Лента новостей

17:54
Украинская бригада исчезла, а российская чуть не прорвалась: как битва за Очеретино перевернула ход конфликта в минувшие выходные
17:25
Жители Харькова массово выезжают из города, а Украина вывозит предприятия
17:20
Суд вынес приговор экс-замминистра культуры
17:16
В Польше россиянина приговорили к тюрьме за шпионаж
16:55
Китай выступил против «военного сговора» США
16:53
Руководство США открыто признало, что финансирует тиранию
16:49
Космический зонд «Вояджер-1» впервые за пять месяцев отправил на Землю читаемые данные
16:48
«Гравитон» начал производство российских твердотельных накопителей
16:44
The Times: хуситы снизили объём перевозок по Суэцкому каналу на две трети
16:43
Байден тайно передал Украине более 100 дальнобойных ракет ATACMS
16:42
Гладков назвал количество жертв ВСУ в Белгородской области с начала СВО
16:33
Рябков допустил понижение статуса дипотношений России и США
16:06
Суд арестовал всё имущество Иванова и его родственников
16:05
Дуда пригласил Туска, чтобы доказать ему необходимость размещения ядерного оружия в Польше
16:00
«Терпи, братец!»: офицер «Отважных» вынес раненого сослуживца из-под огня (ВИДЕО)
15:58
Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда
15:54
Путин опроверг пересмотр итогов приватизации в России
15:28
Лукашенко считает, что настало время Западу согласиться на переговоры по Украине с РФ
15:27
В Москве взяли под арест взяткодателя и подельника замминистра обороны Иванова
15:26
Боеприпасы с Яворивского полигона рванули на пункте приема металлолома
15:18
Самыми пьющими в Европе оказались дети в Англии
15:17
Литва вслед за Польшей пообещала вернуть военнообязанных украинцев на родину
15:05
Калашников запустит новый участок по производству высокоточного оружия
14:54
Британия начинает готовиться к войне
14:43
ХАМАС назвал условие отказа от вооружённой борьбы с Израилем
14:41
Индия – Россия – ЕАЭС: значимость внешнеторговых льгот – не только экономическая
14:34
В Амурском соединении дальней авиации выполнены плановые полёты на самолётах Ту-95мс
14:11
Салливан подтвердил, что цена пакета помощи США — мобилизационный закон, и передачу Украине ATACMS в марте
14:10
Поводырь для убийц. На Украине придумали новую профессию
14:09
Алиев исключил помощь Украине оружием и допустил потерю Украиной ряда регионов
14:03
Венесуэла подтверждает социальный курс
14:01
На Украине новые американские технологии поначалу одерживали верх. Но в итоге спасовали
13:59
Лукашенко заявил о 120 тысячах боевиков ВСУ на границе с Белоруссией
13:55
M1150 и M88A2 стали трофеями российской армии
13:31
Трофейную технику — символ напускной военной мощи НАТО, захваченную в ходе СВО, выставят в Москве в Парке Победы
12:57
Следком возбудил дела против Гройсмана, Климкина и других лиц за «АТО»
12:56
Для отлова уклонистов Рада увеличила численность погранвойск
12:49
Россия возобновила производство турбинных двигателей для Т-80: на подходе новые варианты
12:47
Лукашенко допустил прекращение существования Украины
12:19
Беспрецедентно запасая резервы Китай готовится к войне?
12:12
Президент Азербайджана Алиев пообещал не поставлять оружие Украине
11:45
Шольц, призывая Европу увеличить помощь Украине, продолжает отказываться от поставок Киеву Taurus
11:44
Польша готова помочь Украине вернуть уклонистов
11:10
ВС РФ продвигаются на Авдеевском направлении, уже вошли в Соловьёво
11:02
Писториус: Россия производит оружия больше, чем надо для СВО
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Тихо и незаметно: парк БПЛА в России стал вторым по величине после США

Тихо и незаметно: парк БПЛА в России стал вторым по величине после США


«Безлюдный» воздушный флот преодолел пропасть в отставании.

Руслан Хубиев

Мало кто знает, но еще в начале 1980-х годов СССР прочно делил пальму первенства по производству БПЛА в мире с США, а одних только беспилотных комплексов «Рейс» с «дронами» Ту-143 на вооружении стояло около тысячи.

В 1988 году Москва и вовсе вышла на безусловное первое место, в беспилотном режиме совершив космический полет и выполнив посадку знаменитого Бурана. В последующие годы «Перестройки», а затем разгула «демократии» все было потеряно, и при восстановлении России в 2000-е года Москва пришлось начинать этот путь сначала.

Критичность вопроса показали события 2008 года, когда операция по принуждению Грузии к миру оголила необходимость не только модернизации и восстановления, но и создания с нуля утерянных компетенций. Аспект беспилотной авиации был выведен на приоритетный уровень при том, что отставание от Запада в этих технологиях на 2009 года составляло порядка 20 лет.

Ввиду того, что собственная база к тому моменту критически устарела, начинать пришлось по китайскому пути, за счет закупок технологий у посредников.

По существу вплоть до недавних пор основная часть парка БПЛА России сводилась к машинам «Форпост», собираемым из израильских комплектующих, а также целой плеяды собственных малых БПЛА не входящих при этом в условно «стратегическую» нишу.

Однако данный тип «израильских» беспилотников относился к среднему классу (250 км дальности действия, 17,5 часов автономности полета и 120 кг полезной нагрузки), в то время как современные реалии требовали освоения более серьезных машин.

Из-за сложившейся ситуации и упорного молчания российского Минобороны в СМИ цвели пораженческие настроения, причем во внутренней «либеральной» прессе оценки были значительно хуже, чем в западной. Источники не уставали заявлять, что, несмотря на рывок в количестве, Россия «крайне далека от принятия на вооружение собственных БПЛА» MALE-класса (Medium-altitude long-endurance, средневысотные с большой продолжительностью полета) и тем более HALE-беспилотников, то есть БПЛА большой высоты условно «стратегического» уровня. За последние 5 лет алармизм этих оценок дошел до того, что даже в прошлом 2018 году отставание Москвы от США оценивали во все те же два десятилетия.

Но летом 2019 года положение было перевернуто с ног на голову. Как и в случае с новейшими прорывами в стратегической сфере, озвученными в 2018 году, в данном вопросе за полторы недели августа 2019 года произошло нечто похожее.

16 августа свой первый полет совершил новейший российский тяжелый беспилотник MALE-класса «Охотник» разработки ОКБ «Сухой». Российский малозаметный ударный дрон был выполнен по схеме летающего крыла и оказался оснащен турбореактивным и полностью отечественным двигателем серии АЛ-31, а также российской же аппаратурой, позволяющей вести оптико-электронную, радиотехническую и другие типы разведки. Естественно, вооружение на БПЛА также полностью отечественное.

Спустя неделю 20 августа Минобороны опубликовало следующее видео, на этот раз первого полета шеститонного сверхдальнего беспилотника «Альтиус-У» ОКБ Симонова. Особенность этого аппарата (промежуточного класса между MALE и HALE), заключалась в том, что на нем впервые в истории российской беспилотной авиации был с нуля разработан и создан комплекс управления по защищенному спусковому каналу, сделав дистанцию управления, по сути, неограниченной.

Именно «Альтаир» и «Охотник» стали во многом знаковыми машинами, поскольку их реализация велась с максимальным упором на отечественную элементную базу, а для этого, в свою очередь, только для Альтаира пришлось создать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически всё в этих ударных дронах создавалось с нуля, от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения.

Спустя еще два дня, Минобороны опубликовало материал с наглядной демонстрацией первого полета разведывательного беспилотника «Форпост-Р». Но уже не того «лицензионного» Форпоста, который являлся копией израильского IAI Searcher Mk II, а полностью переработанной модели, в которой по словам ведомства прежними остались только внешние обводы. «Форпост-Р» теперь оснащен отечественным двигателем АПД-85, получил новую российскую «радиолинию», позволившую увеличить радиус на 100 километров, систему преодоления вражеских РЭБ и так далее.

Безусловно, мы все еще отстаем от США в этом типе военных систем, поскольку начав возрождение с 2009 года, прежде всего, ставили задачей преодоление технологического отставания длиной в 20 лет. Но при этом уже сегодня в количественном плане Россия вышла на второе место в мире по беспилотникам после США. 4 тысячи беспилотников — второй по величине парк после Америки и подобная численность была достигнута неспроста.

Как показала операция России в Сирии, где, по словам начальника Управления строительства, развития и применения БПЛА Генштаба РФ, было выполнено более 23 000 вылетов с налетом в 140 000 часов, конфликты современного типа уже немыслимы без ресурсов для разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) беспилотного типа.

При этом главной проблемой для России остаются не технические, научные или кадровые вопросы, а экономический аспект. Современный капитализм устроен так, что отменяет границы государства, поэтому, когда в одном только Нью-Йорке при масштабной поддержке федеральных ведомств работают сразу 7 крупнейших центров по разработке БПЛА и целый ряд частных компаний, а сами США активно пытаются скупать российские «мозги», противостоять этому очень трудно.

Буквально в начале этого года «Департамент релокации бизнеса и сотрудников» этого штата (прикрывающий собой структуру государственного «пылесоса») предложил российской ADA Aerospace — одному из ведущих частных разработчиков БПЛА в России, 200 миллионов долларов инвестиций, недвижимость, льготы для сотрудников, до 4 тысяч квадратных метров рабочей площади, жилье для специалистов, гранты, субсидии и все необходимое на переезд и адаптацию в США. Конкурировать с подобным подходом Москве практически невозможно.

Ввиду этого основу разработок БПЛА в нашей стране несут на себе частно-государственные или полностью государственные структуры, но которые при этом получают несколько заказов на одну и ту же модель. В частности, корпорация «Иркут» в конце 2018 года начала испытания беспилотного летательного аппарата «Прорыв», в статусе согласования с заказчиком находятся еще два перспективных БПЛА — реактивный «Гром», КБ имени Симонова, и ударный БПЛА «Зеница» бывшего КБ «Сокол». Развивается проект разведывательно-ударного БПЛА Дозор-600 компании «Транзас», на очереди завершение аппарата «Орион» от АФК Система, и так далее…

Также не стоит забывать и о российских проектах беспилотных подводных лодок «Цефалопод» и «Статус-6», призванных сыграть активную роль в морских сражениях, и тем более о не имеющем аналогов роботизированном БПЛА «Посейдон».



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх