МиГ-25 появился на российском авиа-небосклоне в 1972 году. Это был наш ответ американскому военному самолету, стратегическому бомбардировщику XB-70 Valkyrie. И хотя строили его очень спешно, в самые короткие коммунистические пятилетки – с 1965 по 1970 год, он стал настоящей легендой авиастроения и до сих пор некоторые рекорды, поставленные на небесном лисе, как еще иногда называют МиГ-25, остались непревзойденными.
Например, рекордная высота, на которую поднялся в 1977 году лётчик-испытатель Федотов, составляет 37 650 метров. Выше него никто на самолетах этого класса до сих пор не взлетал. И если верить статистике, то всего рекордов, установленных на летающей лисице, 38: по высоте, по дальности, по скороподъемности.
Испытывать боевые качества самолет отправили в тлеющий конфликт между Израилем и Египтом. Там боевые машины проявили себя в точности попадания, в фото- и радиоразведке. И заметьте, это были не разные боевые задачи для самолетов. Миг-25РБ был самолетом разведчиком-бомбардировщиком. На его борту могло поместиться 5 тонн бомб, которые поражали наземные цели. Весь мир пришел к такому коктейлю разнополярных задач гораздо позже, к концу двадцатого века. И здесь МиГ-25 опередил время.
Не надо думать, что полеты над Синайским полуостровом нового самолета остались незамеченными Израилем. Его видели, даже пытались сбить из американских ЗРК HAWK, но ни одна из попыток не увенчалась успехом. Больше того, израильские Mirage III и F-4 тоже оказались бессильны для перехвата советского военного истребителя. Его долго не могли даже идентифицировать и каждый раз давали ему новое имя. Израильские военные, оправдывая свое бессилие в «поимке» советского самолета, говорили, что он имеет запредельную скорость в 3,2 Маха. На самом деле самолет мог развить только 2,5 Маха, но при большом потреблении топлива на такой скорости его масса быстро уменьшалась, добавляя к заявленной еще 0,3 маха. Так что израильтяне, конечно, льстили, приписывая самолету несуществующие характеристики.
Самолет-легенда быстро нашел спрос. И в ирано-иракской войне иракская сторона получила большое преимущество, имея на вооружении советские истребители. Правда, к началу войны у них были самолеты, но не было обученных летчиков, зато к середине конфликта экипажи уже овладели всеми преимуществами «летающей лисы». Спустя четыре года, к началу операции «Буря в пустыне» в 1991 году на вооружении сил ВВС Ирака было 35 боевых МиГ-25, и они все были в строю до окончания конфликта.
Из недостатков самолета все летчики отмечали запредельные температуры. Кабина раскалялась до 300 градусов и любое прикосновение рукой могло закончиться травмой. И если люди могли контролировать процесс, то техника при таких температурах работать не могла. Для МиГ-25 радиотехники разработали специальную водно-спиртовую систему, для которой придумали сленговое название «Массандра». Целая бочка вина могла заставить работать железо без нареканий. И пусть после этого кто-то скажет, что алкоголь вреден.
У самолета с такой судьбой не могло не быть криминальной составляющей. Конечно, его украли. Причем, не враги, которым хотелось узнать, из чего состоит самолет-легенда, а советский летчик. Виктор Беленко ценой самолета купил себе путевку в Соединенные штаты. Во время полетов он вышел за пределы видимости радаров и приземлился на гражданском аэродроме в Японии. Самолет разобрали по винтикам, чтобы найти секреты, но секреты были не в железе, а этого Беленко украсть не смог.
Akiva Content
Читайте нас: