Восьмой отряд специального назначения «Русь» внутренних войск МВД России был образован в Москве 1 августа 1994 года на базе Отдельного мотострелкового батальона особого назначения (ОМСБОН – не путать с одноименной бригадой) дивизии имени Дзержинского, до 1991 года в течение почти тридцати лет выполнявшего совместно с 9-м управлением КГБ СССР задачи по охране и обороне Центрального и Московского городского комитетов Коммунистической партии Советского Союза, располагавшихся в комплексе зданий на Старой площади столицы.
Это была образцово показательная воинская часть, по статусу и функциям близкая современному президентскому полку. С развалом Союза задачи по охране объектов ЦК и МГК КПСС с батальона были сняты, но в течение некоторого времени ОМСБОН продолжал охранять объекты высшей государственной власти – здания и сооружения правительства России.
Для чего несли службу на постах совместно представители двух силовых советских ведомств – прапорщик 9-го управления КГБ и солдат внутренних войск МВД? Ответ очевиден: чтобы не было сговора и измены.
Отряд высшего доверия
“ На дивизионных соревнованиях бойцы ОМСБОНа неизменно брали первые-вторые места во всех спортивных соревнованиях, уступая только рукопашный бой легендарному «Витязю» ”
Возможно, мы идеализируем этот отряд. Немудрено, ведь один из авторов в нем прослужил без малого 12 лет. Но учитывая специфику войсковой части с порядковым номером 3499, она всегда формировалась лучшими из лучших по своим физическим, психофизиологическим и морально-политическим качествам всесторонне проверенными людьми. В идеале это именно та армия, которая должна быть, про которую снимали фильмы в советское время: «Красив в строю – силен в бою». К слову сказать, когда Валерий Медведь в октябре 1994-го пришел во вновь образованный на базе ОМСБОНа восьмой отряд лейтенантом из линейного полка «дзержинки», хотя и являвшегося парадным, разницу в воинской дисциплине и уставной требовательности он ощутил моментально: нарушение распорядка в виде прибытия подразделения в солдатскую столовую с опозданием на две-три минуты считалось уже серьезным происшествием с немедленным докладом командиру части. Во всем заметна была роль сержантского состава, как правило, подававшего личный пример (не случайно задолго до переформирования батальона в отряд спецназа сержантов для в/ч 3499 традиционно готовили в учебной роте по подготовке командиров отделения для подразделений специального назначения дивизионной учебки). На дивизионных соревнованиях бойцы ОМСБОНа неизменно брали первые-вторые места во всех спортивных соревнованиях, уступая только рукопашный бой легендарному «Витязю».
Были в ОМСБОНе и свои традиции, ведущие начало от первого краснознаменного полка дивизии имени Дзержинского, один из батальонов которого до сформирования войсковой части 3499 в 1963 году выполнял охранные функции в ЦК и МГК. В списки 1-й группы специального назначения, в которой Валерий Медведь начинал свою службу в восьмом отряде, был навечно зачислен красноармеец этого полка Артемий Трифонов, погибший на посту по охране ЦК в 1941 году под немецкими бомбами при авианалете на Москву. Вот вам и связь поколений! В/ч 3499 могла безукоризненно выполнить любую задачу, и став в 1994-м отрядом специального назначения, она столь же безупречно начала бороться с терроризмом и бандитизмом, как когда-то охраняла генеральных секретарей.
Первоначально отряд входил в состав Отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН), ныне – имени Дзержинского. Таким образом, в «дзержинке» несколько лет было два отряда спецназа. «Русь» стала третьим во внутренних войсках страны по дате своего образования после «Витязя» и «Росича».
Крещение огнем
Боевое крещение отряд получил в Чечне во время первой кампании, участвовал в освобождении заложников в Буденновске, Кизляре и Первомайском, обеспечении переговоров о разоружении незаконных вооруженных формирований под эгидой миссии ОБСЕ, обеспечении безопасности в зоне вооруженного конфликта высшего руководства МВД России и командования внутренних войск МВД России.
Фото: twitter.com |
В традиции тех лет – к отряду очень внимательно относились старшие товарищи. В период подготовки отряда к предстоящей длительной командировке в район боевых действий в Чечне назрел конфликт между командованием старой, еще омсбоновской формации и настроенной максималистски, проспецназовски офицерской молодежью. Об этом узнало очень высокое командование. Итог – на офицерское собрание в отряд пришел генерал-лейтенант Анатолий Романов, который спокойно, без громких слов и патетики разъяснил «особенности текущего момента», важность сплочения коллектива перед испытаниями и необходимость все усилия направить на подготовку к командировке, чтобы выполнить задачи с минимальными потерями. Это все говорилось простым, образным русским языком, без матерщины, ставшей ныне притчей во языцех, в форме диалога, да так, что молодые офицеры всерьез задумались над тем, насколько мелки их амбиции и гордыня перед предстоящей им и их подчиненным войной. Когда Валерий Медведь, спустя много лет сам находясь в звании старшего офицера, поведал эту историю одному генералу, тот просто ему не поверил: «Кто вы такие были, чтобы он к вам приходил да еще так беседовал?». Никаких оргвыводов сделано не было – ни к командиру, ни к «бунтарям». Романов понимал – нужно не снисходить к 22–25-летним командирам, а общаться с ними как с равными товарищами по оружию. Это прием убеждения, самый действенный, который впоследствии возьмут на вооружение Валерий Медведь и многие другие офицеры отряда в общении со своими подчиненными. Доверие авансом окрыляет. Вера в себя – это то самое горчичное зерно, что горы позволяет двигать. Притом доверие старших предполагает, что они не станут вмешиваться в твою сферу компетенции и ни в коем случае не будут подменять тебя как в повседневной жизни, так и в боевой работе. Спрос идет по конечному результату, будь то оценка на итоговой проверке либо результат в специальной операции.
Боевым крещением для подразделений отряда стало участие в боевом столкновении у грозненского завода «Оргтехника» в конце января 1995 года. В корпусах завода засела небольшая группа боевиков. Совместно с подразделениями ОДОН на эту боевую задачу выехал и отряд. Непосредственно в бою за завод приняли участие снайперы и пулеметчики 3-й группы специального назначения под командованием капитана Геннадия Морякова, остальные находились в блокировании. Бандиты были уничтожены.
Очень скоро эффективность принципа воспитания доверием будет оценена по достоинству всеми офицерами отряда, когда 6 апреля 1995-го командиры всех штурмовых групп группировки, задействованной в спецоперации, в том числе и Медведь с его товарищами, стояли перед разосланным перед ними на ровной поверхности аэрофотоснимком Самашек, а генерал Романов спокойным, учительским тоном с длинной указкой в руках рассказывал им про обстановку в обороняемом боевиками селе, особо отмечая районы минных полей и места расположения огневых точек: «Задача предстоит непростая, но я верю – вы с ней справитесь. Обращаю внимание на всестороннюю подготовку. Вопросы имеются?». «Никак нет, товарищ командующий». Задача отрядом на следующий день была выполнена успешно. И без потерь.
История пишется
В 1998 году отряд был выведен из состава дивизии и подчинен непосредственно главнокомандующему внутренними войсками МВД России.
Отряд «Русь» в августе 1999 года участвовал в освобождении от боевиков дагестанского села Чабанмахи, в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, в операции по освобождению заложников в Беслане в сентябре 2004 года.
Фото: oozr.ru |
Самые крупные в своей истории людские потери, почти треть от общего числа, отряд понес не на боевой операции, а при… следовании в баню. 1 июля 2005 года в Махачкале взрыв прогремел рядом со зданием местной бани, когда колонна из нескольких машин местной воинской части внутренних войск привезла в нее спецназовцев, прибывших в командировку для участия в комплексной профилактической операции, на помывку.
Как выяснили оперативники, радиоуправляемое взрывное устройство, эквивалентная мощность которого равнялась пяти килограммам тротила, было заложено во внутреннем дворике банно-прачечного комбината «Ариэль» под трубопроводом. В 14.17, когда первый военный грузовик ГАЗ-3307 поравнялся с трубой, произошел взрыв. Частицы рубленой арматуры, которыми была начинена бомба, пробили металлическую обшивку, стекло кабины и брезентовый тент кузова машины. К сожалению, не спасли и бронежилеты, находившиеся на бойцах. В истории отряда это были самые массовые потери – девять бойцов во главе с командиром первой группы капитаном Дмитрием Ульчиком. Десятым был водитель местной воинской части внутренних войск, дагестанец.
Известно, что в результате проведенных в течение нескольких месяцев МВД и ФСБ России оперативно-боевых мероприятий все причастные к данному преступлению боевики были задержаны и привлечены к уголовной ответственности, многие из них уничтожены.
Всего за период выполнения служебно-боевых задач погиб 31 военнослужащий отряда. За личное мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в Чеченской Республике, более 900 военнослужащих отряда награждены государственными наградами России, в том числе около 300 человек орденом Мужества, шестеро удостоены звания Героя России, трое из них посмертно.
Память о погибших была увековечена в монументе, открытом на территории воинской части 25 февраля 1997 года, который позже демонтировали и вывезли в подмосковную Балашиху. На монументе высечена надпись: «Мужеству и доблести воинов спецназа».
Нужна ли была «оптимизация»
В 2008 году отряд был вновь включен в состав ОДОН и после расформирован. Боевое знамя отправлено в Центральный музей внутренних войск МВД России. На базе «Руси» и «Витязя» в составе ОДОНа был создан Центр специального назначения внутренних войск МВД России.
24 октября 2014 года в Симферополе состоялась торжественная церемония, посвященная присвоению разведывательному отряду внутренних войск МВД России (ныне Росгвардии) имени «Русь». Но эта уже совсем иная воинская часть, под другим номером и у нее своя собственная история, которая еще только пишется.
Войсковая часть 3499 (ОМСБОН – 8-й оСпН «Русь») навсегда ушла в историю войск и страны. Был ли смысл в том переформировании 2008 года? По прошествии 12 лет можно уверенно сказать: нет, это оказалось очередным управленческим зудом.
По своему расположению (район Лефортово), особенностям подготовки личного состава (боевые действия, участие в контртеррористических операциях и пресечении массовых беспорядков в крупном населенном пункте), боевой технике, экипировке и оснащению он идеально мог выполнить возложенные на него задачи войскового оперативного резерва в Москве при любом осложнении обстановки. До Кремля всего восемь километров, до комплекса зданий администрации президента на Старой площади – тоже восемь километров, до Дома Правительства на Краснопресненской набережной – десять, до здания МВД России на Житной – девять. При чрезвычайных обстоятельствах отряд немедленно приводился в готовность и на быстроходном транспорте (особенно после поступления на оснащение отряда бронированных микроавтобусов «Каскад»), преодолев все городские пробки, буквально за минуты оказывался в любой из этих точек.
Читайте нас: