Взятие русскими войсками и казацкими полками турецких и татарских крепостей. г. Гравюра Л. Тарасевича
23 января 1681 года Россия добилась от Османской империи признания Левобережной Украины неотъемлемой частью Российского царства.
Двадцатилетний мирный договор между Россией, Оттоманской Портой и Крымским ханством, подписанный в столице крымчаков — Бахчисарае — 23 (13) января 1681 года, стал последней крупной уступкой русского государства своим давним противникам в Северном Причерноморье. Добившись признания Левобережной Украины — то есть прежде всего Киева и его окрестностей — частью России, Москва не сумела настоять на признании воссоединения с нею Запорожской Сечи. Что, впрочем, в конечном счете сыграло на руку русским царям: измученные османской оккупацией жители Правобережной Украины вскоре сделали все, чтобы по примеру запорожцев воссоединиться с братским русским народом, нанеся серьезный урон Порте.
Как и многие войны на юго-востоке Европы в XVII веке, русско-турецкая война 1676–1681 годов началась, по сути, в результате неудачной внешней политики Речи Посполитой. Когда от поляков отложились запорожцы, принявшие в январе 1654 года на Переяславской раде решение о воссоединении с Россией, недовольная таким положением дел Варшава начала военные действия. Их итогом стали фактический раскол Гетманщины и установление русско-польской границы по Днепру. Но Андрусовское перемирие, которое и определяло эту границу, не устраивало гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, который во что бы то ни стало хотел возглавить объединенную неважно какой ценой Украину. В поисках новых союзников, более сильных и последовательных, чем поляки, Дорошенко признал себя в 1666 году вассалом турецкого султана.
Такой внезапный и предательский, по сути, шаг правобережного гетмана привел к началу польско-турецкой войны. Как только Польша отправила свои войска для вразумления Дорошенко, Стамбул немедленно вступился за нового и очень выгодного для него вассала. Война окончилась быстро и вполне предсказуемо: 300-тысячное войско османов нанесло сокрушительное поражение полякам. В итоге турецкие войска появились фактически на границе Левобережной Украины, которая уже была частью русского государства. В Москве угрозу потери Киева и его окрестностей восприняли всерьез, и вскоре началась русско-турецкая война 1676–1681 годов.
Ход этой войны был не всегда удачным для России и ее союзников — запорожских казаков. Неоднократная смена гетманства, «качельная» политика Петра Дорошенко, вмешательство и двурушничество Речи Посполитой — все это не раз приводило к тому, что русские победы оказывались бесплодными или оборачивались поражением. Но и Порта не могла похвастаться успехами, как и ее главный союзник в Северном Причерноморье — Крымское ханство.
В итоге уже к середине 1679 года все стороны конфликта были серьезно утомлены бесплодным противостоянием, и на смену сражениям пришли дипломатические баталии. Русские послы вынуждены были договариваться сначала с крымским ханом Мурат-Гиреем, а затем и с турецким султаном Мухаммедом IV. Эти трудные переговоры растянулись почти на полтора года, и за это время русское посольство сменилось дважды. Первыми в конце 1679 года в Крым отправились стольник Сухотин и дьяк Михайлов, но они не сумели добиться существенных результатов, а под конец своей миссии еще и вступили в конфликт, в результате которого Михайлов в одиночку отправился обратно в Москву. Поэтому 26 августа 1680 года в Крым им на смену были направлены новые русские послы. Ими стали резидент в Польше стольник Василий Тяпкин, письмоводитель Челобитного приказа дьяк Никита Зотов (воспитатель царевича Петра Алексеевича — будущего первого императора России Петра I) и генеральный писарь Войска Запорожского Семен Ракович.
Они прибыли на место 25 октября 1680 года и предложили новые условия мирного договора, которые не без существенных уточнений со стороны Стамбула, но были приняты Портой и Крымским ханством. Самой крупной уступкой, на которую пришлось пойти русским послам, стал вопрос о границе между сферами влияния Стамбула и Москвы. Тяпкин и Зотов предлагали провести ее по рекам Рось, Тясмин и Ингул (и таким образом оставить под российским покровительством земли в среднем и нижнем течении Днепра), но в итоге она прошла по днепровским берегам. Кроме того, договор устанавливал перемирие между сторонами на 20 лет, а также определял, что ни султан, ни хан не будут помогать врагам России (имелись в виду прежде всего Польша и Швеция, но эти условия Порта очень скоро нарушила).
Среди других условий договора были и такие: Порта и хан соглашались с тем, что Россия присоединяет Левобережную Украину, Запорожье и Киев с городами Васильков, Стайки, Триполье, Радомышль, Дедовщина. В ответ Москва соглашалась выплатить Мурат-Гирею дань за последние три года и в дальнейшем платить ее в прежнем объеме. Кроме того, на землях между Днепром и Бугом имели право беспрепятственно кочевать крымчаки и ногайцы; казакам же и русским поселенцам давалось право на рыбную ловлю, добычу соли и свободное плавание по Днепру и его притокам до Черного моря.
Единственный, но очень важный вопрос, в котором Москва так и не добилась уступок от Стамбула, касался воссоединения Запорожской сечи с Россией. Османы наотрез отказались признать его, и формально Запорожье становилось независимым. Впрочем, активное «освоение» турками правобережных украинских земель быстро привело к тому, что эта формальная независимость просто перестала соблюдаться, а население попавших под влияние Порты сел начало бежать на левый берег. И дальнейшие успехи в Северном Причерноморье нового русского царя — Петра Алексеевича, вскоре ставшего известным всему миру как первый русский император Петр Великий, были в немалой степени обусловлены поддержкой запорожских казаков и их соплеменников из Правобережья, оценивших все «прелести» османского ига.
Сергей Антонов
Читайте нас: