Возможности военных беспилотных летательных аппаратов долгое время оставались ограниченными. Но в первые годы третьего тысячелетия ситуация изменилась, поскольку появились новые, более совершенные дроны. Их активное использование быстро сделало прежнюю тактику боевых действий сухопутных войск устаревшей. Вслед за Соединенными Штатами Америки новыми беспилотниками обзавелись и другие страны, например, Израиль. Но наиболее упоминаемым дроном в 2020 году стал БПЛА, созданный в Турции – Bayraktar TB2. Благодаря своему участию в целом ряде конфликтов, этот смертоносный аппарат стал настоящей «звездой» интернета и телевидения. Не исключено, что в ближайшем будущем Bayraktar TB2 примет участие еще в одном вооруженном противостоянии – на этот раз уже не в Сирии, Ливии или Нагорном Карабахе, а на востоке Украины.
История создания «Байрактара»
В «нулевые» годы Турция не имела своих собственных боевых беспилотников. Правда, поскольку эта страна, как известно, входит в военный блок НАТО, дроны для её армии теоретически можно было бы приобрести в США. Именно таким путем поначалу и намеревалось пойти правительство Турции, однако, почти сразу стало понятно, что такое решение небезупречно.
Первоначально причиной, по которой американцы не очень спешили поделиться своими новыми технологиями, являлись старые разногласия между союзниками по проблеме Северного Кипра, но затем возникли новые препятствия. Альтернативным поставщиком БПЛА для турецкой армии мог стать (и на несколько лет действительно стал) Израиль. Но затем отношения с еврейским государством, и без того далеко не безоблачные, резко испортились, дойдя в 2010 году буквально до точки кипения. В этих условиях о продолжении закупок боевых дронов говорить уже не приходилось.
Но у турецких военных, как оказалось, к тому моменту уже имелся «план Б». Дело в том, что еще в 2005 году в Анкаре состоялась демонстрация самодельного беспилотника, который был создан мало кому тогда известным аспирантом Массачусетского технологического института Сельджуком (чаще встречается написание «Сельчук») Байрактаром. Этот молодой человек, которому тогда исполнилось только 26 лет, уже прошел полный курс обучения в Стамбульском техническом университете, затем продолжил свое образование в США, где ему удалось познакомиться с наиболее передовыми проектами БПЛА.
Возможно, на вчерашнего студента мало кто обратил бы внимание, однако, его отец, Оздемир Байрактар, был основателем и владельцем крупной компании Baykar Makina и имел влиятельных друзей в правительстве страны. Эти связи он использовал для того, чтобы с дроном, созданным его сыном, познакомились представители власти, отвечающие за оснащение армии.
В 2007 году Байрактар-младший вернулся в Турцию, чтобы уже всерьез работать над созданием новейших боевых беспилотников. Конфликт с Израилем дал начинающему конструктору тот шанс, которого он ждал несколько лет. Стало понятно, что десяти безоружных разведывательных дронов Heron, закупленных в 2006 году, недостаточно для того, чтобы решать задачи на современном поле боя. Серия атак, предпринятых курдскими боевиками в 2011 году на базы турецкой армии, дополнительно обострили эту проблему. Израильские беспилотники могли только снимать нападавших в режиме онлайн, что не устраивало военных.
Следует отметить, что американские «партнеры» по НАТО изначально были категорически против применения дронов против курдских боевиков, которых долгое время рассматривали как союзников по борьбе против многочисленных террористических группировок, орудовавших в Сирии и Ираке. Это позволило Сельджуку Байрактару окончательно склонить турецких военных на свою сторону.
Вначале молодой конструктор создал несколько безоружных разведывательных БПЛА. Наиболее крупный из них, Bayraktar TB1, стал основой для «дрона-убийцы». Новая модель, получившая название Bayraktar TB2, поднялась в воздух в конце лета 2014 года. После длительных летных испытаний, с борта дрона впервые была запущена управляемая ракета. Ролик, который запечатлел это событие, появился в Интернете 18 декабря 2015 года. С этого момента на вооружении турецкой армии появился свой собственный ударный БПЛА, на борту которого находилось высокоточное оружие, позволявшее наносить «хирургические удары».
В настоящее время на вооружении турецкой армии находится не менее сотни беспилотников Bayraktar TB2. Кроме того, часть построенных с 2014 года дронов была продана в другие страны, в частности, в Катар (6 единиц), а также на Украину (12 единиц). Успешное применение «Байрактара» в целом ряде вооруженных конфликтов может заметно повысить экспортный потенциал боевой машины, совершенствование которой продолжается и сегодня.
Конструкция БПЛА
При создании дрона Bayraktar TB2 была использована нормальная аэродинамическая схема (крыло впереди стабилизатора). Плоская нижняя часть фюзеляжа машины продолжает линию крыла и обладает несущими свойствами. Другими словами, использована так называемая интегральная компоновка. Само крыло дрона прямое, большого удлинения, с «рублеными» оконцовками.
Оперение беспилотного летательного аппарата построено по двухбалочной схеме. Кили размещены с «обратным» наклоном и соединены в верхней части, образуя единую конструкцию, которая уравновешивает носовую часть машины и в то же время выполняет роль стабилизатора.
Планер БПЛА создан на основе композитных материалов (в основном углепластик). Такой подход позволил существенно снизить вес машины и увеличить её грузоподъемность.
В качестве движителя дрона использован толкающий, а не тянущий винт – такие решения в «обычной» авиации использовались довольно редко. Расположен пропеллер между задними балками, так что создаваемый им поток воздуха попадает на хвостовое оперение, что должно увеличивать управляемость и маневренность.
В качестве силовой установки использован легкий австрийский авиамотор Rotax 912. Это четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине с октановым числом 95 и выше. Мощность мотора всего 100 лошадиных сил при объеме в 1,211 литра. Для снижения оборотов двигатель оборудуется редуктором. Охлаждение цилиндров – жидкостное.
Шасси БПЛА Bayraktar – трехопорное неубирающееся, передняя стойка поворачивается и применяется в ходе руления. Колеса снабжены гидравлическими тормозами.
Бортовое оборудование и вооружение
Под крылом дрона находятся четыре точки подвески. Их можно использовать для размещения различных видов оружия:
- Rocketsan MAM-L. Корректируемая планирующая бомба. Вес – 21,5 кг. Боевая часть может быть противотанковой, термобарической и противопехотной. Диаметр бомбы – 160 мм, длина – 1 м.
- Rocketsan MAM-С. Корректируемая планирующая бомба. Вес – 7 кг (по другим данным, 6,5 кг). Выпускается в противопехотном и «многоцелевом» вариантах. Диаметр бомбы – 70 мм, длина – 0,9 м.
- UMTAS. Управляемая противотанковая ракета. Дальность полета – до 8 км. Вес – 37,5 кг при диаметре в 160 мм. Боевая часть – тандемная.
Корректируемые бомбы оснащены двумя системами наведения на цель. Одна из них – по лазерному лучу, вторая – инерциальная. Круговое вероятное отклонение: три метра. Противотанковые ракеты тоже могут управляться лазерным лучом, однако, основной режим – инфракрасное самонаведение в режиме «выстрелил и забыл». Кроме того, допускается внесение коррекции после запуска.
Бортовое оборудование беспилотника включает в себя электрооптические и инфракрасные камеры, а также лазерный дальномер и целеуказатель. Кроме того, дрон оборудован компьютерами, обеспечивающими взлет, посадку и руление в автоматическом режиме, без вмешательства оператора. При полете на разведку дрон может оснащаться дополнительными средствами видеофиксации.
Система управления
Наземный «экипаж» турецкого ударного дрона состоит из трех человек: командир, пилот и оператор оружия. При выполнении боевого задания они находятся на станции управления, которая перевозится в фургоне, установленном на шасси тяжелого грузовика. Оборудование снабжается автономным источником питания.
Одна наземная станция может одновременно управлять полетами трёх дронов. В комплект оборудования, кроме того, входят:
- Установка для заправки баков БПЛА. Резервный запас горючего – до 800 литров.
- Зарядное устройство для бортовых аккумуляторов дрона.
- Система видеоархивирования. Предназначена для записи и последующего хранения «репортажей» во время полетов.
Программное обеспечение, получая информацию от БПЛА, постоянно определяет его точные координаты и рассчитывает наиболее оптимальные варианты маршрутов дрона в ходе выполнения задания.
Основные тактико-технические характеристики Bayraktar TB2
Длина дрона | 6,5 м |
Высота | 2,2 м |
Размах крыла | 12 м |
Предельная продолжительность полета | 27 часов |
Запас топлива в баках | 300 литров |
Взлетный вес | 650 кг (максимальный) |
Грузоподъемность | 150 кг |
Практический потолок | 8 200 метров |
Максимальная скорость | 220 км/ч |
Крейсерская скорость | 130 км/ч |
Длительность полета дана в расчете на максимальную боевую нагрузку из четырех противотанковых ракет. Связь с БПЛА обеспечивается на дальности прямой видимости. «Эксплуатационный» потолок несколько меньше практического: 5 500 метров.
Боевое применение «Байрактаров»
Первыми «мишенями» для турецкого ударного дрона стали курдские боевики, действовавшие в северо-западной части Сирии. В частности, 15 августа 2018 года Bayraktar TB2 точным ударом поразил джип, в котором ехал один из руководителей РПК, Исмаил Озден. Машина перевернулась, после чего боевики вытащили из неё своего раненого лидера и перенесли в другой автомобиль, который вскоре был уничтожен второй корректируемой бомбой. В результате погиб не только Озден, но и десять его товарищей по оружию.
В течение трёх месяцев 2018 года «Байрактары» уничтожили не менее 449 курдских боевиков, что составило около 20% общих потерь РПК. В результате Турции удалось одержать крупную победу в провинции Африн.
К сожалению, избежать потерь среди мирных жителей во время ударов с БПЛА по курдам не удалось. Из-за этого в самой Турции возникло движение, призывающее к запрету на использование дронов, но эти протесты ни к чему не привели.
Наиболее удачным для «Байрактаров» стал 2020 год. Еще в феврале турецкая армия начала операцию в сирийской провинции Идлиб, пытаясь остановить успешное продвижение войск Башара Асада. При этом самым активным образом использовались беспилотники, однако, информация о результатах их применения противоречива. Например, сообщалось, что всего за три дня турецкая армия потеряла не менее десяти «Байрактаров», против которых использовались, в частности, ЗРК «Бук». В то же время турецкие СМИ активно публиковали статьи о небывалых успехах дронов и чудовищных потерях армии Асада. Надо отметить, что перевес в информационной войне оказался скорее на стороне Турции.
То же самое вскоре произошло и в Ливии, причем в этом случае говорилось, что дроны безжалостно истребили множество зенитно-ракетных комплексов «Панцирь-С» российского производства. По турецким данным, было уничтожено не менее 23 таких ЗРК без потерь со стороны «Байрактаров». Версии о том, почему произошел такой разгром, различны. Скорее всего, речь идет не о «поединках», а об охоте на «Панцири», которые не были даже приведены в боевую готовность. По крайней мере, такая картина наблюдается на большинстве опубликованных в интернете роликов.
Настоящего анализа эффективности «Байрактаров» пока никто еще не сделал, однако, турецкие СМИ поспешили объявить, что дронам удалось «бросить последнюю горсть земли» на условную могилу «Панциря». Поводом для этого стали итоги недавних боев в Нагорном Карабахе, когда БПЛА, используемые азербайджанской армией, безнаказанно истребляли армянскую боевую технику, в том числе и различные ЗРК.
Правда, никаких официальных подтверждений о том, что в этом конфликте вообще использовались «Байрактары», первоначально не было. По сути, об этом заявили только власти Армении после того, как два дрона всё-таки были сбиты и найдены. Кроме того, в распоряжении армии Карабаха не имелось «Панцирей». Если же отвлечься от поспешно сделанных «рекламных» заявлений, можно обратить внимание на следующие аспекты:
- Bayraktar TB2 не использует технологию «стелс» и не имеет на борту средств радиоэлектронной борьбы. Его отражающая поверхность довольно велика (сравнима, например, с самолетом Ан-2).
- Средняя высота полета, типичная для «Байрактара», вполне благоприятна для успешной радиолокации.
- Размеры БПЛА внушительны – такую цель нельзя назвать мелкой.
Таким образом, никаких предпосылок для того, чтобы считать турецкий беспилотник неуязвимым и недосягаемым для современных ЗРК, просто нет. Скорее всего, его успешная «охота» на «Панцири», «Осы» и «Стрелы» объясняется низкой квалификацией зенитчиков или даже их отсутствием. Тем не менее недооценивать эту угрозу нельзя, и российские военные специалисты должны сделать правильные выводы из опыта практического применения «Байрактаров».
После изучения обломков двух турецких дронов, сбитых над Карабахом, власти Армении заявили, что на борту беспилотников была установлена система Wescam CMX-15D канадского производства. В результате экспорт этого оборудования в Турцию был немедленно остановлен, что в дальнейшем может повлиять на перспективы производства «Байрактаров».
Ранее уже публиковалась информация о том, что при создании этих дронов использовались также британские технологии, полученные сомнительным способом. Тем не менее рассчитывать на то, что выпуск боевых БПЛА будет свернут из-за этих скандалов, не приходится. Кроме того, многие дроны уже были проданы Турцией другим странам, в том числе Украине (не менее 12 единиц). Более того, появлялись сообщения о том, что эти БПЛА будут использоваться для «деоккупации» Крыма и Донбасса, что чревато самыми различными последствиями.
Akiva Content
Читайте нас: