Возможный облик будущего авианосца PANG. Графика Navalnews.com
С 2018 г. французские военные и кораблестроители прорабатывают вопрос проектирования и строительства перспективного авианосца. В отдаленном будущем он должен будет заменить единственный имеющийся корабли такого класса, Charles de Gaulle. До сих пор работы в этом направлении находились на самых ранних стадиях, но в ближайшее время французское руководство может запустить процесс проектирования.
От задумки к заказу
Тема строительства авианесущего корабля для дополнения, а затем и для замены «Шарля де Голля» с переменной активностью обсуждалась в течение нескольких лет, но дальше разговоров дело не шло. Ситуация изменилась в 2018 г. На выставке Euronaval 2018 министр вооруженных сил Флоранс Парли объявила о старте научно-исследовательских работ по теме «авианесущего корабля следующего поколения» (Porte-Avions de Nouvelle Génération или PANG).
За прошедшие два года профильные организации Франции провели ряд крупных исследований и сформировали общие рекомендации по перспективному авианосцу. Французские СМИ сообщают о существовании нескольких вариантов облика такого корабля с теми или иными особенностями. Заказчик в лице военного и политического руководства должен будет выбрать наиболее удачный и дать старт его подробной проработке.
Не так давно, в мае Ф. Парли заявила, что работы по текущей части программы PANG завершены, и руководство страны готовится принять необходимые решения в установленные сроки. Впрочем, конкретную дату оглашения текущих результатов НИР не назвали. Тогда же стали известны некоторые подробности технического характера, а также специфика споров вокруг ключевых компонентов проекта, таких как энергоустановка.
Макет перспективного истребителя SCAF. Его палубная версия может найти применение на PANG. Фото Wikimedia Commons
По всей видимости, несколько аванпроектов уже представлены руководству страны, вплоть до президента Эмманюэля Макрона. Ожидается, что в ближайшее время французское руководство выберет наилучший проект и одобрит его развитие. Некоторые зарубежные СМИ полагают, что соответствующий указ и контракт на проведение дальнейших работ появятся в праздничный день – 14 июля.
Облик грядущего
В мае министр вооруженных сил упомянула, что часть особенностей облика будущего PANG уже определена, но нет единого мнения по энергоустановке и некоторым другим вопросам. При этом технические подробности вновь не приводились.
8 июля группа французских сенаторов опубликовала любопытный доклад о ходе и перспективах программы PANG. В этом документе описаны текущие вызовы и проблемы, способы их решения – а также оптимальные варианты характеристик, архитектур и т.д. Рассматривается не только сам авианосец, но и его
Согласно отчету, оптимальным будет авианосец водоизмещением ок. 70 тыс.т и длиной 280-300 м. Для сравнения, нынешний Charles de Gaulle имеет длину ок. 260 м и водоизмещение «всего» 43 тыс.т. Такие размеры связаны с характеристиками предполагаемой авиационной группы. «Шарль де Голль» построен для истребителей Dassault Rafale-M, а на новом PANG предлагается использовать самолеты следующего поколения, которые, как предполагается, будут крупнее и тяжелее.
Оптимальной считают схему CATOBAR с плоской полетной палубой, в т.ч. с угловой, катапультами на взлетных позициях и тросовым аэрофинишером. Предлагается рассмотреть возможность закупки американской электромагнитной катапульты EMALS. Это позволит обеспечить совместимость палубной авиации внутри НАТО, а также позволит Франции не тратить время и силы на собственную систему такого рода. Кроме того, за счет высокой гибкости применении EMALS позволит запускать летательные аппараты с разными массами.
Charles de Gaulle - единственный авианосец ВМС Франции. Фото Wikimedia Commons
Продолжаются споры по поводу главной энергоустановки. Весьма выгодным вариантом выглядит ядерный реактор, способный обеспечить все нужды корабля и дать некоторый запас по характеристикам. Важно и то, что разработка ЯЭУ поддержит французскую ядерную отрасль. Однако такая энергоустановка сложнее и дороже других вариантов. Кроме того, корабль с ЯЭУ раз в 10 лет придется на 18 месяцев выводить из боевого состава для среднего ремонта и перезарядки реактора.
Единого мнения по энергоустановке пока нет. Военные заинтересованы в получении атомного авианосца со всеми его плюсами, но законодатели и руководство страны могут не соглашаться с ними. Каким будет новый корабль – станет ясно позже.
За счет автоматизации ряда процессов найдена возможность сокращения экипажа на 10% в сравнении с «Шарлем де Голлем». Это означает, что на PANG будет служить не более 1080 матросов и офицеров. Высказываются требования о повышении комфорта в жилых и бытовых отсеках в сравнении с нынешним кораблем. Для сокращения нагрузки на моряков при сохранении боеспособности возможно формирование двух сменных экипажей.
Боевые качества
PANG станет ядром авианосной группы, что предъявляет особые требования к радиоэлектронному комплексу на борту. Примерные требования к радиолокаторам и другим системам уже известны, но с точными типами изделий пока не определились. В целом принципиальных отличий от Charles de Gaulle не будет – но в дело пойдут только современные и вновь разрабатываемые системы.
Главным средством наблюдения и обнаружения должна стать РЛС кругового обзора с АФАР. Также требуются другие локаторы, в т.ч. для управления огнем конкретных боевых систем. Корабль нуждается в средствах связи и управления, соответствующих актуальным требованиям ВМС. Он должен успешно работать в рамках единого информационно-управляющего поля в качестве его ключевого элемента.
Основа французской палубной авиации - истребители-бомбардировщики Dassault Rafale-M. Фото Wikimedia Commons
На «Шарле де Голле» для самообороны имеются зенитные автоматы и ЗРК. PANG может получить зенитный комплекс средней дальности PAAMS и малокалиберную артиллерию. В дальнейшем возможно использование перспективной рельсовой пушки PILUM, пока находящейся на стадии экспериментов.
С учетом перспектив развития французской боевой авиации, основой палубной группы считают перспективный истребитель шестого поколения SCAF. Авианосец сможет нести до 32 таких истребителей с размещением на летной палубе или в подпалубном ангаре. Также рассматривается необходимость использования 2-3 самолетов ДРЛОиУ E-2D Advanced Hawkeye или более поздних его модификаций.
В исследованиях по PANG всерьез рассматриваются вопросы создания и применения средних или тяжелых беспилотных летательных аппаратов разного назначения. В частности, возможно появление палубного тяжелого разведывательно-ударного БПЛА, способного взять на себя часть задач пилотируемых самолетов. Взлет и посадка такой техники будет осуществляться при помощи катапульты и финишера. Необходимое количество БПЛА все еще не определено.
Планы на десятилетия
Стадия НИР по теме PANG продолжалась около двух лет, и в ближайшее время могут дать старт проектированию. Судостроение получит окончательный вариант технического задания и начнет разработку проекта для последующего строительства. При этом Франция не собирается торопиться, поскольку единственный авианосец пока справляется с нагрузкой.
Самолет ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye - такие машины нужны и ныненим, и перспективным авианосцам. Фото Bmpd.livejournal.com
Строительство PANG начнется во второй половине двадцатых годов. Спуск на воду и достройку относят к середине тридцатых. Готовый корабль войдет в боевой состав ВМС ориентировочно в 2038 г. К этому времени пройдет 37 лет со дня приемки «Шарля де Голля». Возможно смещение сроков вправо, но французское руководство надеется получить новый авианосец не позднее сорокалетия имеющегося.
На уровне общих идей рассматривалась возможность ускорения строительства, чтобы PANG смог начать службу в 2030 г. или чуть позже. Однако такое ускорение накладывает массу ограничений технического, экономического и иного характера. В итоге посчитали, что выигрыш во времени не оправдывает прочие потери.
Продолжается обсуждение вопросов серийного строительства. ВМС Франции твердо намерены получить один PANG, но при отсутствии затруднений не откажутся от второго. Впрочем, такое развитие событий выглядит маловероятным. Высокая стоимость строительства накладывает серьезные ограничения. Фактически
Кораблю быть
В целом ситуация с программой Porte-Avions de Nouvelle Génération на данный момент выглядит достаточно интересно. Франция определилась с необходимостью строительства второго авианосца в отдаленной перспективе для замены единственного имеющегося корабля. Остальные вопросы пока не решены. Остается неопределенным точный облик будущего PANG и его авиагруппы, технические и эксплуатационные особенности, а также окончательная стоимость строительства.
Тем не менее, ситуация может измениться в самое ближайшее время. Всего через несколько дней Э. Макрон может отдать приказ о запуске новой стадии проекта. И по результатам этих работ станут известны окончательный облик, точные сроки и стоимость строительства. Впрочем, и после этого новый авианосец останется делом отдаленного будущего – его служба начнется лишь через два десятка лет.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: