Россия предполагает вернуться к закрытому в начале 90-х годов проекту создания легкой межконтинентальной баллистической ракеты «Курьер», сообщил «Военно-промышленному курьеру» источник в ракетно-космической отрасли. К этому шагу нашу оборонную промышленность подталкивают дискуссии в высших эшелонах американской власти о выходе в одностороннем порядке из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), дальность которых лежит в диапазоне от 500 км до 5500 км. Причем запрет распространяется как на баллистические, так и на крылатые ракеты наземного базирования.
Данный шаг США, если он будет сделан, существенно усиливает угрозу ракетно-ядерного нападения на Россию. Потому что в этом случае американцы, несомненно, вернутся к размещению в Европе ракет средней дальности. Приближение этого ныне запрещенного вооружения к границам нашей страны приведет к тому, что подлётное время ракет к российским стратегическим объектам на европейской части страны сократится до 7?10 минут.
Вполне естественно, руководство России не может бесстрастно наблюдать за развитием этого процесса. И в 19 августа на Валдайском форуме Владимир Путин заявил, что в случае попытки выхода США из Договора РСМД «ответ России будет мгновенным и зеркальным».
«Курьер» не имеет отношения к Договору РСМД, это типичная МБР, дальность которой предположительно достигает 10?11 тыс. км. Она относится к классу легких ракет, имея массу в 15 тонн. По этому классу с американцами была достигнута отдельная договоренность. В результате в начале 90-х годов «пустили под нож» и советский «Курьер», и американскую аналогичную ракету «Миджитмен». Обе ракеты разрабатывались с 1983 года, обе были твердотопливными, обе имели примерно одинаковые характеристики. Но к моменту закрытия проектов имели разную степень готовности. Из двух пусков «Миджитмена» успешным был один, на счету «Курьера» четыре успешных пуска.
Российскую ракету разрабатывали в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе, которого в 1987 году сменил Борис Лагутин. Тематика и для института, и для генерального конструктора была, что называется, налётанная. Институт, специализируясь созданием твердотопливных ракет для подвижных грунтовых комплексов, к тому моменту уже дал стране знаменитую МБР «Тополь».
«Курьер» относится к тому же самому типу ракет. Однако и отличия существенные. Они проистекают из жесткого ограничения по массе. И «Курьер», и «Тополь» имеют три ступени. Но «Тополь» весит 45 тонн, а легкая ракета — в три раза меньше. И габариты у нее значительно скромнее: длина — 11 м, диаметр — 1,4 м.
Ракета оснащается моноблочной боевой частью мощностью 300 килотонн.
Конструкторам удалось решить крайне сложную задачу — добиться межконтинентальной дальности при жестком ограничении габаритов и массы ракеты. Прежде всего, было создано новое высокоплотное смесевое топливо повышенной энергетики. По максимуму были использованы высокопрочные композиционные материалы при создании корпусов типа «кокон», а также сопловых аппаратов двигателей. Были максимально оптимизированы и по весу, и по аэродинамическому сопротивлению органы управления полетом. Для этих целей применили и поворотные сопла, и решетчатые аэродинамические, а также газодинамические рули. Вес бортовой аппаратуры по сравнению с уже существующими аналогичными системами управления удалось снизить, как утверждают ветераны разработки, «в несколько раз».
Несмотря на то, что ракета не была принята на вооружение, достигнутые при ее создании результаты были использованы в последующих разработках института — наземных комплексах «Тополь-М» и «Ярс» и морском комплексе «Булава». Благодаря чему у новых ракет скачкообразно улучшились технические характеристики. Об уникальности разработки свидетельствует то, что до настоящего времени почти вся документация по «Курьеру» является засекреченной.
Главный смысл создания малогабаритной МБР заключался в том, что она могла перемещаться в автофургоне стандартных размеров. И это делало ее перемещение более скрытным, чем прохождение по маршруту МБР «Тополь». Ну, и к тому же это был ответ на разработку в США ракеты того же типа «Миджитмен».
В связи с нынешней угрозой размещения в Европе американских ядерных ракет с минимальным временем подлета предполагается развернуть в Арктике «Курьеры». Они также смогут достигать территории США за короткое время — в пределах десяти минут. Это и будет «зеркальным ответом». Однако ответ будет не «мгновенным», поскольку необходимо не только восстановить производство ракет, но и модернизировать их. Потому что их необходимо оснастить современными средствами преодоления ПРО США. Необходимо также повысить устойчивость комплекса к экстремальным погодным условиям, потому что «Курьер» предполагалось эксплуатировать в зоне с умеренным климатом. Это, во-первых. Во-вторых, необходимо провести полноценные испытания не обновленной, а, по сути, новой ракеты. На это уйдет не один год.
Однако и американцы смогут разместить свою ядерную угрозу у нас под боком не сразу. Им потребуется создать с нуля ракету средней дальности, для чего потребуется полный цикл: разработка концепции — эскизный проект — ОКР — испытания — доводка по результатам испытаний — налаживание серийного производства — разворачивание ракетных комплексов. И в этом смысле российский ответ получится «мгновенным».
Необходимо сказать, что на протяжении практически всего периода существования оружия сдерживания американская сторона является инициатором процессов, которые вынуждали Советский Союз совершать ответные шаги, дабы гарантированно защищать страну. Сейчас мы наблюдаем абсолютно те же самые тенденции.
В настоящий момент в Польше находятся две американские танковые бригады. Одна бригада пока еще не свернулась и не отбыла за океан, как того требует объявленная ротация. Танкисты проводят дезинфекцию техники, чтобы не завести в США какую-либо страшную болезнь. Вторая, свежая, уже развернулась, и сейчас личный состав, как пишут в репортажах, «знакомится с культурными традициями европейской страны». Но танков-то у наших границ ровно вдвое больше, чем было объявлено. России приходится срочно перебрасывать дополнительную военную технику в Калининградскую область.
Несколько лет назад, выйдя в одностороннем порядке из договора по противоракетной обороне, США начали строить в Восточной Европе систему ЕвроПРО. И на это тоже России приходится отвечать — в данном случае развертыванием ОТРК «Искандер-М».
Такая «гонка за лидером» по части провоцирования очагов глобального напряжения началась сразу же, как только США создали атомную бомбу. 14 декабря 1945 года Объединенным комитетом военного планирования США был принят план Totality (директива J 432/D), согласно которому предполагалось подвергнуть ядерной бомбардировке 20 городов Советского Союза. Вот их полный перечень: Москва, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Баку, Ташкент, Тбилиси, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Молотов, Сталинск, Грозный, Иркутск, Ярославль. Необходимо подчеркнуть, что сей документ появился на свет, когда холодной войной еще и не пахло.
Вполне понятно, что хоть план и был сверхсекретным, но в Москве прекрасно понимали — от Штатов следует ожидать именно таких умонастроений. В связи с чем на создание своей бомбы были брошены громадные ресурсы.
Такого рода апокалиптические планы генерировались и впоследствии. И их объем рос, как на дрожжах. В 2015 году был рассекречен 800-страничный план ядерных атак не только на Советский Союз, но и на страны Восточной Европы, а также на Китай. Он был принят в 1959 году. В нем перечисляются сотни объектов и городов, «подлежащих уничтожению».
Считается, что Карибский кризис разразился из-за «волюнтаризма» Хрущева. Дескать, решил ни с того, ни с сего наглядно показать американцам, что такое кузькина мать. Однако в основе кризиса лежала совсем иная причина. В 1961 году в Турции были размещены американские ракеты средней дальности «Юпитер» с ядерными боеголовками. Их дальности было достаточно, чтобы долететь до Москвы. Возникла критическая ситуация, поскольку подлетное время ракет было меньше 10 минут.
На дипломатические ноты Вашингтон не реагировал. Поэтому Хрущев устроил в высшей степени симметричный ответ, разместив советские ракеты на Кубе. И кризис разрешился отнюдь не в пользу американцев: не только Советский Союз, но и США убрали свои ракеты от опасной близости и к Вашингтону, и к Москве.
Читайте нас: