Лента новостей

16:55
Депутаты Госдумы хотят наказывать россиян принудительными работами по 44 статьям УК — в том числе иноагентов
16:54
Forbes констатировал, что британские танки не спасут киевский режим
16:53
Украинский дрон-камикадзе атаковал девятиэтажку в Белгороде. Есть жертвы
16:47
Арктика будет русской
16:18
Сырский, жалуясь на сложности для ВСУ, анонсирует новое наступление
15:37
Шмыгаль: Украина получила транш в 1,5 млрд долларов от Всемирного банка
15:10
Германия не будет вступать в конфликт с Россией, если российские войска разгромят французскую армию на Украине
15:09
США препятствуют поставкам в Россию нитроцеллюлозы из хлопка для производства боеприпасов. Российские учёные ищут решение
15:08
Туск ощущает, что живёт в предвоенную эпоху
15:01
Россия готовится к большому наступлению вдоль протяженной линии фронта
14:58
Кремль: Россия не приемлет навязанных «правил» для переговоров с Украиной
14:32
Военный эксперт Алёхин считает, ВС РФ приступили к создания санитарной зоны на границе РФ
14:31
Генпрокуратора намерена добиться национализации макаранно-хлебной империи бывшего губернатора Челябинской области
14:25
«Они боятся, что все начнётся сначала…»
13:56
Киев согласился рассмотреть предложение республиканцев о финансировании конфликта на Украине в кредит
13:48
Жители Гагаузии встретили Майю Санду протестами
13:47
В Таджикистане задержали девять человек за связь с террористами из «Крокуса»
13:43
Российские специалисты изучают англо-французские ракеты Storm Shadow
13:19
17 многоэтажек, «Белгород Арена» и гимназия пострадали в результате ночной ракетной атаки Белгорода
12:12
С 31 марта Украина будет жить по московскому времени
11:36
ВКС РФ в ходе ночной массированной атаки вывели из строя энергообъекты в центральных и западных регионах Украины
11:35
Боеприпасы и БПЛА. Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
11:28
Чехия хочет отправить посла в Москву. Если Путин не согласится, Россию может ждать месть
11:17
Теракт в «Крокус Сити»: о давних связях Киева с силами международного терроризма
11:05
Arevoir, зеленые: Евросоюз душит сам себя
10:51
Страны ЕС отказались пропускать молдавский детский хор из Белоруссии
10:39
Российский корабль впервые зашел в порт Эритреи
10:21
F-16 — легкая добыча для российских Миг-31?
10:04
Рособоронэкспорт отчитался о 10 проектах с трансфером технологий
09:46
Детский хор из Молдовы внесли в «черный список» за выступление в Белоруссии. Дети ночь провели в автобусе в Литве
09:45
Лавров допустил, что признавать легитимность Зеленского 21 мая уже не придется
09:34
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 29.03.2024
09:26
В Генштабе пообещали не отправлять призывников на СВО
09:09
Телеграм — не место для несанкционированных рассылок и призывов к насилию. Дуров отреагировал на рекомендации Кремля
04:14
Стойкость различных типов брони, по данным Н. Л. Кладо и С. О. Макарова, в свете испытаний 1892–1896
04:04
Почему оклеветали Ивана Грозного
01:07
Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против
00:01
Пашинян «прогревает» Армению, как лягушку в кастрюле…
23:28
Телеграм блокирует вербовщиков-террористов, что вовсе не нравится СБУ и ГУР
23:27
Путин Беглову: почему мировой центр туризма Санкт-Петербург оказался на четвёртом месте в России?
23:26
The Times предрекает взятие российскими войсками Киева
21:32
Замминистра обороны РФ Николай Панков поздравил коллектив Управления физической подготовки и спорта ВС РФ со 100-летием
21:08
В ЛНР бесхозным признают имущество, у которого есть хозяева
21:07
Зеленский: мы ожидаем наступления российской армии в конце мая или июне
21:06
Зеленский и доктрина Гитлера. ООН не видит в уничтожении УПЦ нарушений прав верующих на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Научно-исследовательские суда пр. 123. Накануне строительства

Научно-исследовательские суда пр. 123. Накануне строительства



Общий облик НИС пр. 123. Графика от ЦКБ "Лазурит"


В рамках национального проекта «Наука» планируется построить и ввести в строй два новых многофункциональных научно-исследовательских судна (НИС). Не так давно в рамках этой программы министерство образования и науки выбрало для реализации проект 123 от ЦКБ «Лазурит». Закладка двух НИС запланирована на следующий год, а сдача ожидается не позже 2024-го.

Путь к проекту


О необходимости строительства новых НИС для Минобрнауки было объявлено в начале сентября 2018 г. Сначала президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам утвердил планы по «Науке». Среди прочего, они предусматривали выделение 28 млрд рублей на строительство перспективных НИС. Всего через несколько дней рассказали о необходимости создания двух таких судов.

К концу 2018 г. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, являющийся эксплуатантом отечественных НИС, сформировал техническое задание на перспективный проект. В дальнейшем имели место споры вокруг этого ТЗ; звучали предложения отказаться от него в пользу альтернативных концепций.

Тем не менее, 2 июля 2019 г. Минобрнауки объявило тендер на разработку перспективного НИС. В конкурсе приняли участие ЦКБ «Лазурит», Объединенная судостроительная корпорация в лице ЦМКБ «Алмаз», компания «Пелла» и другие предприятия. На заключительной стадии тендер приостанавливался из-за жалоб некоторых участников в Федеральную антимонопольную службу. Однако в начале октября 2019 г. заказчик выбрал победителя. Лучшим признали пр. 123 разработки ЦКБ «Лазурит».


Немецкое НИС Sonne - возможный "образец" для российского проекта. Фото Wikimedia Commons

Такое решение не устроило других участников конкурса. Утверждалось, что заказчик испытывал давление со стороны лоббистов и выбрал не самый лучший проект от не самого лучшего разработчика. Так, ОСК собиралось подавать жалобу в ФАС для проверки результатов. Впрочем, новые сообщения на этот счет не последовали – и результаты конкурса остались в силе.

В середине июня 2016 г. Минобрнауки сообщило о завершении проектных работ по новым НИС. Проект полностью соответствует ТЗ и получил одобрение надзорных органов, а также утвержден заказчиком. Начались мероприятия по подготовке строительства.

Планы по строительству


ЦКБ «Лазурит» входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), принадлежащего «Роснефти». В связи с этим уже прошлой осенью появились предположения о возможном исполнителе заказа на строительство двух НИС. Эти версии оправдались: в конце июня 2020 г. Судостроительный комплекс «Звезда» из состава ДЦСС получил заказ на выполнение работ.

Согласно последним данным, сейчас ведется подготовка к будущему строительству. Закладка двух судов запланирована на следующий год. Строительство и испытания займут несколько лет, но все работы следует завершить до конца 2024 г.


НИС "Академик Сергей Вавилов". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

На программу разработки и строительства двух НИС выделяется 28 млрд руб. В прошлом году сообщалось, что за разработку пр. 123 ЦКБ «Лазурит» затребовало 419 млн руб. Таким образом, на строительство судов остается более 27,5 млрд руб. – по 13,8 миллиарда за единицу. Удастся ли судостроителям уложиться в сроки и в смету – покажет время.

Особенности проекта


К настоящему времени опубликован примерный облик будущих НИС пр. 123 и некоторые сведения об их задачах и оснащении. При этом основные характеристики, точный состав оборудования и т.д. пока не оглашались. Вероятно, подробности такого рода появятся позже.

Ранее в СМИ упоминалась разработка отечественного проекта 123 на базе немецкого НИС Sonne, введенного в эксплуатацию в 2014 г. Доступные материалы о НИС от «Лазурита» показывают определенное сходство концепций, конструкций и компонентов – но о полном копировании речь не идет.

Размерности и водоизмещение новых НИС неизвестны. Предусматривается строительство судов с «океанским» корпусом, обеспечивающим работу на однолетних льдах ограниченной толщины. При разработке корпуса приняты меры по уменьшению негативного влияния обтекания на гидроакустические системы.

На корпусе помещается развитая надстройка. Бак вмещает часть помещений, сверху на нем находится площадка для вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Мостик располагается позади площадки. Кормовая палуба оснащена грузоподъемным оборудованием и может использоваться для перевозки различной нагрузки.


"Академик Мстислав Келдыш". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

Дизель-электрическая энергоустановка с винторулевыми колонками и автоматической системой управления обеспечат как передвижение, так и работу на одном месте без смещения. Также в ее задачи входит обеспечение энергией всего научного оборудования на борту.

С участием нескольких научно-исследовательских и проектных организаций для НИС пр. 123 разработано 11 лабораторий различного назначения, в т.ч. две «мокрые» площадью до 80 кв.м. С их помощью суда смогут проводить гидрофизические, метеорологические, биологические и другие исследования. В комплекс научного оборудования войдут гидроакустические и иные бортовые средства, необитаемый подводный аппарат и т.д.

Поводы для критики


Несмотря на дефицит информации, пр. 123 уже подвергся критике. Еще на стадии конкурса имели место споры и обвинения. Затем говорили о проблемах организационного и иного характера. Также предполагаются проблемы с доводкой проекта.

Еще в прошлом году в СМИ и в заявлениях участников тендера отмечалось, что отечественная промышленность не имеет опыта разработки и строительства современных НИС. Кроме того, ЦКБ «Лазурит» никогда не занималось проектированием таких судов. Предполагалось, что эти обстоятельства угрожают программе.


"Академик Борис Петров". Фото ЦМЭИ / rv.ocean.ru

На строительство двух НИС выделяется минимальное время, из-за чего работы по двум заказам фактически будут проводиться параллельно, с небольшими интервалами. Соответственно, отсутствует возможность испытать и освоить головное судно, а второе строить по улучшенному проекту.

Научный флот


Центр морских экспедиционных исследований (ЦМЭИ), входящий в состав Института океанологии им. Ширшова, располагает флотом из пяти научно-исследовательских судов с базированием в Калининграде. Все они были построены в Финляндии в восьмидесятых годах. Различное оборудование на борту позволяет проводить широкий спектр исследований почти в любых районах Мирового океана.

Актуальный нацпроект «Наука» предусматривает выделение 9 млрд руб. на модернизацию имеющегося флота НИС. Ок. 1,5 млрд руб. ежегодно будет уходить на эксплуатацию судов и организацию экспедиций. До 2024 г. исследовательскому флоту предстоит провести ок. 250 экспедиций в открытом море.

К 2024 г. флот ЦМЭИ пополнится двумя многофункциональными научно-исследовательскими судами новой постройки с современным целевым оборудованием. Они повысят общий потенциал научного флота и позволят проводить новые исследования – в т.ч. в интересах экономического развития.

Проект научно-исследовательских судов уже готов, и в следующем году стартует их строительство. Минобрнауки рассчитывает на успешное завершение работ в установленные сроки и своевременное начало эксплуатации новых НИС. Возможно возникновение тех или иных проблем с разными последствиями, но в целом ситуация выглядит оптимистично. В ближайшие годы российский научный флот будет обновляться – как за счет модернизации наличных судов, так и при помощи строительства новых.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх