Сама идея «приподнять» корабль над водой, тем самым снизив ее сопротивление, в советских военных кораблях, по мнению специалистов, была реализована с таким успехом, что «гоночные» боевые корабли с ракетным вооружением практически сразу отсекли мнения любых скептиков. Боевые корабли проекта 1145.1 с точки зрения примененных в них решений - уникальные инженерные проекты. Две газотурбинные установки мощностью по 20000 лошадиных сил и вспомогательной мощностью 10000 «лошадей» обеспечивали не просто высокую скорость, но и отменную маневренность практически на любых скоростях.
Фото: zdship.ru
Также создатели кораблей проекта «Сокол» потрудились и над тем, чтобы изменить геометрию кормового и носового крыльевого устройства, после чего удалось добиться дополнительного снижения уровня сопротивления воды при движении корабля. Применение конструктивных решений было подчинено лишь одному требованию - обеспечить кораблю максимально возможную скорость хода. Успехом работ в этом направлении была скорость в 108 км/ч (60 узлов), которую корабль развивал играючи.
О том, что корабль должен иметь не только «быстрые ноги», но и «когти и зубы», создатели также не забыли. Ракетоносец на подводных крыльях имел арсенал, пригодный для серьезной «разборки» с большинством судов и подводных лодок противника конца 70-х. 76-мм артиллерийская установка АК-176М, 30-мм скорострельная артустановка АК-630, восемь ракет ПЗРК «Игла» - для встречи непрошеных гостей с воздуха и минно-торпедное вооружение, состоящее из восьми самонаводящихся торпед СЭТ-72.
Вооружение, однако, не главная особенность «Сокола». Помимо прочего, МРК был оснащен и уникальной погружаемой гидроакустической станцией с большой дальностью действия, с помощью которых экипаж мог обнаруживать подводные лодки противника. Все противолодочные и противокорабельные «упражнения» советская «Mukha», как ее окрестили на западе, выполняла заметно быстрее, чем обычные противолодочные корабли с подкилевыми антеннами ГАС.
«Ураган» на подводных крыльях
Вышедший на испытания в 1976 году, а чуть позже включенный в состав Черноморского флота, малый ракетный корабль проекта 1240 (шифр «Ураган»), стал не просто сигналом потенциальному противнику о том, что в район территориальных вод СССР лучше не вторгаться, а самым настоящим предупреждающим плакатом с надписью «Не влезай, убьет!». Изучив особенности эксплуатации, разработчики корабля применили целый ряд конструктивных решений, благодаря которым корабль из малого ракетного превратился в самого настоящего «цепного пса».
«Подводные крылья кораблям этого проекта изготавливали из титана и оснащали специальной автоматической системой, которая сама управляла всеми элементами и могла осуществлять стабилизацию по крену, дифференту и высоте. Уникальная технология для тех лет, но весьма трудоемкая и дорогая», - рассказывает в интервью «Звезде» капитан 3 ранга ВМФ СССР в отставке, военный историк Сергей Зенцов.
Фото: zdship.ru
Помимо скоростных характеристик, за которые отвечали две газотурбинные установки мощностью 18000 лошадиных сил каждая, на борту «Урагана» размещались четыре противокорабельных ракеты П-120 «Малахит», целеуказание которым выдавала РЛС «Дубрава». Для уничтожения целей поменьше «Ураган» был оснащен артиллерийской установкой АК-630. По словам специалистов, уникальность конструкции с множеством автоматических систем в то же время была и «ахиллесовой пятой» корабля.
«Понимаете, обслуживание таких систем - очень трудоемкий процесс, который не доверить простым матросам. Тут нужен обученный персонал, навыки, знания, опыт в таких или подобных системах. К тому же скоростные характеристики корабля давались не просто так, а ценой высокого расхода топлива, поэтому максимальная дальность корабля, идущего на скорости в 45 узлов, составляла всего 700 миль. Это не большой показатель, но считалось, что и этого достаточно для встречи неприятеля и его уничтожения», - поясняет «Звезде» Сергей Зенцов.
Сложность использования, проблемы с техническим обслуживанием и потеря интереса к кораблям подобного класса со временем привели к тому, что корабли на подводных крыльях, несмотря на уникальные характеристики, не получили дальнейшего развития.
Танк на подводных крыльях
Проект создания танка, имеющего серьезное вооружение и способного передвигаться по морю, больше походит на сюжет фантастического фильма, чем на реально выданное техническое задание. «Проект-80» как комплекс НИОКР стартовал в начале 50-х и был призван решить проблему доставки тяжело бронированной техники до позиций противника. Говоря простым языком, перед создателями поставили задачу осуществить доставку танка до места сосредоточения войск, не используя при этом десантный корабль.
Самым успешным конструктивным решением было признано применение по бортам танка двух скоростных катеров на подводных крыльях, которые оснащались мощными дизельными двигателями. Корпус катеров изготавливался из алюминиевого сплава и крепился к корпусу танка с помощью специальных устройств. Опытный образец, испытанный в 1967 году в акватории Черного моря, не просто вышел на заданные показатели, но и превысил их.
Расчетная скорость испытанного у Севастополя танка на подводных крыльях оказалось выше ожидаемой - 58 км/ч вместо 50-ти, однако скоростной успех оказался единственным положительным результатом тех испытаний. Крепеж, которым катера монтировались к бортам танка, был недостаточно надежен, он попросту не выдержал нагрузок и лопнул. Танк затонул, а работы над проектом были временно приостановлены.
Фото: zdship.ru
Чуть позже, после выяснения причин неудачи на испытаниях и внесения соответствующих поправок в конструкцию, уникальные комплекты для превращения обычного танка в высокоскоростное плавсредство все же были построены. Монтаж специального комплекта на танк осуществлялся в течение часа, а сброс «бортовых» катеров с подводными крыльями осуществлялся всего за три минуты.
Благодаря уникальной конструкции, катерами управлял всего один член экипажа, а движение уникальный комплект из танка и двух катеров мог осуществлять при волнении моря до трех баллов. Несмотря на внедрение десятка уникальных технологий и систем, в 1971 году проект танка на подводных крыльях был признан нецелесообразным и бесполезным с практической точки зрения, после чего было принято решении о завершении всех работ. Несмотря на существенные минусы, технология использования подводных крыльев в судостроении до сих пор пристально изучается, а все технические материалы в этой области до сих пор находятся «под рукой» у ведущих КБ страны.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: zdship.ru
Читайте нас: