Второй мировой войне Швеция придерживалась нейтралитета.
Но тем не менее это не помешало государству Швеция, вести весьма оживленное сотрудничество с Германией.
«…Именно шведская железная руда была лучшим для Гитлера сырьем. Ведь эта руда содержала 60 процентов чистого железа, в то время, как руда, получаемая немецкой военной машиной из других мест, содержала лишь 30 процентов железа. Понятно, что производство военной техники из металла, выплавленного из шведской руды, обходилось казне Третьего рейха гораздо дешевле. В 1939 году, том самом, когда гитлеровская Германия развязала Вторую мировую войну, ей было поставлено 10,6 млн тонн шведской руды. После 9 апреля, то есть, когда Германия уже завоевала Данию и Норвегию, поставки руды существенно возросли. В 1941 году морским путем для нужд германской военной промышленности поставлялось ежедневно 45 тысяч тонн шведской руды. Мало-помалу торговля Швеции с нацистской Германией нарастала и, в конце концов, составила 90 процентов всей шведской внешней торговли. С 1940 по 1944 год шведы продали фашистам более 45 млн тонн железной руды. Шведский порт Лулео был специально переоборудован для поставок железной руды в Германию через воды Балтики. (И только советские подводные лодки после 22 июня 1941 года временами доставляли шведам большие неудобства, торпедируя шведские транспорта, в трюмах которой эта руда переправлялась).
Поставки руды в Германию продолжались практически до момента, когда Третий рейх уже начал, говоря образно, испускать дух. Достаточно сказать, что еще в 1944 году, когда исход второй мировой войны ни у кого уже не вызывал сомнений, немцы получили из Швеции 7,5 млн тонн железной руды. До августа 1944 г. Швеция получала нацистское золото через банки такой же нейтральной Швейцарии.
«…В первые же дни войны через территорию Швеции была пропущена германская дивизия для действий в Северной Финляндии. Однако премьер-министр Швеции социал-демократ П. А. Ханссон тут же обещал шведскому народу, что через территорию Швеции больше не будет пропущена ни одна немецкая дивизия и что страна никоим образом не вступит в войну против СССР. И все же через Швецию развернулся транзит немецких солдат и военных материалов в Финляндию и Норвегию; немецкие транспортные суда перевозили туда войска, укрываясь в территориальных водах Швеции, причем до зимы 1942/43 г. их сопровождал конвой шведских военно-морских сил. Гитлеровцы добились поставок шведских товаров в кредит и перевозки их в основном на шведских судах…»
«Экономическое чудо» Швеции
Иными словами, писала «Норшенсфламман», «шведская железная руда обеспечивала немцам успехи в войне. И это был горький факт для всех шведских антифашистов». Однако шведская железная руда поступала немцам не только в виде сырья. Знаменитый на весь мира концерн «СКФ», производивший шарикоподшипники, поставлял эти, не столь уж, на первый взгляд, хитрые технические механизмы, Германии. Десять процентов шарикоподшипников, получаемых Германией, приходилось, по данным «Норшенсфламман», на Швецию. Любому, даже вовсе неискушенному в военном деле человеку, понятно, что означают шарикоподшипники для производства военной техники. Да ведь без них ни один танк с места не стронется, ни одна подводная лодка в море не выйдет! Заметим, что Швеция, как отмечала «Норшенсфламман», производила подшипники «особого качества и технических характеристик», которые Германия не могла получить ниоткуда более. В 1945 году экономист и советник по экономическим вопросам Пер Якобссон предоставил информацию, которая помогла сорвать поставку шведских подшипников в Японию. Давайте задумаемся: сколько же жизней оборвалось потому, что формально нейтральная Швеция обеспечивала фашистскую Германию стратегическими и военными продуктами, без которых маховик военного механизма нацистов продолжал бы, конечно, раскручиваться, но уж точно, не с такой большой скоростью, как оно было? Вопрос об «ущемленном» шведском нейтралитете в годы Второй мировой войны, не нов, российские историки-скандинависты и дипломаты, по роду своей деятельности работавшие в МИД СССР на скандинавском направлении, хорошо осведомлены об этом. Но даже не многие из них в курсе того, что осенью 1941 года, той самой жестокой осенью, когда на карту было поставлено существование всего Cоветского государства (а значит, как следствие, и судьба населявших его народов), король Швеции Густав V Адольф направил Гитлеру письмо, в котором пожелал «дорогому рейхсканцлеру дальнейших успехов в борьбе с большевизмом»…»
1939-1940: 8 260 шведов участвовало в советско-финской войне.
1941-1944: 900 шведских нацистов участвовало в оккупации СССР в составе финской армии.
Еще больше военных заказов Швеция получила после начала Второй мировой войны. И в основном это были заказы для гитлеровской Германии. Нейтральная Швеция стала одной из главных экономических опор национального рейха. Достаточно сказать, что только в 1943 году из добытых 10,8 млн т железной руды в Германию из Швеции было отправлено 10,3 млн т. До сих пор мало кто знает, что одной из главных задач кораблей ВМФ Советского Союза, воевавших на Балтике, была не только борьба с фашистскими кораблями, но и уничтожение судов нейтральной Швеции, перевозивших грузы для нацистов. Ну а чем же расплачивались гитлеровцы со шведами за полученные от них товары? Только тем, что они награбили на оккупированных ими территориях и больше всего — на советских оккупированных территориях. Других ресурсов для расчетов со Швецией немцы почти не имели. Так что, когда вам в очередной раз будут рассказывать про «шведское счастье», помните, кто и за чей счет шведам его оплатил.
В 1937-м году общий импорт железной руды из Швеции составил 13 768 тыс. тонн (в том числе в Германию — 9 076 тыс. тонн). Из этого количества через Нарвик было отправлено 7 580 тыс. тонн руды (в том числе в Германию — 4 889 тыс. тонн). Цифры взяты из Germany and the Second World War, том 2, где они приведены со ссылкой на немецкий предвоенный доклад. Полных данных о количестве шведской руды, отправленной через Нарвик в Германию в годы войны мне не попадалось. Вероятно, ее доля была меньше, чем до войны, но в любом случае количество шведской железной руды, отправляемой из Нарвика, многократно превышало экспорт собственно норвежской руды. Дело в том, что слабо развитая транспортная инфраструктура в этой части Швеции делала доставку руды, добываемой в северной части страны, в порты балтийского побережья экономически нецелесообразной. Кроме того, ее пропускная способность была ограниченной. По немецким предвоенным оценкам, если в случае войны Германия не смогла бы получать руду через Нарвик, то через балтийские порты она могла бы рассчитывать на получение не более, чем 5,5-6 млн. тонн шведской руды.
Импорт шведской железной руды в Германию по данным USSBS (в тыс. тонн):
1938 8 992
1939 10 250
1940 8 418
1941 9 260
1942 7 975
1943 10 262
1944 4 500
ИТОГО: 60 000
Читайте нас: