Пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса в музее. Фото Wikimedia Commons
В 1865 г. на вооружение армии США впервые поступил многоствольный пулемет конструкции Ричарда Джордана Гатлинга. За счет оригинальной схемы такое
Увеличенный калибр
Собственная компания Р. Гатлинга разрабатывала и выпускала новое оружие в разных калибрах, но речь шла только о пулеметах, тогда как артиллерийская сфера оставалась неохваченной. Это упущение в 1872 г. исправила французская компания Hotchkiss et Cie. Ее инженеры во главе с Бенджамином Гочкисом, видя успехи американских пулеметов, разработали свой вариант малокалиберной пушки с вращающимся блоком стволов.
Пушки марки «Гочкис» существенно отличались от изделий Гатлинга – чтобы не нарушать существующие патенты. Так, сохранялся вращающийся блок стволов и внешний привод с рукояткой. При этом разработали свой вариант затвора и спускового механизма, используемых вместе со всеми стволами поочередно. Боепитание осуществлялось из магазина сверху под собственным весом унитарных снарядов.
Орудие Hotchkiss, 1874 г. Фото Wikimedia Commons
Первый вариант пушки Hotchkiss Revolving Cannon получил пять нарезных стволов калибром 37 мм. Его скорострельность достигала 68 выстр./мин., а дальность стрельбы превышала 1,8 км. Позже была разработана пушка калибром 47 с тем же количеством стволов. Увеличение калибра привело к росту массы блока стволов и сокращению скорострельности. В то же время, выросли дальность стрельбы и могущество снаряда.
Пушки Гочкиса изначально выпускались на колесных лафетах, в т.ч. с щитовым прикрытием. Для удобства транспортировки и хранения боекомплекта лафет комплектовался артиллерийским передком. В дальнейшем появились тумбовые установки для крепостей и кораблей. Боекомплект включал унитарные выстрелы с осколочными и картечными снарядами.
Орудия марки Hotchkiss поступили на вооружение нескольких армий и флотов Европы и Америки. К примеру, значительное количество 37-мм пушек закупил русский флот. Их ставили на корабли разных типов для защиты от миноносок и самодвижущихся мин. Высокая скорострельность и осколочный снаряд должны были обеспечить поражение вражеского катера или орудия на безопасном расстоянии. Пушки активно использовались в течение нескольких десятилетий, и ведущие страны отказались от них только к началу Первой мировой войны.
Германские артиллеристы с пушкой Гочкиса, Африка, начало XX в. Фото Bundesarchiv
Многоствольные пушки Б. Гочкиса с точки зрения технических и эксплуатационных особенностей мало отличались от исходной конструкции Р. Гатлинга. Они давали достаточно высокую скорострельность, показывали высокую дальность стрельбы, не страдали от нагара и т.д. При этом переработка затвора и спускового механизма не привела к каким-либо проблемам и даже защитила компанию-разработчика от судебных исков.
Немецкая попытка
В августе 1916 г. германская армия заказала конкурсную разработку нового скорострельного пулемета для установки на самолеты. Компания Антона Фоккера присоединилась к этой программе со своим проектом Fokker-Leimberger. Изначально Фоккер и Ляймбергер планировали сделать новый пулемет на базе изделия MG 08, но затем занялись разработкой оригинальной конструкции под стандартный немецкий винтовочный патрон.
Для снижения тепловых нагрузок при высоком темпе стрельбы было решено использовать вращающийся блок с 12 нарезными стволами калибра 7,92 мм. Темп стрельбы значительно повысили при помощи «разъемного патронника». Позади стволов расположили два ротора с полукруглыми лотками на внешней поверхности. При совмещении выемок роторы образовывали цилиндрический патронник. За ними находился неподвижный затвор с простейшим спусковым механизмом.
Опытный пулемет Fokker-Leimberger с лентой. Фото Alternathistory.com
Вращаясь от внешнего привода, роторы должны были затягивать патронную ленту внутрь оружия. Очередной патрон подводился в центральное положение и оказывался зажат в «разъемном патроннике», после чего следовал выстрел. Гильза прямо в ленте выдавалась на другую сторону оружия. По расчетам, такая схема позволяла получить скорострельность до 7200 выстр./мин.
В 1916-17 гг. фирма «Фоккер» изготовила опытный пулемет (либо пулеметы) и провела испытания. Конструкция оказалась работоспособной, но не отличалась высокой надежностью. Необычная конструкция патронника не обеспечивала правильный охват патрона, что регулярно приводило к разрыву гильз и остановкам при стрельбе. Решить эту проблему на стадии доводки не удалось. Соответственно, оружие не имело реальных перспектив.
После войны опытные пулеметы утилизировали – за исключением одного, который А. Фоккер оставил себе. В 1922 г. он переехал в США и забрал уникальное изделие с собой. Позже единственный сохранившийся пулемет Fokker-Leimberger попал в музей Исторического общества Кентукки.
Вид с другого ракурса. Хорошо видны блок стволов и нижний ротор "разъемного патронника". Фото Alternathistory.com
Следует отметить, что схема пулемета Фоккера-Ляймбергера не получила развития и была забыта на несколько десятилетий. В следующий раз «разъемный патронник» использовали только в американском гранатомете с ручным приводом Mark 18, но и он остался единственным в своем роде.
Советские эксперименты
В середине тридцатых годов в СССР началась работа над пулеметами «шквального огня». Для повышения огневой мощи пехоты, боевых машин и самолетов требовалось разработать оружие со скорострельностью в тысячи выстрелов в минуту. За решение этой задачи взялись несколько конструкторских коллективов, но ни один из получившихся образцов не поступил на вооружение.
Наибольшую известность получили работы ковровского оружейника Ивана Ильича Слостина. В 1936-39 гг. он разработал восьмиствольный пулемет под патрон 7,62х54 мм R. В конструкции использовались некоторые оригинальные идеи. В частности, пулемет Слостина может считаться одним из первых в мире образцов схемы Гатлинга с полноценной автоматикой и без внешнего привода.
Схема "Фоккер-Ляймбергера" из патента
Пулемет использовал блок с восемью подвижными стволами. При помощи роликов они соединялись с изогнутой направляющей. При выстреле газовый двигатель заставлял ствол сдвигаться вперед, а направляющая при этом обеспечивала поворот блока и подготовку следующего выстрела. Затвор выполнили в виде единой детали, к которой подавался патрон – затем на него надвигался патронник. Спусковой механизм был общим для всех стволов.
В ходе испытаний 1939 г. изделие массой 28 кг развило максимальную скорострельность в 3300 выстр./мин. и показало возможность значительного повышения плотности огня. Однако пулемет оказался недостаточно надежным, а высокая скорострельность приводила к излишнему расходу боеприпасов. Пулемет не стали принимать на вооружение, а его доводку отложили.
Работы продолжились только после войны. Надежность выросла, но скорострельность упала на треть. При этом сохранялась необходимость в чрезмерно большом боезапасе, готовом к использованию. В тот же период И.И. Слостин сделал новый вариант пулемета под патрон 14,5х114 мм. Он отличался конструкцией газового двигателя и блока стволов. Несмотря на положительные отзывы и очевидные преимущества, оба пулемета не поступили на вооружение, и в 1946 г. все работы остановились.
Пулемет Слостина обр. 1946 г. на станке Соколова. Фото Oruzhie.info
Одновременно со Слостиным в конце тридцатых над многоствольной системой работал Михаил Николаевич Блюм из Тулы. Его пулемет под винтовочный патрон имел 12 стволов и внешний привод в виде электромотора. Последний должен был раскручивать блок стволов до 1800 об./мин., что позволяло получить скорострельность до 13-15 тыс. выстр./мин.
В ходе испытаний подтвердить такие характеристики не удалось. Электромотор смог разогнать стволы только до 1200 об./мин., что соответствовало 8,5-8,6 тыс. выстр./мин. При этом во время стрельб из-за повышенной нагрузки сгорело три мотора. Доводку такого оружия посчитали нецелесообразной.
Те или иные работы по многоствольным пулеметам с вращающимся блоком продолжались в нашей стране до 1946-47 гг. Опытное оружие неплохо работало на полигоне, но сохраняло конструктивные, технологические и эксплуатационные недостатки. Армия не приняла на вооружение ни один из этих образцов. В связи с этим конструкторские работы на длительное время остановились.
Пулемет на тумбе для зенитной стрельбы. Фото Oruzhie.info
Технологии и задачи
Первая попытка улучшить схему Гатлинга и получить принципиально новые возможности была предпринята вскоре появления исходного пулемета. Компания Б. Гочкиса создала целый ряд пушек – достаточно удачных в техническом и коммерческом отношении. Такие результаты удалось получить на основе технологий последней трети XIX в.
В дальнейшем базовая схема получила развитие, но даже технологии начала XX в. не обеспечили полноценное решение поставленных задач. Попытки повышения скорострельности до рекордного уровня сталкивались с технологическими ограничениями и конструктивными проблемами. В итоге до середины века многоствольные системы с вращающимся блоком не смогли выйти за пределы полигонов, да и не пользовались особой популярностью среди оружейников.
Однако все проекты, от ранних разработок Р. Гатлинга до экспериментов советских инженеров, в итоге заложили основу для дальнейшего развития вооружений. И уже в пятидесятых годах началась новая эпоха в сфере скорострельных пушек и пулеметов. Многоствольные системы вернулись в развитые армии, и остаются на вооружении до сих пор.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: