Во многих СМИ появилась информация о том, что на Тихоокеанском флоте на испытания вышел «Смерч», модернизированный МРК проекта 12341 «Овод».
Как правильно это расценить, куда отнести: в успех или все-таки нет?
Для того чтобы правильно все понять, надо окунуться в историю, что, благо, проблем не вызывает.
Середина 60-х годов прошлого века. Это да, уже история. Но именно тогда были начаты работы над кораблями проекта, предназначаемыми для ведения боевых действий в закрытых морях и ближней океанской зоне.
В отведенный тоннаж для ракетных катеров уложиться не удалось, потому и родился, в общем-то, новый класс, который получил у нас название малых ракетных кораблей (МРК). Корабли проекта 12341 имели тоннаж от 640 тонн, в то время как ракетные катера укладывались в 500 тонн и меньше.
Наши потенциальные, оценив вооружение МРК не мудрствуя лукаво, занесли их в класс корветов.
Действительно, на момент своего вступления на боевую вахту «Овода» являлись весьма зубастыми и проблемными для противника кораблями. Они все еще оставались небольшими по размеру, довольно шустрыми (35 узлов) и обладали весьма впечатляющей дальностью: 4 000 миль на 12 узлах и 1800 на 18-ти.
И с вооружением вроде бы был полный порядок. 6 противокорабельных ракет «Малахит», артиллерийские установки АК-176 и АК-630, а также зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» с боекомплектом в 20 зенитных управляемых ракет.
Почему «вроде бы» — об этом чуть ниже.
Были и существенные недостатки. Мореходные качества хромали на обе ноги, начиная со среднего волнения. А в сильную качку эксплуатация кораблей вызывала критику и злобное бурчание экипажей.
Вторым огромным недостатком было использование в конструкции кораблей лёгких алюминиево-магниевых сплавов марки АМг61 в конструкциях надстройки корпуса. Лёгкие сплавы являются менее прочными, чем стальные и при возникновении пожара легко воспламеняются, быстро горят и плавятся, затрудняя борьбу за живучесть корабля.
Примером этого является гибель «Муссона», в который попала ракета-мишень, запущенная с другого катера. Экипаж, выбитый взрывом ракеты и пожаром, начавшимся при воспламенении ракетного топлива и окислителя, не смог бороться за живучесть корабля. В итоге в результате катастрофы погибло 39 человек экипажа, ещё 37 человек удалось спасти. Но там еще и командующий Приморской флотилией контр-адмирал Головко свои разум и умения приложил.
Кстати, проданный Ливии МРК-9, он же «Tariq Ibn Ziyad», тоже сгорел. Правда, в реальном бою.
В общем, скажем так: корабль не без недостатков. Плюс откровенно слабая защита от атак с воздуха. Это показала и гибель «Муссона», и ливийских «Ean Zara» и «Ean Zaquit», которые не смогли отбиться от атак именно с воздуха.
Первая серия «Оводов», «чистые» МРК проекта 12341, уже давно списаны и разобраны. Остались на плаву корабли проекта 1234.1, самые свежие из которых «Ливень» (БФ) и «Разлив» (ТОФ) приняты в строй в 1992 году, а самый старый — «Буря» — в 1970-м.
Но нас, понятное дело, интересуют те корабли, которые еще в строю, а, следовательно, пойдут на эту самую модернизацию. То есть проект 1234.1.
«Штиль» и «Айсберг». В строю с 1979 года. Сорокалетние корабли, можно сказать, ветераны. Не могу сказать, что их наличие так меня радует, 40 лет – это срок.
Самый молодой – «Разлив». В строю с 1992 года. «Всего-то» 27 лет.
Остальные, как уже ясно, построены между 1979 и 1992 годами.
Модернизация коснется в первую очередь вооружения, потому что П-120 «Малахит» сегодня выглядит просто несерьезно.
Вместо 6 пусковых установок крылатых ракет П-120 «Малахит» с дальностью стрельбы до 150 км по примеру «Смерча» корабли получат 16 ПУ противокорабельных ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км и активными головками самонаведения.
Кроме того, будет произведена замена артиллерийских установок на более современные АК-176МА и АК-630М.
Х-35 «Уран» — это интереснее «Малахита». Ракета оснащается проникающей осколочно-фугасной БЧ, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. Плюс неплохая защита от электронного противодействия.
Но основной бонус заключается в том, что «Уран» вполне можно использовать и по наземным целям, что автоматически делает МРК теоретическим участником десантных операций, вполне способным поддержать десант.
Ну и 16 ракет вместо 6 – это весомая прибавка.
Кроме того, обновление коснется и двигательного отсека каждого корабля. Источники утверждают, что на МРК будут установлены новые двигатели, которые будут более экономичными, ну и вообще, новый двигатель на сорокалетнем корабле – это новый двигатель, даже если он и китайский.
Естественно будет добавить и современные системы управления артиллерийским огнем, поскольку у «Оводов» имеются большие проблемы со стрельбой артустановок при волнении больше 4 баллов.
Многие высказавшиеся специалисты считают, что по факту все эти новшества дадут «Оводам» вторую жизнь. И по окончании модернизации эти корабли будут отвечать самым современным требованиям морского боя.
Понятно, что против американских АУГов эти МРК воевать не будут. Шансов как бы нет, но в акваториях балтийской и черноморской «луж» они могут оказаться очень даже полезными. Ну и в островах на Тихом океане.
Даже несколько относительно небольших кораблей, несущих по полтора десятка малозаметных и защищенных от помех ракет универсального действия – это серьезно.
Идея неплохая. Вообще, идея воссоздания «москитного» флота с современными ракетами – весьма и весьма оптимистично смотрится, а главное, в отличие от всяких там авианосцев и эсминцев жуткого тоннажа с ядерными двигательными установками, осуществима.
Но здесь, естественно, есть «но». Это количество и возраст кораблей. Все-таки 12 кораблей на три флота, это, согласитесь, не очень много. Но лучше, чем ничего.
А вот возраст… От 40 до 27. Понятно, что даже глубокая модернизация даст эффект быстрее, чем постройка новых кораблей. Но сорок лет… Есть такие вещи, как усталость металла, внутренняя коррозия и прочие «удовольствия».
Можно ли будет всерьез рассчитывать на такие «старые новые» МРК? Конечно, время покажет, но опасения все равно остаются.
Нам не хватает кораблей. Нам реально не хватает современных кораблей. Нам не хватает новых кораблей. Задуманное со старыми МРК проекта 1234.1 – это «костыли». Это, конечно, лучше, чем ничего, но это протезы вместо ног.
Если мы хотим иметь реальную защиту морских (и не только) границ, нам в первую очередь надо тратить деньги не на создание откровенно глупых и бесполезных проектов авианосцев и «эсминцев», над которыми будет ржать весь мир, а восстанавливать судостроительные предприятия и строить на них корабли, которые нам нужны были еще вчера.
Читайте нас: