МиГ-25 в Ираке
Средина 80-х годов ознаменовалось новым кризисом на Ближнем Востоке. В этот период началась Ирано-Иракская война. Она сводилась в основном к артиллерийским перестрелкам вдоль границы, разделяющей Иран и Ирак с применением бронетехники: с иракской стороны - советской, с иранской – советской и западной. Применялась в войне и авиация, в основном с иракской стороны. Более чем на 90% иракская авиационная техника была советского производства.
В Ираке постоянно находились в качестве советников советские военные авиационные специалисты. В их задачи входило обучение иракских офицеров качественной эксплуатации и боевому применению авиационной техники поставленной из СССР. Советские летчики в боевых вылетах не участвовали, а лишь обучали иракских пилотов искусству пилотирования, облетывали самолеты после выполнения регламентных, ремонтных и других работ. По другим данным, в начале войны МиГ-25 пилотировали именно советские пилоты. До конца 1980 года только четыре иракских летчика смогли освоить новый тип истребителя, а остальные машины по прежнему пилотировали советские инструкторы. Такое положение сохранялось по крайней мере до 1982 года.
Весь состав советских харибов (специалистов) располагался в 90 км южнее Багдада на авиабазе Хаббания. Это крупнейший аэродром, с тремя ВПП: двумя – параллельными друг другу и третьей в трех километрах в поперечном направлении. На аэродроме базировалось значительное количество авиационной техники: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25П, МиГ-25РБ, МиГ-27, МиГ-29, Су-22, Су-25, (позднее Су-24), Ту-16, Ту-22.
Советские специалисты были расселены в небольшом поселке (порядка 20 домов), который строили для себя испанцы, когда прокладывали через весь Ирак железную дорогу. Вероятно, поэтому поселок называли «Испанией». Советских специалистов было около 60 человек – летчиков и инженеров с различных типов самолетов. Из них по самолету МиГ-25 (перехватчику и разведчику) было 15 человек. Надо сказать, устраивали военспецов неплохо. Обычно холостяков размещали по два человека в 2-х комнатную квартиру в двухквартирном домике. Все необходимое там было: мебель, посуда на кухне, телевизор и т.д. А семьи (после того как женам разрешили приехать в Ирак) размещались в 3-х комнатных домиках. Имелся клуб, в котором были 2 кинопроектора и кинозал, отдельная комната с прекрасным бильярдом, бар. Рядом – хороший теннисный корт, волейбольная площадка и бассейн. Инженерный состав был прикомандирован к технико-эксплуатационной части и выезжал в эскадрильи по необходимости. Специалисты отправлялись на работу в 7:00 утра, а возвращались домой во втором часу дня. После обеда – сон около полутора часов, потом – бассейн, футбол, волейбол или бильярд. Такой распорядок был обусловлен жарким климатом. Проводились также занятия по командирской подготовке, по изучению арабского языка два раза в неделю.
Сначала, в 1979 году, Ирак закупил в Советском Союзе самолеты МиГ-25Р, т.е. просто разведчики. Они были оборудованы аэрофотоаппаратами А-72 и А-Е/10 для ведения перспективной и плановой фотосъемки. Для радиотехнической разведки МиГ-25Р имели бортовые станции «Вираж». Бортовой комплекс «Пеленг-ДМ» совместно с системой автоматического управления САУ-155Р, системой РСБН-6С, системой воздушных сигналов СВС-ПН-5 позволяя выполнять полет автоматически по заданному маршруту и выполнять фотосъемку на запрограммированных маршрутах.
Затем, по просьбе иракской стороны, самолеты МиГ-25Р были доработаны до варианта МиГ-25РБ путем установки бомбовых держателей для подвески восьми авиабомб ФАБ-500Т-М62. В начале 1985 года самолеты начали полеты с бомбовой нагрузкой. Боекомплект составлял в основном 4 ФАБ-500Т(АТ) на фюзеляжных держателях, но иногда количество бомб доводили до восьми. МиГ-25РБ летали на бомбаpдиpовкy нефтяных теpминалов и Тегеpана.
Как правило, они выполняли бомбометание на сверхзвуковой скорости и большой высоте. В результате бомбы поражали цели на дальности 15-20 км, что создавало у противника иллюзию ракетного обстрела. Интересным был боевой порядок самолетов. МиГ-25РБ вылетали парами. Ведущий летит с бомбами, ведомый на некотором удалении – без бомб для фотографирования результатов боевого применения первого самолета. С точки зрения здравого смысла конечно, целесообразнее было бы подвешивать бомбы и на второй самолет, однако убедить в этом арабов практически невозможно. Они считали, что если повесить бомбы на второй самолет, то некому будет документировать результаты боевого применения второго самолета. Первое время, если бомбы попадали в цель (чаще всего это были нефтеналивные терминалы), то вечером по телеканалам демонстрировали фотографии этих взрывов, выполненные ведомыми. Летчику в этом случае давали медаль и автомобиль «Тойота Суперсалон». Если летчик получал три таких медали, то он становился «личным другом Саддама Хусейна» со значительными привилегиями. Полеты выполнялись практически круглые сутки – днем и ночью, в одно и тоже время по одним и тем же маршрутам. Арабская сторона никак не хотела прислушиваться к предложениям советских специалистов постоянно менять маршруты полетов и время вылетов. Правильные выводы были сделаны только после того, как в середине 1985 года был потерян МиГ-25РБ (бортовой №124). Он был сбит ракетой с иранского истребителя, дежурившего на постоянном маршруте разведчиков. После отъезда из Ирака советского советника старшего штурмана про эти выводы опять забыли. Один из МиГ-25РБ, снизившийся на высоту менее 15.000 м и утративший свою неуязвимость, был сбит в районе Тегерана ЗРК Hawk. Еще один был потерян над иранской территорией в результате разрушения лопатки турбины (пилоту удалось катапультироваться).
Еще один МиГ-25РБ упал при облете после сборки. Дело в том, что в 1988 году Ираком были закуплены четыре самолета МиГ-25РБ. Один из них был ранней серии. Все они прошли ремонт в г. Запорожье и привезены разобранными из Советского Союза на транспортных самолетах Ан-22 «Антей». Самолет уже был облетан и передан арабской стороне. Он уже был облетан нашими летчиками, но во время приемочного полета арабскому летчику не понравилась работа двигателей . Приняли решение провести еще один полет с советским летчиком. При полете по расчетному маршруту, самолет, который пилотировал майор Ткачев не дотянул до полосы чуть меньше километра – закончилось топливо. Летчик вынужден был катапультироваться. Советские инженеры с успехом использовали оборудование с упавшего МиГ-25РБ для ремонта отказавших блоков с других самолетов. Надо отметить, что отказов техники было значительно меньше чем в средней полосе СССР. Низкая влажность воздуха (менее 20%) улучшала условия работы оборудования. Чаще всего происходили отказы бортовой вычислительной машины. Однако наличие большого ремонтного фонда и представителя завода-изготовителя из Уфы позволяло быстро решать создавшиеся проблемы. Еще одним представителем был работник Раменского приборостроительного завода, курировавший ремонт навигационной системы АНИС-8. Как и в Советском Союзе, ремонты в ВВС Ирака проводились просто заменой блока. Однако после отъезда представителей по просьбе иракской стороны советские военспецы успешно производили ремонт самолетных гироскопических приборов. Самолет с бортовым номером 140 очень долго (около 3 лет) летал с отремонтированным гироскопическим агрегатом.
Бомбардировки иранской территории продолжались, однако все чаще бомбометания оказывались не очень удачными - стали бомбить со значительными промахами. Предположение о виновности в этом летчиков не оправдались, и арабская сторона обвинила во всем советскую авиатехнику: «Саяра му зен» («Самолет плохой»). В головах иракцев витали мысли об отказе от советских самолетов в пользу западных. Для решения проблемы на авиабазу Хаббания прибыл командующий ВВС Ирака. На переговорах с ним присутствовали старший группы советских военных советников и три советских инженера: по радиооборудованию, системе автоматического управления и системе «Пеленг». Насколько это было возможно, арабской стороне объяснили, что любой технике требуются регулировки и проводить их надо не от случая к случаю, а постоянно. Советские военные советники провели настройки оборудования самолетов, а также занятия с летным и инженерно-техническим составом. Полеты на бомбометание возобновились с прежней силой и высокой эффективностью. МиГ-25 снова стал «куллиш зен» (очень хорошим). По прошествии нескольких месяцев, в октябре 1985 года, началась следующая волна жалоб на самолет. Однако тщательные проверки настроек самолетных систем показали, что не они явились причиной плохих результатов бомбометания. Разрешилась проблема самым неожиданным образом. Выяснилось, что арабская сторона пыталась применять с МиГ-25РБ французские бомбы (предположительно «Дюрандаль»). Системы самолета МиГ-25РБ были настроены на бомбометание советскими бомбами с определенными баллистическими характеристиками. Французские бомбы имели другие характеристики, и точность их применения была из-за этого очень низкая.
Одной из самых типичных операций с применением МиГ-25РБ была бомбардировка иранского острова Харк. На этом острове, расположенном у южных границ Ирака, иранская сторона разместила нефтехранилища (цистерны около 124 м в диаметре), каждое защищенное обвалованием и нефтяные терминалы для передачи нефти на танкеры. Остров Харк с размерами 1х2,5 км, являлся оптимальной целью для системы наведения самолета МиГ-25РБ ошибки, которой составляли ±820 м от цели по направлению полета и ±1750м в боковом направлении.
Полеты на этот остров предполагалось производить с авиабазы Насирия. Для полетов готовили три самолета МиГ-25РБ с бортовыми номерами 140, 141 и 120. Специально вызванные на авиабазу советские советники составили перечень настроек оборудования, которые необходимо было выполнить на самолетах. Все работы выполняли иракские офицеры под контролем советников. Для поражения нефтехранилищ иракская сторона выделила три самолето-вылета.
Схема нанесения бомбового удара по иранскому острову Харк иракскими МиГ-25РБ
Первый вылет совершил самолет №140 с четырьмя бомбами ФАБ-500АТ. Здесь помог принцип иракцев фотографировать результаты бомбовых ударов. Фотографии показали, что все четыре бомбы с небольшим разбросом попали по терминалам с перелетом примерно 1 км и отклонением влево на 800-1000 м. Об этом говорили клубы дыма от горящей нефти. Специалисты провели корректировку данных в вычислительной машине, и второе бомбометание было выполнено с небольшим недолетом. При этом бомбы попали в танкер стоящий у береговой черты. Снова произведя корректировки, выполнили третий вылет, в котором поразили нефтехранилища тремя бомбами. Эта операция вызвала восхищение иракцев, еще раз подтвердив высокие боевые возможности МиГ-25РБ. Правда, несмотря на очевидные факты даже иракские начальники поговаривали, что русские хабиры (специалисты) приедут на авиабазу что-то подкрутят - самолеты бомбят нормально. А после их отъезда с базы все настройки оборудования возвращают назад. Неразрешимая, казалось, загадка имела очень простой ответ. Без контроля советских специалистов регулировочными работами занимались не офицеры, а унтер-офицеры и солдаты иракских ВВС, от которых требовать качественного выполнения работ было очень сложно.
Использовались МиГ-25РБ и для ударов по танкерам в Персидском заливе. Для этого часть самолетов кустарным образом, без согласования с советскими специалистами, оснастили противокорабельными ракетами Exocet. Переделка выглядела крайне грубо и «неэстетично» - в ряде случаев жгуты были протянуты прямо по обшивке планера. Разумеется, это самым худшим образом сказалось на аэродинамике самолёта.
В 1985 - 86 гг большинство иракских МиГ-25РБ и - ПД были модернизированы до стандарта РБТ и ПДС. Кроме того, взамен потерянных были получены и новые самолеты. В 1986 году в боевых условиях прошли испытания новые МиГ-25БМ. Советские инструкторы отрабатывали на них применение новейших ракет Х-58У и Х-13П.
Противорадиолокационная ракета Х-58У в Музее ВВС Украины
МиГ-25П ВВС Ирака сбили несколько иранских боевых самолетов. Боевой дебют оказался неудачным - пилоты иранских F-14 в 1982 году сбили по крайней мере четыре таких самолета. Еще один самолет (МиГ-25ПД) был сбит совместными усилиями F-14 и F-5 в 1983 году. А в июле 1986 года в кабине МиГ-25 погиб иракский ас - Моххамед Райян. По возвращении с задания его самолет подстерегли пара F-5 и пушечным огнем сбила. На счету иракских МиГ-25П – алжирский Grumman Gulfstream, военно-транспортный самолет С-130 Hercules, уничтоженный в феврале 1983 г. с помощью ракеты Р-40. 25 марта 1963 г. летчик Райджан на своем МиГ-25П сбил ракетами Р-40 иранский F-4D Phantom II. 5 июля этот же пилот уничтожил в дальнем ракетном бою F-4E.
Истребитель-перехватчик F-14 ВВС Ирана
F-4 "Фантом" ВВС Ирана
Истребитель Northrop F-5 ВВС Ирана
Иракские летчики высоко оценили МиГ-25. На провокационные вопросы советских специалистов: «Что лучше — МиГ или «Мираж»?» — следовал ответ:
— «Мираж» — кондиционер, комфорт!
— А в бой?
— О, в бой — на МиГ!
После окончания войны МиГ-25 остались на вооружении ВВС Ирака и использовались в ходе войны 1991 года. Уже в первую ночь войны, 17 января, лейтенант Зухайр Давуд из 84-й эскадрильи ВВС Ирака на самолете МиГ-25ПД выполнил успешный перехват американского F/А-18С "Хорнет" (серийный №163484), который пилотировал лейтенант-коммандер Михаель Спичер (Michael S. Spiecher) из эскадрильи VFA-81 авианосца «Саратога». Залпом двух ракет Р-40РД американский самолет был сбит. Тут еще сыграли свои роли ошибки экипажей самолетов ДРЛОиУ, неверно оценившего расстояние до иракского перехватчика и ошибка экипажа самолета РЭБ, не успевшего поставить помехи иракцу. Это была единственная подтвержденная самими американцами победа иракских ВВС.
Палубный истребитель F/A-18C "Хорнет", серийный № 163484, сбитый 17 января 1991 года иракским истребителем МиГ-25
Обломки сбитого истребителя F/A-18C "Хорнет", серийный № 163484
То, что F/A-18C Михаеля Спичера не был сбит зенитной ракетой, как сообщалось ранее, а был поражен ракетой «воздух-воздух с иракского МиГ-25ПДС, Конгресс США признал только в середине 1991 г. Останки пилота "Хорнета", капитана Спейчера были обнаружены лишь в 2009 году.
Ракета "воздух-воздух" Р-40 под крылом МиГ-25
19 января 1991 года два МиГ-25 были сбиты F-15C из 33-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США, чтобы их сбить потребовалось выпустить 7 современных ракет «воздух-воздух».. После операции «Буря в пустыне» Ираку удалось уберечь свои МиГ-25 от налетов в ходе операций «Coalition Northern» и «Southern Watch». В целом за время войны было потеряно 16 (из них 2 в воздухе) иракских МиГ-25 и ещё 4 повреждено, что составило более половины от общего числа имевшихся самолётов этого типа.
МиГ-25 ВВС Ирака, уничтоженный на земле в ходе операции "Буря в пустыне"
25 декабря 1992 г. два истребителя ВВС США Lockheed F-16C, впервые применив новейшие ракеты средней дальности с активным радиолокационным наведением AIM-120 AMRAAM, сбили над зоной, закрытой для полетов авиации Ирака, один иракский МиГ- 25П. В тот же день, несколько позже, состоялся воздушный бой между иракским МиГ-25П и новейшим американским многофункциональным истребителем F-15E, завершившийся безрезультатно для обеих сторон.
Истребитель F-15С ВВС США, сбивший 19 января 1991 года иракский МиГ-25, на американской авиабазе в Аляске, 2008 год
Ракета AIM-120 AMRAAM в Национальном музее ВВС США
2 января 1993 г. МиГ-25П ВВС Ирака при попытке перехвата американского высотного разведчика Lockheed U-2, в свою очередь, сам был атакован истребителем F-15C. Однако и на этот раз все завершилось безрезультатно. 15 января 1999 г. вновь состоялось столкновение американской и иракской авиации. Два истребителя ВВС США F-15, патрулировавших воздушное пространство к юго-западу от Багдада, при помощи бортовых систем оповещения обнаружили, что облучаются БРЛС двух самолетов типа МиГ-25П. Выполнив оборонительный маневр, американские машины выпустили по противнику одну ракету AIM-7M Sparrow и три AIM-120 AMRAAM, однако иракские истребители успешно уклонились от ракетного залпа и скрылись. Пуск ракет с их стороны зафиксирован не был. Вскоре после первого воздушного боя два палубных истребителя Northrop Grumman F-14 Tomcat обнаружили и атаковали ракетами AIM-54 Phoenix два других иракских самолета МиГ-25П, выполнявших полет к югу от Багдада. Однако и на этот раз иракские летчики, выполнив маневр уклонения, скрылись от американских истребителей. По утверждению представителей ВМС США, иракские МиГ-25П, очевидно, пытались выманить американские F-14 на большую высоту для того, чтобы подставить их под удар другой пары «МиГов», выходившей в атаку на малой высоте.
В 2002 г. произошло поистине историческое событие в истории воздушных войн - состоялся первый бой между пилотируемым и беспилотным самолетами. Американский БЛА RQ-1 Predator, в целях самообороны оснащенный ракетным комплексом Stinger, был перехвачен иракским истребителем МиГ-25П. Вероятно, «МиГ» выполнял облет разведчика, сблизившись с ним на относительно небольшую дистанцию. Это позволило Predator выполнить по иракскому истребителю пуск Stinger, от которого МиГ-25П сумел благополучно уклониться, после чего расправился с самим «беспилотником».
БПЛА RQ-1 "Predator"
Разведчик МиГ-25РБ использовался и в войне 2003 г.: иракский «МиГ» выполнил успешный, оставшийся безнаказанным, пролет над позициями американских войск. Этим боевое применение иракской авиации и ограничилось. Во избежание потерь иракским командованием было принято весьма странное решение - зарыть свои боевые самолеты в песок. Часть из них была позже откопана американцами, крайне удивленными подобными находками. Но большинство боевых машин, как фантастические мумии из голливудского «ужастика», терпеливо ждут своего «воскрешения из мертвых».
МиГ-25 ВВС Ирака, уничтоженные на земле авиацией
МиГ-25 ВВС Ирака, найденный американцами, 2003 год
Бедный МиГ-25...
Отреставрированный МиГ-25 ВВС Ирака в Национальном музее ВВС США
Читайте нас: