Третья конструкция затвора Поппенбурга, запатентованная совместно с Джоном Бенсоном в декабре 1866 г. (патент № 3382). Хорошо видны Т-образный подъёмный рычаг затвора, пазы его крепления в ствольной коробке и соответствующие выступы на затворе. Фото Матье Виллемсена, куратора Военного музея в Нидерландах c сайта Armourers bench
Дальнейшее развитие стрелкового
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жёны?
Наши жёны – ружья заряжёны,
Вот где наши жёны.
(Русская народная песня)
Где же ваши жёны?
Наши жёны – ружья заряжёны,
Вот где наши жёны.
(Русская народная песня)
Российская ружейная драма. Всё это так, конечно, и «заряжёны ружья» – это хорошо. Но чтобы из заряжать, требуется их иметь, причём иметь ружья, которые бы заряжались по-новому. А вот их-то в России пока ещё и не было. Но их искали и очень ответственно. Так, одновременно с винтовкой Грина в Россию поступило 120 винтовок бельгийского оружейника Жилле, причём тоже двухпульная. Калибр – 13,21-мм как у винтовки, так и у пистолета такой же конструкции. Но… не повезло винтовке Грина, не получилось прибиться к России и у Жилле. Правда, его ружьё было усовершенствовано нашим мастером Труммером, так что даже стало называться двойным именем – Жилле-Труммера. Но ничего не дало и его участие. На двухпульных системах в России был положен крест, хотя они и нравились военным дешевизной и доступностью используемых в них патронов.
Набор винтовок Жилле-Труммера. Фёдоров В.Г. Атлас чертежей к «Вооружению русской армии за XIX столетие». 1911 год
Тут в Россию поступила винтовка Терри, которую взялся усовершенствовать тульский оружейный мастер Норман и… усовершенствовал настолько, что в 1866 году его под двойным названием Терри-Нормана утвердили в качестве образца для переделки всех наших шестилинейных винтовок. Патрон к ней был опять-таки бумажный, но с папковым поддоном и войлочным пыжом. Ни ствол, ни курок изменениям не подвергались. Просто на ствол навинчивалась цилиндрическая муфта с овальным окном для вкладывания патрона, внутри которой двигался цилиндрический затвор, управляемый откидывающейся вверх и вправо рукояткой. Затвор выдвигался назад. В окно вкладывался патрон, который затвором задвигался в ствол. Затем рычаг затвора фиксировался, ствол запирался, взводился курок, а на брандтрубку надевался капсюль, и можно было стрелять. Механизм оказался вполне работоспособным. С ним винтовка давала 5-5 выстрелов в минуту, что было очень даже неплохо. Вот только для 1866 года это было уже «старьё». Более того, само же ГАУ признавало, что она хуже винтовок Дрейзе, Шасспо и Снайдера, но… тем не менее взята была именно она. Причём винтовке Дрейзе к этому времени было уже 25 лет – так и хочется сказать, а куда же тогда смотрела наша разведка?
Механизм винтовки Терри-Нормана. Фёдоров В.Г. Атлас чертежей к «Вооружению русской армии за XIX столетие». 1911 год
И тут в начале 1865 года, после событий датско-прусской войны, в которой казнозарядные винтовки показали свою эффективность, Британский совет по артиллерийским вооружениям тоже начал изучать пути модернизации британских мушкетов «Энфильд» с дульным заряжанием образца 1853 года с заменой казнозарядных патронов. Наряду с этим временным решением было решено начать поиски винтовки казнозарядного устройства, разработанной, так сказать, с нуля. Проверили десятки образцов со всей Великобритании, Европы и США. Один из них поступил от Иоганна фон дер Поппенбурга, прусского инженера, работавшего в Бирмингеме. Винтовка Поппенбурга была испытана вместе с 24 другими на начальном этапе испытаний. На итоговые испытания она не попала. Однако она (образца 1863 г.) попала в Россию, где испытывалась вместе с винтовкой Спангенберга-Заурера (патент 1865 г.) и винтовкой английского оружейного мастера Карле. Винтовку Карле взяли, а обе предыдущие были отклонены. Но хотя бы об одной из них следует рассказать поподробнее, чтобы показать уровень конкуренции на испытаниях.
Винтовка Калишера и Терри, предлагавшаяся для британского
Поппенбург запатентовал свою первую конструкцию с игольчатым затвором в феврале 1865 года (№ 421), а в октябре последовал уже американский патент (№ 50670). Изготовлена она была в Бирмингеме на предприятии некоего Бенсона, с которым и потом Поппенбург очень тесно сотрудничал.
Как и в большинстве игольчатых винтовок, капсюль-воспламенитель заряда в патроне Поппенбурга находился на донышке пули, где для него было предусмотрено гнездо, поэтому игла в ней была длинной. Свою конструкцию патрона он запатентовал 3 апреля 1865 года (№ 932), срок его действия истёк через три года и стал недействительным в апреле 1868 года. А вот устройство механизма винтовки было довольно оригинальным. Затвор на ней откидывался вправо, открывая окно для патрона. Позади затвора находилась выдвигающаяся полая затворная камера, внутри которой находилась коническая витая пружина и длинная игла. Чтобы произвести выстрел, нужно было сначала выдвинуть из затвора затворную камеру, затем откинуть затвор, вложить патрон, протолкнуть его в патронник, закрыть затвор, затворную камеру продвинуть вперед (при этом осуществлялся взвод пружины с иглой), и только после этого нажимать на спусковой крючок и стрелять. Ориентировочная стоимость производства этих винтовок в количестве более 5000 штук составляла в Англии 3 фунта стерлингов каждая. Из-за длинной иглы и откидного затвора и в Англии, и у нас в России винтовки, согласно отчёту испытаний, показались «слишком сложными и подверженными несчастному случаю для военного оружия».
Патент от октября 1866 года (№ 2580), по-видимому, стал последним патентом на имя Поппенбурга. Впоследствии патенты выдались уже Поппенбургу и Бенсону. Это могло быть связано с расходами на подачу заявки и поддержание патентов, которые в 1860-х годах могли стоить более 45 фунтов стерлингов за три года защиты. Сегодня это эквивалент более 5 000 фунтов стерлингов или почти 7 000 долларов США. В заявлении на патент от 22 декабря 1866 г. (№ 3382) Бенсон указан как торговец, а Поппенбург – как инженер-механик. Возможно, что Бенсон предоставлял ему финансовую поддержку, что было обычным делом во все времена, и Поппенбург за это делал его своим соавтором.
Третья конструкция затвора Поппенбурга, запатентованная совместно с Джоном Бенсоном в декабре 1866 г. (патент № 3382) уже под патроны с металлической гильзой, оказалась самой совершенной
Её казённая часть открывалась «трубчатым затвором», который сдвигался назад шарнирным рычагом Т-образной формы, который следовало поднять и потянуть назад. Это движение также приводило в действие Т-образный полукруглый экстрактор винтовки, что давало возможность стрелку извлечь гильзу. Затем можно было зарядить новый патрон и закрыть затвор, а ударник позади него большим пальцем сдвинуть вперед, чтобы его взвести. Закрытый затвор запирается парой прямоугольных выступов на Т-образном рычаге, которые входят в два паза на ствольной коробке.
Данный вариант представляется самым простым, очень прочным и достаточно совершенным, но винтовку с этим затвором всё же отклонили.
Обширные изыскания, проведённые британской армией, в конечном итоге привели к выбору системы Джейкоба Снайдера, принятой в апреле 1866 года для переделки винтовки 1853 года, и выбору затвора Фридриха фон Мартини и ствола Александра Генри, которые при объединении в систему Мартини-Генри были ранее приняты на вооружение в марте 1871 года.
Что же касается России, то здесь выбрали игольчатую винтовку Карле образца 1867 года под патрон полковника Вельтищева. Главное отличие от большинства патронов к игольчатым ружьям заключалось в том, что капсюль в нём располагался в картонном поддоне, а не на донышке пули. Безусловно, система Карле была проще поппенбурговской, хотя имела более дорогой и сложный патрон. Затвор в затворной раме взводился вертикально уложенной на неё рукояткой, которую для этого требовалось всего лишь поднять в вертикальное положение, повернуть налево, после чего затвор оказывался уже отведённым назад, а спиральная пружина вместе с иглой – взведённой. Затем рукояткой затвор продвигался вперёд и проталкивал патрон в казённик. Рукоятка поворачивалась направо и опускалась вниз и назад, после чего можно было уже стрелять. Для предохранения от прорыва газов назад на торце затвора был предусмотрен обтюратор из нескольких кожаных кружков, требовавших внимания и бережного ухода.
В чём не достигли экономии, так это в изготовлении патронов. Оказалось, что сложность их такова, что делать их в войсках, даже высылая туда комплектующие, невозможно. Пуля Минье, например, могла отливаться солдатами, а вот железная чашечка в неё – уже нет.
Устройство винтовки Карле. Фёдоров В.Г. Атлас чертежей к «Вооружению русской армии за XIX столетие». 1911 год
Правда, ружьё было скорострельным и давало 10-13 выстрелов в минуту (патроны брались со стола) при стрельбе на 200 шагов с прицеливанием, а если стрелок брал их из подсумка, то восемь. Это в любом случае было намного выше скорострельности винтовок Жилле-Труммера, Терри-Нормана и Грина.
Винтовка «Доерх-Баумгартен». В то время многие пытались повторить успех Николаса фон Дрейзе и его винтовки. Так, в 1861 году игольчатую винтовку похожей конструкции, но улучшенного образца создали Йоханнес Доерх и Крамер фон Баумгартен. Она имела укороченный игольчатый механизм и удобно расположенную рукоятку перезаряжания в задней части затвора. Находилась эта винтовка на вооружении в армии княжества Шаумбург-Липпе до его вступления в Германскую империю в 1871 году. Королевский Арсенал в Лидсе, Великобритания
Переделка винтовок 1856 года образца по системе Карле проводилась в России на многих заводах, но шла очень медленно, поскольку цена 10 рублей за ружьё оказалась для заводчиков убыточной. Тем не менее их было изготовлено около 215 500. Выяснилось и то, что недостатки, присущие всем игольчатым винтовкам на Западе, были свойственны и винтовке Карле, в связи с чем возник вопрос уже о том, что и её нужно заменять, только теперь уже винтовкой под унитарный патрон.
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: