своим проектам «птичьи» имена. Новый истребитель с министерским индексом 190 тоже не стал исключением, получив название «Вюргер» (Würger) в честь небольшой хищной птички, по-русски именуемой сорокопутом, а в немецком и научно-латинском вариантах известной как «душитель», «потрошитель» и «приносящий в жертву», благодаря своим «милым» повадкам накалывать добычу на шипы растений и разрывать на части.

Этот проект разрабатывался с 1938 года как прямой конкурент для будущих модификаций уже состоявшего на вооружении «Мессершмитта»-109. Благодаря значительному росту мощности перспективных двигателей уже не было насущной необходимости жертвовать остальными качествами в пользу большей скорости, поэтому конструкторы с самого начала уделили много внимания улучшению маневренности и управляемости машины, снижению нагрузок на ручку управления, обеспечению хорошего обзора из кабины, повышению прочности и защищённости конструкции, а также общему улучшению эксплуатационных характеристик, создав в итоге самолёт-солдат, настоящую рабочую лошадку войны.

​Фонарь кабины Fw 190, схема из руководства по эксплуатации самолёта - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Фонарь кабины Fw 190, схема из руководства по эксплуатации самолёта

Из числа «врождённых» конкурентных преимуществ «потрошителя» перед «мессером» можно назвать лучшую прочность конструкции, более широкую колею колёс, сохранение хорошей управляемости на высоких скоростях и каплевидный фонарь кабины с минимумом переплёта, один из первых таковых в истории самолётов-истребителей.

Во время испытаний и доработок машин предсерийной партии A-0 «Вюргер» получил дополнительный «плюс» в виде шести точек стрелкового вооружения, ставших стандартом для серийных истребителей модификации A. Правда, поначалу преимущество это было лишь потенциальным, потому что на части экземпляров серии A-1 крыльевые пушки MG FF не ставили, а без них вооружение сокращалось до заведомо неадекватного по тем временам квартета синхронных пулемётов винтовочного калибра (два в носу и два в корневых частях крыла).

Огневое преимущество 190-го стало безусловным когда начиная с модели A-2 «корневую» пару MG 17 заменили пушками MG 151/20, после чего даже с облегчённым вооружением Fw 190 превзошел как своего современника Bf 109F, так и более позднего Bf 109G в базовой «трёхточечной» модификации. А полный комплект «стволов» делал мощь огня «Вюргера» просто подавляющей. Хотя и без «ложки дёгтя» тут, как обычно, не обошлось: наличие двух типов пушек с разной баллистикой не лучшим образом сказывалось на кучности стрельбы. Из-за этого некоторые лётчики и их командиры предпочитали снимать «внешнюю» пару пушек, разменивая оружие, в эффективности которого они сомневались, на некоторое улучшение маневренности и скороподъёмности истребителя. Сокращённый вариант стрелкового вооружения также использовался на подавляющем большинстве ударных субмодификаций Fw 190A.

​Шесть точек стрелкового вооружения «Вюргера». Схема из руководства по эксплуатации Fw 190A-1 - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Шесть точек стрелкового вооружения «Вюргера». Схема из руководства по эксплуатации Fw 190A-1

Во втором квартале 1941 года Fw 190A-0 не без проблем, но всё же прошли войсковые испытания, а в середине лета только начавшие выходить с завода истребители модели A-1 стали поступать в строевые части, «державшие» фронт на берегу Английского канала, где быстро продемонстрировали своё превосходство над современными им истребителями противника.

До конца года перевооружение на новый тип завершили все три истребительные группы 26-й эскадры, но о других театрах командование Люфтваффе тоже не забывало. В октябре несколько «вюргеров» появились на аэродроме II./JG 54 в северо-западном секторе советско-германского фронта. Однако до участия в боевых вылетах их тогда так и не допустили, потому что ненадёжные и постоянно перегревающиеся вплоть до пожаров в отсеке вооружения двигатели, с которыми худо-бедно удавалось справляться на хорошо технически оборудованных «капитальных» авиабазах Западной Европы, оказались сущим кошмаром в полевых условиях. Поэтому уже в ноябре самолёты вернули обратно.

По иронии судьбы буквально через пару недель после этого технический персонал JG 26 сумел разработать несложную модификацию, разом снимавшую большую часть проблем с надёжностью силовой установки. Но тогда «поезд уже ушёл», а приоритет в последующих поставках оставался за Западным фронтом, где к июлю 1942-го на Fw 190 летали уже 9 истребительных групп. Десятая находилась в процессе перевооружения и относилась к норвежской группировке Люфтваффе, точнее к той её части, что действовала против Англии. Месяцем позже дело дошло до перевооружения второй из «западно-норвежских» истребительных групп и первой из «русских».

«Мёльдерсы»

10 августа 1-ю группу JG 51 отозвали на тыловую базу эскадры в Езау (Восточная Пруссия), где она взамен своих старых Bf 109F-2 получила комплект новеньких Fw 190 моделей A-2 и A-3 (последняя выпускалась параллельно с «двойкой» и представляла из себя тот же планер, но с другой модификацией двигателя несколько большей мощности).

По выходу с завода эти аппараты несли стандартный серый истребительный камуфляж 1941 года из темного с зеленоватым отливом RLM 74 Dunkelgrau и более светлого с фиолетовым RLM 75 Mittelgrau на верхних и боковых поверхностях при светло-серых RLM 76 Lichtblau нижних. Но по мнению ряда авиационных командиров для действий над территорией СССР оптимальной была более тёмная окраска зелёных оттенков.

​Зелёно-зелёные «Фокке-Вульфы» I./JG 51 во время переучивания группы в Езау - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Зелёно-зелёные «Фокке-Вульфы» I./JG 51 во время переучивания группы в Езау

В практику эту идею воплотила JG 54, ещё летом-осенью 1941-го вернувшаяся к зелёно/зелёному камуфляжу, аналогичному окраске 1939 года, к тому времени оставшейся стандартом только для бомбардировочной авиации, только с современной «истребительной» RLM 76 на нижних поверхностях. JG 51 ни тогда, ни позже не считала нужным использовать такой камуфляж на своих «мессершмиттах», зато «вюргеры» в 1942-43 гг исправно перекрашивала.

В зависимости от того, какие лакокрасочные материалы были доступны исполнителям в данный конкретный момент, могли использовать либо стандартную пару из RLM 70 Schwarzgrün (более тёмный оттенок) и RLM 71 Dunkelgrün (более светлый), либо только одну из этих красок (обычно RLM 71) и самостоятельно намешанный второй зелёный цвет (обычно более светлый). Нижние поверхности оставались без изменений.

​Fw 190A-3 № 130539 с облегчённым вооружением, закреплённый за командиром I./JG 51 гауптманом Генрихом Краффтом (Heinrich Krafft) ещё во время переоснащения части новыми самолетами. На нём он потом участвовал в первых боях «фокке-вульфов» на Восточном фронте под Ленинградом и Вязьмой, доведя личный счёт до 78 побед и на нём же 14 декабря 1942 г. был сбит зенитным огнём в районе Ржева. По имеющейся информации лётчик воспользовался парашютом (по другим данным сел на вынужденную), но потом погиб на земле - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-3 № 130539 с облегчённым вооружением, закреплённый за командиром I./JG 51 гауптманом Генрихом Краффтом (Heinrich Krafft) ещё во время переоснащения части новыми самолетами. На нём он потом участвовал в первых боях «фокке-вульфов» на Восточном фронте под Ленинградом и Вязьмой, доведя личный счёт до 78 побед и на нём же 14 декабря 1942 г. был сбит зенитным огнём в районе Ржева. По имеющейся информации лётчик воспользовался парашютом (по другим данным сел на вынужденную), но потом погиб на земле

Самолёты также получали стандартные жёлтые элементы быстрого опознавания Восточного фронта и (только на левом борту) эмблемы эскадры на капоте и группы под козырьком кабины. Впрочем, уже зимой 1942-43 годов эмблемы накрашивать перестали.

Приём и сдача техники, отдых и переучивание персонала заняли ровно месяц, после чего группа вернулась к боевой работе. В последних числах сентября её лётчики открыли боевой счёт Fw 190 на Восточном фронте.

7 октября настала очередь II группы ехать в Езау. Там она тоже сменила «фридрихи» на комплект «антонов» моделей A-2 и A-3, но лишь для того, чтобы в первых числах ноября провести новое перевооружение – на этот раз на Bf 109G-2 в тропическом исполнении и уже на них отправиться в дальний перелёт на только что открывшийся Тунисский фронт, однако оставив на месте одну из своих эскадрилий.

​Fw 190A-2 или A-3 из состава III./JG 51, начало 1943 года. Зелёный самолёт на фоне белого снега, несомненно, издалека бросался в глаза - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-2 или A-3 из состава III./JG 51, начало 1943 года. Зелёный самолёт на фоне белого снега, несомненно, издалека бросался в глаза

6./JG 51 командование решило всё же вооружить «фокке-вульфами» и вернуть на Восточный фронт в качестве специализированного истребительно-бомбардировочного подразделения эскадры, так что 26 ноября эскадрилью переименовали в Stabsstaffel/JG 51. Несмотря на такое название, к собственно штабу и штабному звену эскадры прямого отношения она не имела. Впрочем, рассказ о частях и подразделениях ударных Fw 190 выходит за рамки данной статьи.

Лётчики 3-й группы проходили переучивание в Езау с 12 ноября по 17 декабря, но полного комплекта самолётов для них тогда не нашлось, поэтому часть завершила перевооружение с «фридрихов» на «антоны» уже в ходе январских боёв.

​Fw 190A-4 из отряда 3./JG 51 в недавно нанесённом зелёно-зелёном камуфляже, Орёл, середина 1943 года - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 из отряда 3./JG 51 в недавно нанесённом зелёно-зелёном камуфляже, Орёл, середина 1943 года

Вскоре после Нового Года начала перевооружение и 4-я группа, занимавшаяся этим «без отрыва от производства». Из-за этого процесс занял почти два месяца, но зато лётчики IV./JG 51 первыми в эскадре получили самолёты более поздней модели A-4, в марте дополненные «A-пятыми».

От предшественников «четвёрку» отличало только наличие более современной радиостанции, внешне отразившееся в появлении маленькой радиомачты на верхушке киля, а начиная с «пятёрки» немного удлинили мотораму, улучшив тем самым балансировку самолёта при полёте с бомбой или бензобаком на подфюзеляжном держателе, но в плане ведения воздушного боя улучшений по сравнению с A-3 не наблюдалось. Только на шестой модели конструкторы добились повышения эффективность ведения огня, заменив устаревшие MG FF во внешних частях консолей на MG 151/20 и избавившись наконец от пушечного разнотипья.

​Fw 190A-3 с полным вариантом вооружения, на котором в декабре 1942 года летал под Вязьмой командир 3./JG 51 обер-лейтенант Хайнц Ланге (Heinz Lange, 70 побед по итогам войны) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-3 с полным вариантом вооружения, на котором в декабре 1942 года летал под Вязьмой командир 3./JG 51 обер-лейтенант Хайнц Ланге (Heinz Lange, 70 побед по итогам войны)

Тем временем, весной 1943-го остальные группы 51-й эскадры прошли перевооружение со старых A-2 и A-3 на новые A-4 и A-5. Первая провела эту замену в феврале-марте, а третья в марте-апреле, после чего в апреле наименее изношенные из высвободившихся аппаратов передали в испанскую «Голубую эскадрилью» 15./JG 51, до того момента летавшую на совсем уж старых Bf 109F. С этого момента все части и подразделения эскадры «Мёльдерс» на Восточном фронте стали воевать только на Fw 190.

С началом каждой военной зимы «Фокке-Вульфы», как и прочие самолёты Люфтваффе на Русском фронте, получали «сезонную» маскировочную окраску: на верхние и боковые поверхности машин поверх обычного камуфляжа наносили временное (смываемое) белое покрытие, тщательно обходя все национальные, тактические и индивидуальные обозначения.

«Зелёное сердце» и «Шлагетер»

Зимой 1942-43 годов 54-я истребительная эскадра тоже стала получать Fw 190 моделей A-4 (с ноября месяца) и A-5 (с января), поступавшие на вооружение 1-й (с ноября) и 2-й (с декабря) групп. Их тоже сначала перекрашивали в зелёные цвета поверх заводской окраски, а потом наносили смываемое белое покрытие, старательно обводя опознавательные знаки, тактические обозначения и эмблемы частей (щит группы на капоте и зелёное сердце эскадры на борту кабины).

​Fw 190A-4, поначалу попавший в II./JG 54, но затем переданный в 1-ю группу, в феврале 1943 г. заходит на посадку в Красногвардейске (Гатчина). Судя по бортовому номеру, это может быть № 147143 командира 1./JG 54 обер-лейтенанта Вальтера Новотны (Walter Nowotny, 258 побед за войну) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4, поначалу попавший в II./JG 54, но затем переданный в 1-ю группу, в феврале 1943 г. заходит на посадку в Красногвардейске (Гатчина). Судя по бортовому номеру, это может быть № 147143 командира 1./JG 54 обер-лейтенанта Вальтера Новотны (Walter Nowotny, 258 побед за войну)

В отличие от соседей по фронту, 54-я не пыталась провести перевооружение группы целиком, а отправляла лётчиков в тыл поэскадрильно, дабы не прекращать выполнение текущих боевых задач. Поэтому на протяжении нескольких месяцев «зелёные сердца» воевали на двух типах истребителей одновременно.

В I./JG 54 Bf 109G-2 оставались в заметных количествах до февраля 1943-го, окончательно исчезнув из боевого состава в апреле, а во 2-й группе они продержались до августа месяца.

Третья группа к перевооружению приступить не успела, в январе 1943 года получив приказ о переводе на Западный фронт. Это решение стало началом исполнения глобального и более чем спорного плана по ротации частей разных фронтов, согласно которому 26-ю и 54-ю эскадры предполагалось поменять местами.

​Fw 190A-4 из состава I./JG 54, демонстрирующий быстрое истирание белого покрытия - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 из состава I./JG 54, демонстрирующий быстрое истирание белого покрытия

В феврале III./JG 54 вместе с приданной ей 4-й эскадрильей 2-й группы убыла во Францию, а на востоке их заменили I./JG 26 и 7./JG 26. «Западники» сделали остановку в Восточной Пруссии, приняв там истребители Fw 190A-4 и A-5, получившие временный зимний камуфляж поверх заводской окраски RLM 74/75/76, обойдясь без предварительного перекрашивания в зелёные цвета.

При хорошей укрывистости в свежем виде белое покрытие отличалось малой стойкостью к воздействию окружающей среды и случайным повреждениям в процессе эксплуатации самолётов. Впрочем, из-за временного характера зимней окраски это являлось не проблемой, а основой для «весеннего» камуфляжа из пятен белого цвета, оставшихся от исходного «маскхалата», и пятен ранее скрытой под ним зелёно/зелёной или серо/серой окраски. Встречались такие камуфляжи во всех трёх эскадрах Восточного фронта.

​Fw 190A-4 с полным вариантом вооружения, один из нескольких истребителей, на которых в конце зимы-начале весны 1943 года летал под Ленинградом командир 1./JG 54 обер-лейтенант Вальтер Новотны - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 с полным вариантом вооружения, один из нескольких истребителей, на которых в конце зимы-начале весны 1943 года летал под Ленинградом командир 1./JG 54 обер-лейтенант Вальтер Новотны

После окончательного схода снежного покрова с самолётов смыли и остатки белой краски до следующей зимы. 26-я истребительная до конца пребывания на востоке вполне довольствовалась стандартной заводской окраской своих истребителей, не видя необходимости в смене расцветки камуфляжа. Две другие эскадры продолжали практику перекрашивания новых машин в два зелёных цвета, но постепенно уменьшали процент таких аппаратов, соответственно увеличенивая число истребителей в сером камуфляже. А в разгар весны к описанным двум вариантам окраски верхних и боковых поверхностей Fw 190 технический персонал JG 54 добавил третий, зелёно/коричневый, ранее уже применявшийся на «мессершмиттах» той же эскадры паралельно с зелёным.

​Пара Fw 190A-5 из 5./JG 54 в трёхцветном зелёно/зелёно/коричневом камуфляже верхних и боковых поверхностей, лето 1943 года - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Пара Fw 190A-5 из 5./JG 54 в трёхцветном зелёно/зелёно/коричневом камуфляже верхних и боковых поверхностей, лето 1943 года

Он состоял из пятен одной-двух зелёных и коричневой красок. Последней могла быть стандартная тропическая RLM 79 Sandbraun, или же самостоятельно намешанная краска из тех материалов, которые сумели добыть «маляры», в том числе и трофейных. Использовался такой камуфляж преимущественно «Зелёным сердцем», но на машинах JG 51 он тоже встречался.

Середина 1943 года также ознаменовалась отказом JG 54 от использования групповых и эскадренных эмблем на самолётах Русского фронта (на Западном они сохранялись и дальше) и закрашивании таковых на находящихся в строю истребителях, о чём свидетельствуют отличающиеся по тону пятна краски на их месте, заметные на многих фотографиях того периода.

​Fw 190A-4 с облегчённым вооружением, приписанный к штабу JG 54, северный фас Курской дуги, лето 1943. Вопреки обыкновению, шевроны в данном случае не играли роль индивидуальных обозначений, так как они были идентичны на всех самолётах подразделения, и различались машины только маленькими номерами на капоте и/или фюзеляже - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 с облегчённым вооружением, приписанный к штабу JG 54, северный фас Курской дуги, лето 1943. Вопреки обыкновению, шевроны в данном случае не играли роль индивидуальных обозначений, так как они были идентичны на всех самолётах подразделения, и различались машины только маленькими номерами на капоте и/или фюзеляже

Завершив свою «русскую» командировку, I./JG 26 убыла обратно во Францию в начале июня 1943 года, а 7-я эскадрилья последовала за ней месяц спустя. А поскольку «западные» подразделения JG 54 возвращать на восток никто не собирался, то для компенсации в июле сформировали новую 4-ю группу этой эскадры. Укомплектовали её истребителями Bf 109G, но параллельно с ними в августе-сентябре часть использовала несколько Fw 190A-4 и A-5, в октябре «антонов» в боевом составе не оставалось, но с ноября 1943 по март 1944 годов вместе с «мессерами» снова действовало небольшое число A-4, A-5 и A-6.

​Fw 190A-6 №550207 из состава 5./JG 54, летом 1943 года летавший в стандартной заводской окраске - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-6 №550207 из состава 5./JG 54, летом 1943 года летавший в стандартной заводской окраске

«Шестёрка» пошла на Русский фронт в июле 1943-го, всего на месяц позже, чем на Западный и сразу во все вооружённые «вюргерами» части за исключением испанского штаффеля, став основной и наиболее многочисленной моделью 190-го на востоке. Забегая вперёд, более поздняя версия A-7 оказалась чисто «западным» явлением, зато массовая (более половины всех «антонов») A-8 на восток пошла с июля 1944-го, а последний суб-вариант A-9 в сентябре того же года начал поступать на оба фронта сразу.

В техническом плане это был всё тот же истребитель, но у «семёрки» надмоторные синхронные пулемёты MG 17 заменили на крупнокалиберные MG 131, а начиная с A-8 в стандартную комплектацию самолёта вошли крепления и трубопроводы для установки в фюзеляже либо дополнительного бензобака, либо бака под водометаноловую смесь для экстренного повышения мощности двигателя (система MW50). Кроме того, в процессе производства «восьмёрки» удалось поднять мощность двигателя, а на «девятку» поставили ещё более мощный и высотный мотор, впрочем последнее качество для Восточного фронта было не слишком актуально.

​Fw 190A-4 №142362 из состава 11./JG 51, на котором в июле 1943 г. попал в плен унтер-офицер Эрвин Гроссман (Erwin Grossmann). Самолёт демонстрирует стандартный серый камуфляж и нанесённые поверх грубо закрашенных заводских кодов обозначения 4-й группы - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-4 №142362 из состава 11./JG 51, на котором в июле 1943 г. попал в плен унтер-офицер Эрвин Гроссман (Erwin Grossmann). Самолёт демонстрирует стандартный серый камуфляж и нанесённые поверх грубо закрашенных заводских кодов обозначения 4-й группы

К началу весны 1943 года «фокке-вульфы» Восточного фронта вышли на первый пик численности – они тогда состояли на вооружении шести истребительных групп из 14. Лётчикам самолёт нравился и многие ставили его выше Bf 109G, но в итоге истребителям вышла боком универсальность и большая востребованность самолёта другими видами боевой авиации. Суммарной производительности выпускавших Fw 190 заводов банально не хватало на выполнение всех заявок, а так как в роли истребителя-бомбардировщика и штурмовика «190-й» оказался фактически безальтернативным, то «оптимизационному секвестированию» подвергли части Ягдваффе.

В конце июля 1943-го IV./JG 51 сменила свои Fw 190A-4, A-5 и несколько недавно полученных A-6 на Bf 109G-2 и G-6. В январе-феврале 1944 года испанская 15./JG 51 пересела с «антонов»-3 на «густавы»-6, затем в феврале перевооружение с A-4/5/6 на G-6 прошла 1-я группа той же эскадры, а 3-я начала сдавать свои «антоны» в марте, но «густавы» получила только в апреле. Таким образом, если рассматривать только «чистые» истребители, то Fw 190 на Русском фронте остались только в 1-й и 2-й группах 54-й эскадры.

В конце мая 1944-го IV./JG 54 убыла в Германию для перевооружения с Bf 109G-6 на Fw 190A-8, вернувшись на фронт в конце июня, но пробыла на востоке недолго и уже в конце сентября отправилась на Западный фронт.

В июне произошла ещё одна «рокировка»: 4./JG 54 вернулась на Восточный фронт, а взамен на запад убыла 2./JG 54, но в августе, когда началось переформирование истребительных групп на 4-эскадрильный штат, в 1-й группе сформировали новую 2-ю эскадрилью, а старую под новым номером официально ввели в состав 3-й группы.

​Fw 190A-5 №410004 Вальтера Новотны, уже гауптмана и командира I./JG 54, Витебск, октябрь 1943 г. Самолёт несёт зелёно/зелёный камуфляж, но уже не столь архаичного по исполнению стиля, которым отличался внешний вид более ранних машинах - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-5 №410004 Вальтера Новотны, уже гауптмана и командира I./JG 54, Витебск, октябрь 1943 г. Самолёт несёт зелёно/зелёный камуфляж, но уже не столь архаичного по исполнению стиля, которым отличался внешний вид более ранних машинах

В августе на арктическом франге советско-германского фронта появилась IV./JG 5 со смешанным вооружением из Bf 109G и Fw 190A-3 и A-8, но в ноябре её опять вернули на «западно-норвежский» театр. К слову говоря, это было не первое появление «вюргеров» на Крайнем Севере: ещё в январе-феврале 1943 года на Fw 190A-3 в Петсамо сформировали 14.(Jabo)/JG 5, но как уже говорилось выше, история ударных Fw 190 лежит за рамками данной работы.

В 1944 году зелёные и зелёно/коричевые камуфляжи Русского фронта сохранились только на старых «фокке-вульфах», оставшихся с предшествующего года, а практика перекрашивания новых самолётов окончательно ушла в прошлое. Единственной «региональной особенностью» стал более «плотно» окрашенный борт вместо обычных полупрозрачных пятен, но за рамки стандартов это уже не выбивалось. Да и совсем не факт, что эффект затемнения камуфляжа получился сознательно, а не стал побочным результатом частого подкрашивания во время ремонтов и закрашивания старых тактических обозначений при передаче машины в другое подразделение.

​Fw 190A-6 из состава II./JG 54, район Пскова, начало весны 1944 года - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-6 из состава II./JG 54, район Пскова, начало весны 1944 года

Таким образом, большинство истребителей того периода несли серый камуфляж RLM 74/75/76, а под самый конец года начали поступать машины, окрашенные по новому зелёно/коричневому стандарту с коричнево-фиолетовой краской RLM 81 Braunviolett и одной из двух зелёных: более тёмной RLM 83 Dunkelgrün, или более светлой RLM 82 Hellgrün. Параллельно применялись и камуфляжи «переходного типа» с RLM 75 в паре с RLM 82 или 83 на верхних и боковых поверхностях. Кроме того, на части машин позднего выпуска нижние поверхности полностью или частично могли быть окрашены так называемой RLM 84 — той же RLM 76, только с нестандартным желтовато-зелёным оттенком.

​Fw 190A-6 №550528, на котором в июне 1944 г. летал в Финляндии командир II./JG 54 майор Эрих Рудорфер (Erich Rudorffer). Самолёт несёт стандартную окраску RLM 74/75/76, но выглядит темнее обычного из-за подкрашиваний и смены тактических обозначений (прежде он состоял на балансе 1-й группы) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-6 №550528, на котором в июне 1944 г. летал в Финляндии командир II./JG 54 майор Эрих Рудорфер (Erich Rudorffer). Самолёт несёт стандартную окраску RLM 74/75/76, но выглядит темнее обычного из-за подкрашиваний и смены тактических обозначений (прежде он состоял на балансе 1-й группы)

Анно Домини 1945

В январе 1945 года после неудачного завершения контрнаступления в Арденах и сомнительного успеха операции «Боденплатте» немцы перебросили значительные силы Люфтваффе на защиту восточных рубежей Рейха, в том числе 8 истребительных групп на Fw 190 типов A и D: I. и II./JG 1, IV./JG 3, II./JG 4, I. и II./JG 6, I. и III./JG 11 и (чуть припозднившись) III./JG 54. И в этот момент Ягдваффе вообще и «Фокке-Вульфы»-истребители в частности вышли на Русском фронте на рекордную численность в 25 и 10 групп соответственно.

​Fw 190A-8, на котором в начале весны 1945 г. летал с острова Узедом новый командир II./JG 1 гауптман Пауль-Генрих Дене (Paul-Heinrich Dähne, 98 побед за войну), а если судить по сохранившейся «ленте обороны Рейха», то прежде это могла быть машина ВРИО группен-командора обер-лейтенанта Фрица Вегнера (Fritz Wegner, 6 побед) - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-8, на котором в начале весны 1945 г. летал с острова Узедом новый командир II./JG 1 гауптман Пауль-Генрих Дене (Paul-Heinrich Dähne, 98 побед за войну), а если судить по сохранившейся «ленте обороны Рейха», то прежде это могла быть машина ВРИО группен-командора обер-лейтенанта Фрица Вегнера (Fritz Wegner, 6 побед)

Но пик был пройден достаточно быстро, и уже в начале февраля I./JG 1 вернули на запад для переучивания на реактивные истребители He 162, а в начале апреля за ней последовала и 2-я группа эскадры. Зато в том же месяце прошло последнее за время войны перевооружения со «109» на «190»: после отступления из Восточной Пруссии IV./JG 51 на короткое время остановилась на острове Узедом напротив устья Одера, где получила Fw 190 моделей A-8, A-9 и D-9 и в последние недели войны воевала уже на них.

​Fw 190A-9 из состава 13./JG 51 на вынужденной посадке в апреле-мае 1945 года - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-9 из состава 13./JG 51 на вынужденной посадке в апреле-мае 1945 года

«Вюргеры», как и Люфтваффе в целом продолжали сражаться на Восточном фронте вплоть до конца апреля и первых чисел мая, а потом часть групп получила приказ перелететь на запад, дабы сдаться не советским, а британским и американским войскам.

«Фокке-вульфы» последнего полугодия войны выглядели точно так же, как и машины конца 1944 года: стандартная заводская окраска (серой, зелёно/коричневой или «переходной» зелёно/серой расцветки), тактические номера или штабные шевроны на борту, при необходимости дополненные геометрическим символом группы позади фюзеляжного креста и практически полное отсутствие эмблем и прочих ярких элементов декора. На машинах частей, переброшенных с Западного фронта поначалу сохранялись цветные «ленты обороны Рейха», но их достаточно быстро закрасили.

​Fw 190A-8 №739533 из состава 2./JG 6, 8 мая 1945 г. прилетевший сдаваться на контролируемый американцами аэродром Фюрт - Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке | Warspot.ru
Fw 190A-8 №739533 из состава 2./JG 6, 8 мая 1945 г. прилетевший сдаваться на контролируемый американцами аэродром Фюрт


Юрий Сергиевич /Михаил Быков


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх