Китайский конный воин 1276 года на фоне Великой китайской стены (а), вооружённый «огненным копьём» – лиа хуа чанг (б). Такое оружие широко использовалось династиями Сун (1117-1279) и Мин (1368-1644)
Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надёжно ввинченный кремень Взведён ещё. А. С. Пушкин. Евгений Онегин
История огнестрельного оружия. Не так давно на ВО появлялась статья про «греческий огонь», и регулярно появляются материалы по истории огнестрельного оружия. Но… а с чего всё начиналось-то? Вот вопрос, который что-то не очень хорошо у нас освещался, а между тем именно от него, как от печки, и следует всем нам «танцевать». Почему именно так, а не иначе, какие направления развития огнестрела нам задало прошлое, а какие появились уже позднее – словом, всё-всё о нём и с самого начала. Об этом и пойдёт наш рассказ, которому будет посвящено нескольких статей.
Итак, начнём мы с вопроса о порохе, ведь без него огнестрельное оружие попросту невозможно. Но тут мы вступаем на зыбкую почву домыслов и предположений, потому что откуда он взялся, точно не знает никто. Например, британский оружейный магнат В. Гринер в своё время написал книгу «Ружьё» и там привёл отрывок из древнеиндийского закона о том, что полководец на войне не должен использовать подлые приёмы, будь то отравленные стрелы, а также огнебойные орудия. По его мнению, «огнебойные орудия» это как раз и было огнестрельное оружие. А раз так, то… порох, мол, изобрели в Индии. Дело в том, что там есть районы, где залежи селитры выходят на поверхность. Специфические свойства этого вещества могли обратить на себя внимание древних – вот, мол, они и сделали на основе селитры порох. Но точно так же с селитрой обстоит дело и в Китае. Недаром арабы называли её «китайской солью». Известно, что арабы знали смесь из 60 частей селитры и 20 частей серы и угля. По сути дела, такая смесь и есть порох, который арабами применялся уже в 690 году во время осады Мекки. Однако многие считают, что не они эту смесь придумали изначально, а позаимствовали опять же у китайцев.
Те, кстати говоря, внесли значительный вклад в развитие порохового оружия, хотя и использовали саму селитряную смесь скорее как топливо для примитивных ракет, а не как взрывчатое и метательное вещество. Так, в 682 году алхимик Сунь Сы-мяо описал, как путём соединения селитры и серы с растительным углём получить интенсивно горящий состав. Алхимики Чинь Хуа-дуна и Цин Сюй-цзы где-то в 808 году или около того также написали о том, что из серы, селитры, и растёртого в порошок растения кокорника можно получить горючий состав, своими пропорциями очень похожий на порох.
Затем в 904 годом Чжен Фан использует некий «летающий огонь», чтобы поджечь ворота крепости Юйчхан, но там, скорее всего, пороховые снаряды, выстреливались из обычных метательных машин. В 969 году Юи Фан, а в 970 году Фэн Цзи-шен предлагают «огненные стрелы» хо цзянь, имевшие трубки с порохом, которые при выстреле поджигались фитилём и давали этим стрелам дополнительное ускорение.
Китайские ракетчики династии Мин. Ракетомётная пусковая установка для стрельбы «огненными стрелами», 1450 г. (1); стрелок с ракетным контейнером (2). Рисунок современного художника по древнекитайским миниатюрам
В дальнейшем дело дошло и до использования взрывчатой силы пороха. Так, 15 октября 1000 года офицер императорской гвардии Тан Фу предложил для испытания снаряд цзи ли хо цю («огневой шар с колючкой») – видимо, шар из пороховой мякоти, с оболочкой из металлических колючек, разлетавшихся при взрыве во все стороны. Можно считать, что это был первый в мире осколочно-фугасно-зажигательный снаряд, хотя информация о нём очень скудна.
15 сентября 1132 года Чэнь Туй, оборонявший китайскую крепость Дзань, применил оружие хо цян – «бамбуковые огненные трубы», способные метать огонь. Огнемётные трубы Чэн Гуя можно считать предшественниками ствольного огнестрельного оружия, хотя вопрос о том, что именно они метали кроме огня, остаётся открытым. Так или иначе это приводило неподготовленного противника в ужас. А вот ракеты китайцы уже применяли в 1232 году, обороняя Пекин, а в городе Лоянге с помощью катапульт бросали в монгольских воинов железные сосуды с порохом.
Соответственно в 1258 году монголы такое же оружие использовали при осаде Багдада, а в 1259 году, обороняя Шаучуня, китайцы из бамбуковой трубы с помощью пороха выбрасывали некие предметы под названием зыкэ. То есть речь может идти о чём-то вроде пушки, но только пока что ещё деревянной!
Миниатюра из манускрипта Вальтера де Милимета. Британская библиотека
Однако сегодня не известно главное – кто, когда, и где придумал ствол из металла. А что известно? Известно, что в манускрипте Вальтера де Милимета (или Уолтера Милиметского – это уж кому как понравится - прим. автора), который представляет собой нечто вроде детской энциклопедии для юного короля Англии Эдуарда III, можно увидеть изображение древнейшего европейского «огнебойного» орудия. Это «орудие» напоминает кувшин и явно изготовлено из бронзы. Лежит оно на некоем подобии козел, направлено в ворота замка, и из него торчит оперённая стрела. Стоящий позади него рыцарь, а это именно рыцарь, поскольку он одет в сюрко и носит гербовые айлеты на плечах, подносит к запальному отверстию фитиль. Написан этот манускрипт был между 1326 и 1330 гг. То есть очевидно, что нечто подобное тогда уже существовало!
А вот реконструкция этого «орудия» из Королевского арсенала в Лидсе
В 1861 году в Швеции неподалёку от деревни Лосхульт нашли бронзовый стволик колбообразной формы и длиной в 30 см. На сегодня этот артефакт считается самым древним дошедшим до нас образцом ствольного огнестрельного оружия. Правда, непонятно, как им пользовались и на чём закрепляли, но то, что из «этого» стреляли – несомненно!
Также в Швеции был найден и ещё один совершенно уникальный артефакт. Это шестигранный стволик из бронзы – настоящее произведение литейного искусства, причём непонятно зачем украшенный мужской бородатой головой. Время изготовления – вторая половина XIV в. Надевался этот стволик задним концом на деревянную «палку», которую, скорее всего, при стрельбе зажимали под мышкой. Интересно, что запальное отверстие в форме конуса расположено на нём сверху, имеет бортик, но почему-то находится перед головой, а не позади неё, что было бы, безусловно, более логично. Крюк, которым подобного рода оружие цеплялось за стенку, отлит заодно со стволом, прямо под головой.
Вот этот стволик из Исторического музея в Копенгагене
Подобного вида оружие с крюками на стволе получило название гаковниц (от слова «гак» - «крюк»). Само же название ствола в разных странах имеет разное происхождение. В Англии ствол называется barrel, что также означает «бочка», а вот в таких языках, как итальянский, французский и испанский, слово «ствол» произошло от слова «трубка». Чешское слово «пиштала» означает «дудка», и вот от него-то в славяноязычных странах и укоренилось слово пищаль. Интересно, что в той же Италии короткие стволики для ручного огнестрельного оружия получили название бомбарделлы, то есть их называли уменьшительным образом «пушечками», указывая тем самым на их малые размеры в отличие от массивных бомбард - «больших пушек». Что, впрочем, совсем неудивительно, поскольку длина многих таких стволов была всего 25-35 см.
Возможно, вот так применялись подобные бронзовые стволы… Рис. Т. В. Канивец
Тем не менее уже тогда наблюдалось постепенное увеличение длины ствола. Например, известен ствол так называемой «пушки из Танненберга», который был найден при раскопках замка Танненберг, разрушенного ещё в 1399 году. То есть этот ствол не мог быть сделан позднее этой даты, а вот ранее – сколько угодно.
Этот ствол так же изготовлен из бронзы. Он литой и имеет длину 80 см, а калибр порядка 14,5-мм. Ствол восьмигранный, запальное отверстие сверху, и очень необычно устроена пороховая камора: на выходе из неё имеется сужение, дальше которого снаряд внутрь не проходит.
Вот этот ствол. Германский национальный исторический музей, Нюрнберг
Одной из очень серьёзных проблем тогдашнего порохового оружия являлась специфическая консистенция самого пороха, имевшего вид чёрного и очень липкого порошка. Такой порох был гигроскопичен, при насыпании в ствол прилипал к его стенкам, но самое главное – его было трудно поджигать в замкнутом пространстве, хотя это и кажется удивительным. Однако дело в том, что в стволе тогдашних пороховых орудий порох уплотнялся, доступа кислорода к заряду не было, и заставить гореть зёрна угля, чтобы от нагревания селитра начала бы выделять кислород, было трудно. Часто бывало так, что такой порох в запальном отверстии сгорал, а вот в стволе поджечь его не удавалось. Выход был найден в использовании раскалённого металлического прутка, который вставлялся в запальное отверстие. Кстати, именно поэтому-то его сначала и делали сверху… Но подобная «система зажигания» была неудобна, так как требовала жаровни с углями, которую надо было носить за стрелком.
Здесь мы видим различные образцы ручного порохового оружия XIV в.: 1 – литая «стреляющая кружка», скорее всего, такое оружие можно было использовать в крепостях – стрелять из-за угла по своим же разрушенным воротам, через которые лез неприятель; 2 – «вектор многоствольности и многозарядности» имел место уже тогда: перед нами стрелок с четырёхствольной стреляющей палицей, рядом с ним лежат на выбор ещё две таких же (13, 14) и нечто впечатляюще многоствольное (12) – достоинством такого оружия было то, что, отстреляв все заряды, им можно было с успехом бить врага по голове; 3 – стрелок с павезой; 4, 10 – железный кованый ствол на деревянном древке или прикреплённый к железному прутку – вот и всё оружие; 5, 7, 9 – стрелки с гаковницами; 6 – стрелок со стволиком малой длины; 8 – простейший механизм воспламенения S-образной формы; 11 – гаковница-коса: пострелял и рубишь ею врага врукопашную; 15 – ещё один образец гибридного оружия – ружьё-топор.
Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. СРЕДНИЕ ВЕКА. VIII-XV века: Доспехи и вооружение. Крепости и осадные машины. Рыцарские турниры и гербы. М.: Астрель, 2002, С.63
Поэтому очень скоро порох начали зернить. Во всяком случае, известно, что в 1421 году в чешском городе Знаймо его уже зернили. Теперь между отдельными пороховыми зёрнами находился воздух, и они вспыхивали значительно быстрее и сгорали с большей отдачей. Теперь уже можно было поджигать его не раскалённым прутом, а медленно тлеющим фитилём, что оказалось намного удобнее.
1 – устройство ствола «таннебергской пушки» 1399 г.; 2 – вертикальный запал с углублением; 3 – запал иного типа, боковой, с «лоханкой» для пороха; 4 – второй тип серпентина (первый см. на предыдущей иллюстрации), применявшийся в середине XV в.; 5 – третий тип серпентина с пластиной, закрывающей запальное отверстие от ветра и дождя, вторая половина XV в.; 6 – четвёртый тип серпентина (Германия) с пружинным спуском, «лоханкой» для пороха и пластиной, закрывающей её от ветра и дождя – изготовлен в 1475 г., совершенно новый революционный тип оружия для этой эпохи; 7 – конный кулевринер, около 1470 г. – это примитивное орудие, называвшееся петриналь или пуатриналь, использовалось наравне с серпентинами до начала XVI в; 7а – деталь крепления орудия, стрелявший должен был вставить чеку для смягчения отдачи; 8 – в середине XV в. отсутствующий запал возмещали тем, что к стрелку «колинеатору» (пороховщику) приставляли второго воина – «инцендиатора» (запальника); 9 – ручная пушка конца XV в.: некоторые орудия слишком мощные и слишком тяжёлые, чтобы стрелять с плеча, использовались таким образом – эти орудия ошибочно считают идентичными орудиям на деревянной подставке, относящимся к этой же эпохе; 10 – итальянский наёмник (мерсенарий) на службе у французского короля, конец XV в.: он вооружён «огнестрельным многозарядным копьём» (эспиньоль), выпускавшим несколько ядер одно за другим; 10а – вид в разрезе: по сути это прообраз пулемёта, правда, начав стрелять, остановиться этот «пулемёт» уже не мог, но вооружённый им человек мог нанести толпе противников просто страшное опустошение!
Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. СРЕДНИЕ ВЕКА. VIII-XV века: Доспехи и вооружение. Крепости и осадные машины. Рыцарские турниры и гербы. М.: Астрель, 2002, С.65
Насколько такое оружие было эффективным, говорят испытания, проведённые в 30-х годах прошлого века в Швеции в Стокгольме. Тестировалась копия старинного ручного ствола длиной 200 мм и калибром 23-мм. Свинцовая пуля имела вес 52 грамма, порох был изготовлен по рецепту 1380 года из шести частей селитры, одной серы и одной угля. При стрельбе эта пуля на расстоянии 28 метров пробила доску толщиной 5 см, а на расстоянии 46 м – 2,54 см, то есть в один дюйм. Естественно, ни одна кольчуга и ни один панцирь не защитили бы на этих расстояниях владельцев этих доспехов, попади в них такая вот пуля!
Ну а вот такое пушечное ядро могло и вовсе убить даже не одного, а сразу несколько воинов в толпе. Нашлось такое ядро при раскопках на территории крепости Пенза, то есть попало оно сюда не раньше 1653 года. Пензенский музей русской армии
P.S. Автор и администрация сайта от всей души благодарят Сару Диксон, отдел коммуникаций Исторического музея в Копенгагене, за оказание содействия в получении иллюстративного и информационного материала для этой статьи.