Лента новостей

12:57
Правительство заявило о создании Национального словарного фонда
12:13
Катастрофа в Актау и загадки авиации
11:56
Российские войска продолжают наступление на ключевых направлениях СВО: сводка на 29 декабря
11:29
В Грузии проходит церемония инаугурации Михаила Кавелашвили. Зурабишвили призывает к протестам
11:28
В Румынии объявили даты проведения повторных президентских выборов
11:24
В Канаде после аварийной посадки загорелся самолёт (ФОТО, ВИДЕО)
11:22
В истории с катастрофой самолёта авиакомпании Azal торчат британские и украинские «уши»
11:19
Кавелашвили вступил в должность президента Грузии
11:07
Очередной F-16 сбит в небе Украины - Новости
10:43
Ракеты, дороговизна и Турандот. С наступающим, Донецк!
10:36
Немецкие миротворцы появятся на Украине только с согласия России — Мерц
10:35
Галущенко заверяет, что Украина обойдется без электроэнергии, поставляемой Словакией
10:34
Илон Маск намерен привести к победе «Альтернативу для Германии»
10:33
Чиновники ДНР не выполнили собственные обещания о водоснабжении в Донецке. Люди надеются на вмешательство федеральных властей
10:32
Российская армия выбьет ВСУ из Курской области к весне 2025 года. Прогноз Bloomberg
10:11
Котел захлопываются, ВСУ в окружении: Юрий Подоляка в свежей сводке от 29.12.2024, последние новости
09:41
Страшные кадры: пассажирский Boeing 737 разбился при посадке в аэропорту Муан, погибли 179 человек (ФОТО, ВИДЕО)
09:39
Японцы, как и Трамп, хотели бы «дружить» с Китаем против России
09:31
Пираты Балтийского моря: во что выльется захват Финляндией российского танкера
09:21
ВСУ 49 раз обстреляли Белгородскую область за сутки: повреждены дома, автомобили, есть пострадавшие
08:37
Пришло время Прибалтике ответить за все - Новости
07:17
Места на кладбище и использованные вещи: британцы дарят друг другу ненужные рождественские подарки — The Guardian
05:45
Самый современный боевой самолет России стал еще быстрее и маневреннее
05:44
Рамадан Абдель Аль: Россия в Тихом океане... Конкуренция с Японией
05:43
ВС РФ заняли село и продвинулись в восьми локациях под Покровском и Курахово
05:42
Непомерная ненависть ко всему русскому
05:40
Учёные нашли способ вернуть раковые клетки в здоровое состояние
03:25
Дракула - воевода
03:03
Кураховская ТЭС пала: новости СВО от 29 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1039-й день спецоперации России на Украине
02:33
РЖД тестируют робопсов для работы на опасных участках (ВИДЕО)
01:45
В честь года змеи в России начали страховать здоровье домашних змей
01:44
Раскрыта новая уловка МФО по отъему денег у россиян
01:42
Как США угробили свой военный флот
00:54
Джон Миршаймер: Запад не хотел вести переговоры с Россией по поводу Украины, потому что рассчитывал на победу
00:11
Свободные и вернувшиеся
23:22
В России впервые оценили бедность с учетом пола, возраста и места жительства
22:59
Набрано более 133 тысяч человек: в Минобороны отчитались о завершении осеннего призыва
22:51
 Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами  Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами
22:36
Бывший Главком ВСУ констатировал необходимость снижения мобилизационного возраста до 18 или 20 лет
22:35
Несовершеннолетние украинцы массово бегут за границу под видом туристов
22:34
Путин в разговоре с Алиевым извинился за катастрофу с азербайджанским самолётом
22:33
Журналист «Известий» погиб в зоне СВО
22:32
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 28 декабря
21:59
Влияние искусственного интеллекта на будущее образования  Влияние искусственного интеллекта на будущее образования
21:44
В Новый год - с новыми законами: президент России подписал около 60 законов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Т-4: Стотонный бомбардировщик, способный обогнать звук

Т-4: Стотонный бомбардировщик, способный обогнать звук


 

Т-4


Традиционно считается, что истребитель всегда быстрее бомбардировщика. Однако еще в начале 60-х годов прошлого века в нашей стране был создан сверхзвуковой бомбардировщик, способный развивать скорость в 3200 километров в час, которая не снилась не только истребителям, но и существовавшим тогда ракетам!

 

 

100-тонный «бомбер» был способен обогнать звук в 3 раза! Из-за своих расчетных весовых параметров в 102 тонны самолет в секретных документах получил название «Изделие 100» или просто «Сотка».

 

Еще при жизни Т-4 был закрыт для посторонних глаз. И хотя основные работы велись в подмосковном Жуковском, эту воздушную машину мало кто видел – проект был особой секретности, ведь применяемые при его производстве технологии большей частью были, как бы сейчас сказали, инновационными. Сегодня единственный уцелевший экземпляр находится тоже в Подмосковье – в музее ВВС в Монино.

 

Если кто видел в реальности или на фото лайнер Ту-144, сразу обратит внимание на внешнее сходство с бомбардировщиком – по конфигурации и размерам. Да и судьба этих двух самолетов оказалась чем-то схожей – гражданский авиалайнер был снят с производства и эксплуатации после двух авиакатастроф – в 1973 году на авиасалоне во французском Ле Бурже и в 1978 во время испытательного полета, а «Сотка» прошла лишь десять испытательных полетов, после чего опытные образцы были разрезаны и отправлены на переплавку в 1974 году.

 

«Сотка» имела уникальную для бомбардировщиков скорость (правда, расчетные три звука самолет так ни разу и не преодолел). Т-4 был способен прорывать заграждения ПВО, имея потолок в 25000 метров.Четыре двигателя обеспечивали боевую нагрузку в 45 тонн.

 

 

Не случайно его сразу окрестили «убийцей авианосцев» - самолеты предполагалось поставлять в дальнюю и морскую авиациюИ дальность была отменной – 14 тысяч километров. Это, разумеется, теоретические цифры, которые не были достигнуты из-за свернутых летных испытаний по случаю закрытия темы.

 

Т-4 появился как ответ на создаваемые в США в начале 60-х годов прошлого века сверхзвуковые стратегические бомбардировщики ХВ-70 «Валькирия» и самолеты-разведчики SR-71. Отечественными разработками аналогов занимались КБ «Туполева», «Яковлева» и «Сухого».

 

При выборе преобладало значение скорости и боевой массы – наиболее высокие летно-технические характеристики предложило конструкторское бюро «Сухого». Предложенный им самолет обладал большей боевой эффективностью и аэродинамическим совершенством.

 

Процесс производства и проектирования «Сотки» занял почтидевять лет (на западные аналоги тратилось 5-7). Но коэффициент новизны у «Сотки» был близок к 100%. При проектировании обычных самолетов эта величина обычно в два раза меньше. Это означает, например, применение в конструкции 50% абсолютно надежных и проверенных деталей, приборов, методов. Для Т-4 были созданы специальные жаропрочные сплавы, неметаллические материалы, особая резина и пр.

 

 

В стране не было ни одного самолета, который содержал бы так много новинок. Объяснялось все необходимостью обеспечения полета с крейсерской скоростью 3000 км/ч и преодоления так называемого теплового барьера с нагревом конструкции планера до 300 градусов. Предполагаемое использование широкого диапазона скоростей требовало тщательной отработки аэродинамической схемы. Поэтому в аэродинамических трубах ЦАГИ исследовали более двадцати различных компоновок самолета и множество вариантов отдельных элементов - крыла, фюзеляжа, мотогондол и их взаимного расположения и сочетания.

 

«Т-4 был выполнен по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом тонкогопрофиля с острой передней кромкой, - рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. - Использование для балансировки переднего оперения при малых запасах устойчивости уменьшило потери качества на балансировку, увеличило дальность полета. Малые запасы устойчивости обеспечивались изменением центровки за счет перекачки топлива в полете. Вертикальное оперение обеспечивало минимальную величину запаса путевой устойчивости, а требуемые характеристики устойчивости и управляемости обеспечивались системой электродистанционного управления. В продольном и боковом каналах управление осуществлялось элевонами».

 

 

Самолет Т-4 оснастили несколькими комплексами радиоэлектронного оборудования. Навигационным - на базе астроинерциальной системы с индикацией на планшете и многофункциональными пультами управления. Прицельным - на базе радиолокатора переднего обзора с большой дальностью обнаружения. Разведывательным - включавшем оптические, инфракрасные, радиотехнические датчики и впервые применявшуюся РЛС бокового обзора.

 

Самолет предполагалось оснастить системой автоматизированного обхода наземных препятствий при полете на малой высоте. Комплексирование и автоматизация управления бортовым оборудованием были столь высоки, что позволили ограничить экипаж самолета летчиком и штурманом-оператором. Для пилотирования самолетом применялась ручка управления истребительного типа.

 

В КБ «Сухого» специально для Т-4 была разработана высокоэффективная ракета «воздух-земля» Х-33 с пороховым двигателем, головкой самонаведения на конечном участке и рикошетирующей траекторией полета, увеличивавшей дальность действия. Вооружение Т-4 состояло из двух гиперзвуковых противокорабельных ракет Х-45 с дальностью пуска в 1500 километров. Свободнопадающие бомбы и топливо были расположены в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере.

 

«Если бы "Сотка" была принята на вооружение отечественных ВВС, то хватило бы всего двух полков – на Западе и Востоке страны, – считает эксперт Валентин Дудин.– Это заставило бы потенциального противника произвести огромные затраты на развитие средств и преобразование объектовых систем ПВО. Интегральная бортовая система Т-4 позволяла иметь автономную информацию о целевой обстановке и поражать цели, не заходя в зону ПВО противника».

 

«Может, "Сотка" и не стала бы основным бомбардировщиком дальней и морской авиации, - подтверждает и экс-командующий Дальней авиацией Василий Решетников, - но для нескольких полков небольшая серия ракетоносцев и разведчиков с тройной крейсерской скоростью звука в боевых условиях, там, где не проткнется "Ту-22М", была бы в самый раз».

 

Но трудоемкость изготовления «Сотки» оказалась такой же, как если бы она была сделана не из титана, а из более легкообрабатываемых алюминиевых сплавов. В результате всех новшеств самолет стал стоить столько, сколько стоит равное ему по весу количество золота.

 

 

Похоже, что именно «цена вопроса», которая при полной реализации оценивалась в 1,3 миллиарда советских рублей, стала одним из факторов, которые привели к окончанию блистательного проекта. Не нашлось для постройки нужного количества самолетов и производственных мощностей. А само ОКБ «Сухого» в это время уже активно работало над истребителем Су-27.Сыграл в незавершившейся судьбе Т-4 злую роль и тот факт, что американцы, не завершив испытаний, оставили свой проект «Валькирия» со сверхзвуковым бомбардировщиком.

 

22 августа 1972 года шеф-пилот ОКБ «Сухого» Владимир Ильюшин вместе со штурманом Николаем Алферовым подняли Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 минут. Через год «Сотка» перешла звуковой барьер со скоростью 1280 километров в час на высоте 12 100 метров. А 22 января 1974 года состоялся десятый полет. В нем Т-4 достиг высоты 12 километров и развил скорость до 1360 километров в час. Предполагалось, чтопри следующем испытательном полете, скорость самолета доведут до трех махов – 3 скорости звука. Но к марту все остановилось – проект неожиданно закрыли.

 

Впрочем, деньги, затраченные на изготовление «Сотки» не пропали даром. Применение титаново-стальных конструкций обеспечило дальнейшее развитие отечественной сверхзвуковой авиации и космонавтики («Буран»). Многие технические достижения и идеи, воплощенные в нем, были использованы в конструкциях летательных аппаратов последующих поколений – Су-27, Су-24 и других самолетах.

 



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх