Лента новостей

20:59
К 2025 году российский робот Dasha заговорит по-человечески
20:28
Москва променяла Навального на Шуфутинского: музыка приятнее гундежа
20:04
Модник Навальный опозорил Tommy Hilfiger. Теперь их ждет атака ботов
19:53
Европейская солидарность: Мы против пакта Молотова-Риббентропа
19:43
СНВ-4 не будет: мировой гегемон не хочет себя сдерживать
19:42
Россия ответит на гонку вооружений США "приземлением" "Калибров"
19:42
Темные пятна Акта независимости. Почему Украина не денонсировала союзный договор 1922 года
19:40
Guardian «признала» Крым территорией России
19:40
Из Китая в Россию пытались ввезти кухонные доски с портретом Гитлера
19:39
Twitter не желает соблюдать закон и жалуется в Верховный суд на штрафы
19:39
Мексиканская Interjet опровергла сообщения об отказе от SSJ100
19:38
Мэрия Москвы отказалась согласовывать митинг 31 августа
19:38
Путин рассказал, как США срежиссировали кампанию о якобы несоблюдении РФ ДРСМД
19:37
Александр Роджерс: Доклад IHS Markit — экономика США откатилась на 10 лет назад
19:37
В Калужской области ФСБ пресекла деятельность террористов, финансировавших ИГ
19:36
Россия знала о создании США запрещенного ДРСМД оружия – Путин
19:36
Кравчук предрек скорое завершение конфликта в Донбассе
19:35
В Ростове-на-Дону свыше 3 тыс. человек собралось на праздновании Дня флага России
19:35
В Москве прошло грандиозное световое шоу в честь Дня флага России
19:34
Празднование Дня флага России продолжится в парках Москвы до 25 августа
19:33
Казань встречает 250 тысяч гостей грандиозного чемпионата WorldSkills Kazan 2019
19:33
Медведев оценил идею перейти на четырехдневную рабочую неделю
19:32
Поэт Александр Бойцов в стихотворной форме высмеял незаконные акции в Москве
19:31
Волкер объявил о готовности США присоединиться к «нормандскому формату»
19:27
Под дубинки за 10 тысяч: либералы грязно манипулируют адептами в попытке устроить беспорядки 31 августа
19:14
Катастрофа Зеленского: США в любом случае накажут Украину
19:13
Новая жертва Трампа: Apple выгоняют из Китая
19:03
Помогите Христа ради: Зеленский попросил поддержки у Белоруссии
18:56
Американские авианосцы теряют значимость
18:46
Путин решил ответить США на запуск крылатой ракеты
18:44
Англы наглы, но амеры наглее: подкладывают России уже поломанные грабли
18:30
«Таврида-АРТ» - это счастье в чистом виде! Посмотрите сами
17:43
Ходорковский «слил» навального и выбрал Соболь
17:18
Иван Подкопаев попал: за нападение на полицейского ему грозит срок
16:40
Скелеты не помещаются в шкафу Соболь: история становления аферистки
15:46
Опыт поколений: Герой России пообщался с юнармейцами в Крыму
15:24
ФБК и их миллиарды
15:16
«Факт нарушения налицо»: Путин потребовал дать симметричный ответ нарушившим ДРСМД Штатам
14:41
Минобороны РФ опубликовало исторические документы об освобождении Кишинева
12:39
Снайпер ДНР: Порошенко разрешил украинцам завести себе рабов на Донбассе
11:46
США предложили России повоевать в Афганистане
11:45
Деньги есть, но держаться все труднее…
11:45
Жёлтая пресса как пятая колонна
11:44
Зеленского крышует Коломойский. А кто крышует Коломойского?
11:43
Катастрофа Зеленского: США в любом случае накажут Украину
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 


» » Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории

Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории


941 проект

Многолетнее противостояние с коллегами из США и, как результат, уникальные подводные лодки, обеспечившие стратегическую безопасность страны, — ровно 100 лет назад родился один из самых известных советских конструкторов подводных крейсеров Сергей Ковалев. Под его руководством построено более 90 атомных ракетоносцев для Военно-морского флота.

Первая баллистическая

Первой атомной подводной лодкой, работы по созданию которой возглавил Сергей Ковалев, стала АПЛ проекта 658. Эта субмарина, кроме торпедного вооружения, несла на борту баллистические ракеты надводного старта с ядерными зарядами. Головная подводная лодка К-19 вступила в строй ВМФ в 1960-м. Вскоре она прошла подо льдами Арктики из Мурманской области на Дальний Восток.

Подводные лодки 658-го проекта несли три баллистические ракеты Р-13 и предназначались для ударов по объектам на побережье противника, городам и военно-морским базам. Для этого требовалось сближаться с целью на расстояние менее 600 километров. Поэтому конструкторы постарались сделать ракетоносцы максимально скрытными. В частности, лодки впервые в мире получили шумопоглощающее покрытие из специальной резины, затрудняющее работу гидроакустических станций противника. Подлодки могли пополнять запасы воздуха на перископной глубине, не всплывая на поверхность, и часто незамеченными несли службу в непосредственной близости от берегов США.

1528472977_0_0_940_549_1440x900_80_0_1_4d927cfd9a5101fc25be4355a0898704

Глубина — до трехсот метров, скорость — до 26 узлов в подводном положении, в надводном — семь-восемь узлов. Численность экипажа — 104 человека, автономность плавания — до 50 суток. По этому проекту построили восемь подводных лодок, и все они прослужили на флоте более 20 лет, выполнив сотни самых разных боевых задач.

 

Гиганты Севера

Разработкой тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 под шифром «Акула» ЦКБ «Рубин» занялось в начале 1970-х. Эти крейсеры — один из ярких символов гонки вооружений и противостояния двух сверхдержав в холодной войне. Проект можно назвать ответом советского оборонно-промышленного комплекса на американскую программу «Трайдент». В США приступили к созданию твердотопливной межконтинентальной ядерной ракеты и ее носителя — атомной подводной лодки нового поколения проекта «Огайо», берущей на борт два десятка таких ракет.

Советские ракетостроители воплотили в железе трехступенчатую твердотопливную баллистическую ракету Р-39 с нужными характеристиками — одна ракета способна забросить десять боевых блоков мощностью по 100 килотонн каждый на расстояние до десяти тысяч километров. Система получилась эффективной, но громоздкой — общий вес одного изделия длиной 16 метров почти достигал 90 тонн. Для 20 ракет требовался и соответствующий носитель.

941 проект

Оборонпрому поручили в сжатые сроки разработать большой подводный корабль, способный перевозить новое оружие и при этом стрелять залпами. В ЦКБ «Рубин» справились с этим всего за несколько лет. Новое семейство подводных крейсеров создали практически с нуля. В результате получились самые большие подводные лодки в мире и истории всего подводного флота.

«Акула» — многокорпусная подлодка. Пять прочных титановых обитаемых корпусов помещены в общий легкий, из стали. Причем два главных корпуса расположены параллельно. Всего на борту 19 отсеков. Двадцать шахт для баллистических ракет находятся перед рубкой между двумя главными корпусами. «Акула» может огрызнуться и торпедами — на вооружении крейсера шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов.

 

Размеры «Акулы» впечатляют: водоизмещение — порядка 50 тысяч тонн, что в два раза больше большинства современных субмарин. Длина — 172 метра, ширина — более 23 метров. Таких больших подводных кораблей в ВМФ еще не было. Чтобы они могли базироваться в портах, конструкторы оборудовали «Акулы» дополнительными балластными цистернами, повышающими плавучесть. Кроме того, требовалась сложная инфраструктура для подвоза и загрузки тяжелых баллистических ракет.

Исполинские размеры «Акулы» потребовали от конструкторов особого внимания и новых решений для снижения шумности. Лодку оснастили двухкаскадной системой пневматической амортизации, установили блочную компоновку оборудования, корпус покрыли звукоизолирующим и противогидролокационным покрытием. Однако «Акулы» все же сильно уступали американским конкурентам в плане скрытности. Впрочем, от них и не требовалось незаметно следить за потенциальным противником и находиться вблизи побережья США. «Акулы», в первую очередь, — носители ядерного оружия, главная задача которых — обеспечить успешный пуск стратегических ракет по заданным целям.

157321818_0_0_650_418_1440x900_80_0_1_9b97ba8818bb30198ddb30c69cb9b8eb

Всего СССР построил шесть крейсеров проекта 941. Все они были приписаны к Северному флоту и базировались в Западной Лице в составе специально созданной дивизии. Для «Акул» оборудовали причальную линию, разработали систему погрузки ракет, организовали береговой ремонтный комплекс и даже построили специальный транспорт-ракетовоз.

Однако эти корабли прослужили совсем недолго. Причиной тому — в том числе и их размеры. Эксплуатация была фантастически дорогой. Кроме того, в строй лодки вводили, когда ВМФ очень слабо финансировался. Урезанный военный бюджет не позволял содержать этих гигантов. В 1996-1997-х из-за нехватки средств три атомные подлодки проекта 941 (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, вывели из боевого состава ВМФ и распилили на металл. Еще два крейсера, «Архангельск» и «Северсталь», находятся в резерве и сейчас ожидают решения об утилизации.

Больше повезло головному кораблю серии «Дмитрий Донской». Его модернизировали и переоборудовали для испытаний нового ракетного комплекса морского базирования «Булава». Это последняя «Акула» в ВМФ России.

Бесшумные наблюдатели

Еще один известный проект Сергей Ковалева — атомные подводные лодки 667БДР «Кальмар». Это своего рода рабочие лошадки подводного флота. С середины 1970-х построили 14 «Кальмаров», распределив их между Тихоокеанским и Северным флотами.

1557485363_0_0_900_600_1440x900_80_0_1_757048d45aa19f53561a8c023b2637dc

Одна из особенностей этих ракетоносцев — новая система управления стрельбой. Моряки могли выпустить весь боекомплект из 16 ракет залпом. Интервалы между пусками сократили до минимума. Причем «Кальмаров» строили тоже под новое оружие — жидкостные баллистические ракеты Р-29Р с разделяющимися головными частями и боеголовками индивидуального наведения. Подлодки оснащались малошумными пятилопастными винтами, а новая гидроакустическая система позволяла обнаруживать цели на дальности до 200 километров.

«Кальмары» совершили семь одиночных межфлотских переходов подо льдами Арктики. Причем подлодки зачастую шли на небольшой глубине — порядка 50 метров, а толщина льда над ними порой превышала 15 метров. Экипажам приходилось практически вслепую, вручную и с ювелирной точностью маневрировать среди подводных льдов на расстоянии трех-четырех метров. «Кальмары» доказали эффективность межфлотских переходов — возможность оперативно, в кратчайшие сроки перебазировать подводные лодки на другой конец страны.

Большинство субмарин 667БДР сегодня уже списаны и утилизированы. Боевую службу на Тихоокеанском флоте несет только один «Кальмар» — АПЛ «Рязань». В 2019-м этот крейсер находился в парадном строю на праздновании Дня ВМФ в Авачинской бухте и продолжает успешно выполнять задачи учебно-боевой подготовки.

Эти лодки — далеко не все, что спроектировал Сергей Ковалев. По его проектам построены 92 АПЛ. Он участвовал в создании трех поколений атомоходов, в том числе подводных лодок четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сергей Никитич скончался 24 февраля 2011-го.


Николай Протопопов


Опубликовано: lentok     Источник


Похожие публикации для статьи "Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории"


Напишите ваш комментарий к статье "Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх