В наши дни некоторые вертолеты научились выполнять множество задач, почему их и зовут многоцелевыми. Рассмотрим самые интересные машины данного класса
AgustaWestland AW139
Одним из самых удачных многоцелевых вертолетов считается итало-британский AgustaWestland AW139. В разработке этого двухдвигательного вертолета первоначально принимала участие американская фирма Bell. Впрочем, вскоре американцы из проекта вышли, но дизайнерский «почерк» Bell отчетливо прослеживается в облике вертолета, который во многом похож на Bell 430. В настоящее время AgustaWestland AW139 считается одним из самых безопасных вертолетов в мире, что подтверждено сертификатом Европейского агентства по авиационной безопасности.
В активе вертолета: противообледенительная система, защита от электромагнитных импульсов и помех, система предупреждения столкновения с другими летательными аппаратами и предупреждения о столкновении с землей, метеорадар и система подавления вибраций. Кроме того, вертолет способен выполнять взлет на одном работающем двигателе с полной загрузкой. AgustaWestland AW139 берет на борт до 15 пассажиров в стандартной комплектации или восемь в версии VIP. Вертолет оснащается двумя двигателями мощностью по 1680 л.с. каждый и может разгоняться до 315 км/ч, что делает его весьма шустрым на фоне некоторых одноклассников, которые не дотягивают до трехсоткилометровой отметки. В зависимости от модификации, цена вертолета варьируется от 8 до 12 млн евро.
H155
Прямым конкурентом AgustaWestland AW139 является разработанный в середине девяностых годов франко-немецкий многоцелевой вертолет Eurocopter EC155. С 2015 года вертолет сменил название на Н155, после того как компания Eurocopter стала структурным подразделением европейского авиастроительного концерна Airbus и стала называться Airbus Helicopters. H155 является дальнейшим развитием французского вертолета AS.365 Dauphin середины семидесятых годов, который пережил глубокую модернизацию.
Был расширен фюзеляж, что позволило увеличить простор полностью переработанной кабины, а вместительность багажного отделения выросла в два раза. В целях снижения вибраций, вертолет получил новые винты, ротор, а безопасность улучшили противообледенительная система и цифровая система управления двигателями, позволяющая совершать уверенный полет с одним отказавшим двигателем. Вертолет оснащается двумя двигателями совокупной мощностью 1870 л.с. и способен развивать максимальную скорость 324 км/ч. Это едва ли не лучший показатель в классе. Н155 может принять на борт 13 человек в базовой модификации и 8 пассажиров в VIP исполнении. Кстати, Н155 очень полюбили нефтяники за его дальность полета в 950 километров, что позволяет перевозить персонал на буровые платформы в открытом море или другие удаленные места. Цена вертолета стартует с отметки 7,7 млн евро.
Sikorsky S-76
Старейшая американская вертолетостроительная фирма Sikorsky вплоть до середины семидесятых годов занималась производством исключительно военной продукции. Однако в 1975 году она начала разрабатывать свой первый гражданский вертолет Sikorsky S-76. Вызвано это было тем, что рынок так называемых «административных» многоцелевых вертолетов начал расти, и Sikorsky не захотел отдавать этот сегмент на откуп конкурентам. Первые серийные Sikorsky S-76 стали поставляться заказчикам в 1979 году и сейчас это один из самых массовых многоцелевых вертолетов в мире.
При разработке машины были использованы некоторые технические решения, примененные на знаменитом военно-транспортном вертолете Sikorsky S-70 Black Hawk, в частности, элементы несущего винта. Вертолет отличается высокой надежностью и незаурядными летными характеристиками, в частности, на нем можно выполнить такой элемент высшего пилотажа, как «петля Нестерова». Sikorsky S-76 может брать на борт до 12 пассажиров, а компоновка салона VIP-модификации рассчитана на 4-8 мест. Вертолет оснащается двумя двигателями с цифровой системой управления, совокупной мощностью 1840 л.с., может развивать скорость 287 км/ч и преодолевать 780 километров. Интересный факт: именно Sikorsky S-76, вернее, его модернизированная версия S-76C+, выпускаемая с 2005 года, была выбрана в качестве официального «перевозчика» королевы Великобритании и членов её семьи. Базовая модификация вертолета стоит 12 миллионов долларов.
Ка-62
Осенью 2018 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке был продемонстрирован новейший российский многоцелевой вертолет Ка-62, который в перспективе должен стать конкурентом некоторых из вышеназванных машин. Впрочем, случится это не ранее 2020 года, когда начнется серийное производство вертолета. Хотя пойти в серию Ка-62 мог на 15 лет раньше, так как его разработка началась ещё в 1990 году. Но Ка-62 ещё крупно повезло, ведь его родной брат — военно-транспортный вертолет Ка-60 — так и не смог появиться на свет.
Ка-62 является первым вертолетом ОАО «Камов» с одним несущим винтом, а не с двумя, также впервые камовцы использовали рулевой винт типа «фенестрон». В процессе создания вертолета, в его конструкцию постоянно вносились разнообразные изменения: росла доля композитных материалов, вместо российских двигателей было решено устанавливать французские Turbomeca, появилась австрийская трансмиссия с ротором, что должно положительно сказаться на экспортных перспективах. Ка-62 может брать на борт до 15 пассажиров, развивать скорость 310 км/ч, а максимальная дальность полета составляет порядка 750 километров. Само собой, предусмотрена компоновка салона категории VIP, так же вертолет будет выпускаться в санитарной, поисково-спасательной модификациях и выполнять прочие обязанности, возлагаемые на многоцелевые вертолеты. Интересный факт: вертолет может эксплуатироваться при температурах от -50 до +45 градусов, что предусматривает его безангарное хранение. Точная цена вертолета станет известна после начала серийного производства.
Александр Плеханов
Читайте нас: