100-тонный «бомбер» был способен обогнать звук в 3 раза! Из-за своих расчетных весовых параметров в 102 тонны самолет в секретных документах получил название «Изделие 100» или просто «Сотка».
Еще при жизни Т-4 был закрыт для посторонних глаз. И хотя основные работы велись в подмосковном Жуковском, эту воздушную машину мало кто видел – проект был особой секретности, ведь применяемые при его производстве технологии большей частью были, как бы сейчас сказали, инновационными. Сегодня единственный уцелевший экземпляр находится тоже в Подмосковье – в музее ВВС в Монино.
Если кто видел в реальности или на фото лайнер Ту-144, сразу обратит внимание на внешнее сходство с бомбардировщиком – по конфигурации и размерам. Да и судьба этих двух самолетов оказалась чем-то схожей – гражданский авиалайнер был снят с производства и эксплуатации после двух авиакатастроф – в 1973 году на авиасалоне во французском Ле Бурже и в 1978 во время испытательного полета, а «Сотка» прошла лишь десять испытательных полетов, после чего опытные образцы были разрезаны и отправлены на переплавку в 1974 году.
«Сотка» имела уникальную для бомбардировщиков скорость (правда, расчетные три звука самолет так ни разу и не преодолел). Т-4 был способен прорывать заграждения ПВО, имея потолок в 25000 метров.Четыре двигателя обеспечивали боевую нагрузку в 45 тонн.
Не случайно его сразу окрестили «убийцей авианосцев» - самолеты предполагалось поставлять в дальнюю и морскую авиациюИ дальность была отменной – 14 тысяч километров. Это, разумеется, теоретические цифры, которые не были достигнуты из-за свернутых летных испытаний по случаю закрытия темы.
Т-4 появился как ответ на создаваемые в США в начале 60-х годов прошлого века сверхзвуковые стратегические бомбардировщики ХВ-70 «Валькирия» и самолеты-разведчики SR-71. Отечественными разработками аналогов занимались КБ «Туполева», «Яковлева» и «Сухого».
При выборе преобладало значение скорости и боевой массы – наиболее высокие летно-технические характеристики предложило конструкторское бюро «Сухого». Предложенный им самолет обладал большей боевой эффективностью и аэродинамическим совершенством.
Процесс производства и проектирования «Сотки» занял почтидевять лет (на западные аналоги тратилось 5-7). Но коэффициент новизны у «Сотки» был близок к 100%. При проектировании обычных самолетов эта величина обычно в два раза меньше. Это означает, например, применение в конструкции 50% абсолютно надежных и проверенных деталей, приборов, методов. Для Т-4 были созданы специальные жаропрочные сплавы, неметаллические материалы, особая резина и пр.
В стране не было ни одного самолета, который содержал бы так много новинок. Объяснялось все необходимостью обеспечения полета с крейсерской скоростью 3000 км/ч и преодоления так называемого теплового барьера с нагревом конструкции планера до 300 градусов. Предполагаемое использование широкого диапазона скоростей требовало тщательной отработки аэродинамической схемы. Поэтому в аэродинамических трубах ЦАГИ исследовали более двадцати различных компоновок самолета и множество вариантов отдельных элементов - крыла, фюзеляжа, мотогондол и их взаимного расположения и сочетания.
«Т-4 был выполнен по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом тонкогопрофиля с острой передней кромкой, - рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. - Использование для балансировки переднего оперения при малых запасах устойчивости уменьшило потери качества на балансировку, увеличило дальность полета. Малые запасы устойчивости обеспечивались изменением центровки за счет перекачки топлива в полете. Вертикальное оперение обеспечивало минимальную величину запаса путевой устойчивости, а требуемые характеристики устойчивости и управляемости обеспечивались системой электродистанционного управления. В продольном и боковом каналах управление осуществлялось элевонами».
Самолет Т-4 оснастили несколькими комплексами радиоэлектронного оборудования. Навигационным - на базе астроинерциальной системы с индикацией на планшете и многофункциональными пультами управления. Прицельным - на базе радиолокатора переднего обзора с большой дальностью обнаружения. Разведывательным - включавшем оптические, инфракрасные, радиотехнические датчики и впервые применявшуюся РЛС бокового обзора.
Самолет предполагалось оснастить системой автоматизированного обхода наземных препятствий при полете на малой высоте. Комплексирование и автоматизация управления бортовым оборудованием были столь высоки, что позволили ограничить экипаж самолета летчиком и штурманом-оператором. Для пилотирования самолетом применялась ручка управления истребительного типа.
В КБ «Сухого» специально для Т-4 была разработана высокоэффективная ракета «воздух-земля» Х-33 с пороховым двигателем, головкой самонаведения на конечном участке и рикошетирующей траекторией полета, увеличивавшей дальность действия. Вооружение Т-4 состояло из двух гиперзвуковых противокорабельных ракет Х-45 с дальностью пуска в 1500 километров. Свободнопадающие бомбы и топливо были расположены в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере.
«Если бы "Сотка" была принята на вооружение отечественных ВВС, то хватило бы всего двух полков – на Западе и Востоке страны, – считает эксперт Валентин Дудин.– Это заставило бы потенциального противника произвести огромные затраты на развитие средств и преобразование объектовых систем ПВО. Интегральная бортовая система Т-4 позволяла иметь автономную информацию о целевой обстановке и поражать цели, не заходя в зону ПВО противника».
«Может, "Сотка" и не стала бы основным бомбардировщиком дальней и морской авиации, - подтверждает и экс-командующий Дальней авиацией Василий Решетников, - но для нескольких полков небольшая серия ракетоносцев и разведчиков с тройной крейсерской скоростью звука в боевых условиях, там, где не проткнется "Ту-22М", была бы в самый раз».
Но трудоемкость изготовления «Сотки» оказалась такой же, как если бы она была сделана не из титана, а из более легкообрабатываемых алюминиевых сплавов. В результате всех новшеств самолет стал стоить столько, сколько стоит равное ему по весу количество золота.
Похоже, что именно «цена вопроса», которая при полной реализации оценивалась в 1,3 миллиарда советских рублей, стала одним из факторов, которые привели к окончанию блистательного проекта. Не нашлось для постройки нужного количества самолетов и производственных мощностей. А само ОКБ «Сухого» в это время уже активно работало над истребителем Су-27.Сыграл в незавершившейся судьбе Т-4 злую роль и тот факт, что американцы, не завершив испытаний, оставили свой проект «Валькирия» со сверхзвуковым бомбардировщиком.
22 августа 1972 года шеф-пилот ОКБ «Сухого» Владимир Ильюшин вместе со штурманом Николаем Алферовым подняли Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 минут. Через год «Сотка» перешла звуковой барьер со скоростью 1280 километров в час на высоте 12 100 метров. А 22 января 1974 года состоялся десятый полет. В нем Т-4 достиг высоты 12 километров и развил скорость до 1360 километров в час. Предполагалось, чтопри следующем испытательном полете, скорость самолета доведут до трех махов – 3 скорости звука. Но к марту все остановилось – проект неожиданно закрыли.
Впрочем, деньги, затраченные на изготовление «Сотки» не пропали даром. Применение титаново-стальных конструкций обеспечило дальнейшее развитие отечественной сверхзвуковой авиации и космонавтики («Буран»). Многие технические достижения и идеи, воплощенные в нем, были использованы в конструкциях летательных аппаратов последующих поколений – Су-27, Су-24 и других самолетах.
Читайте нас: