Офицеры корвета «Витязь»
12 сентября 1886 началась кругосветная экспедиция корабля «Витязь» под командованием Степана Макарова.
Многие русские мореплаватели в то же время являлись первоклассными учеными, службу на флоте они совмещали с научно-исследовательской деятельностью. Вклад российских мореплавателей в океанологию бесценен. Среди отечественных ученых-мореплавателей в особом ряду стоит имя Степана Осиповича Макарова.
Его труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» удостоен премии Академии наук, а сам автор избран действительным членом Географического общества.
Обрабатывая материалы, собранные на Босфоре, Макаров выдвинул гипотезу об общих закономерностях движения вод в океанах. Подтвердить это можно было, только сделав необходимые замеры в разных океанах, и мореплаватель задумал обширную программу новых исследований.
Ее удалось осуществить на корвете «Витязь», командиром которого капитан 1-го ранга Степан Макаров был назначен в 1885 году. Научных задач перед Макаровым и экипажем корабля не ставили. Экспедиция военного корабля планировалась для подготовки личного состава, а идею морских исследований в министерстве сочли отвлекающей моряков от их прямых обязанностей. Исследования Макаров проводил под свою ответственность.
«Для человека любознательного и одаренного, — говорил Степан Осипович, — всё интересно и всё достойно его познания. Изучение же окружающей моряка стихии не только не вредит военному назначению судов, но, напротив, пробуждая мысль, отрывает людей от рутины судовой жизни».
31 августа (12 сентября) 1886 года корвет «Витязь», оснащенный, кроме парусов паровым двигателем, вышел из Кронштадского порта. Маршрут корабля составляли так, чтобы «Витязь» не появлялся в портах, контролируемых Великобританией.
«Витязь» посетил Киль, Гётеборг, Портсмут, Брест (Франция), Лиссабон, остров Мадейера, остров Зеленого Мыса, Рио-де-Жанейро. В декабре 1886 года через Магелланов пролив прибыл в чилийский порт Вальпараисо, после чего взял курс на Нагасаки. Плавание по Тихому океану до Японии заняло полгода.
На всем маршруте корабля Макаров производил замеры глубины, температуры, удельного веса воды и скорости течений, иногда шесть раз в сутки, иногда каждые пять-десять минут. Объем работы был колоссальный, но у капитана-исследователя оказалось много добровольных помощников, которых он смог увлечь своей идеей.
Верно оценив объем работы, Макаров понял, что достаточно полно сможет исследовать только один из океанов, и ограничил область исследования Тихим океаном. Однако и весьма подробного его изучения оказалось недостаточно для серьезных выводов. Прежде чем появилась двухтомная монография «„Витязь“ и Тихий океан», Степан Осипович проанализировал судовые журналы всех российских кораблей, когда-либо пересекавших Тихий океан, а также данные некоторых иностранных экспедиций. Эта работа стала классическим трудом по океанографии и принесла автору мировую славу. Она была удостоена новой премии Академии наук и золотой медали Географического общества.
Корвет «Витязь» на Дальнем Востоке
Кроме научных исследований команда выполняла задания, связанные с главной целью путешествия: изучала поведение морских мин на течении, искала пути усовершенствования самого корабля, его силовой установки, улучшения условий обитаемости для экипажа. Для изучения возможного театра военных действия, что в условиях тревожной международной обстановки было необходимо, «Витязь» совершил плавание к берегам Китая и Филиппин.
Во время посещения иностранных портов, экипаж собрал ценные сведения о военно-морских базах, кораблях и судостроении в стране пребывания.
Находясь в Японии, Макаров оказывал всяческое содействие православной миссии в Японии, которую возглавлял его давний знакомый архимандрит Николай (Касаткин). Позже он систематизировал свои дневниковые записи и издал их под названием «Православие в Японии».
В родной порт «Витязь» возвращался коротким путем, через Индийский океан и Суэцкий канал. 993-дневное кругосветное плавание завершилось в Кронштадте 1 июня 1889 года.
Мировое сообщество высоко оценило вклад экипажа «Витязя» в науку. Имя этого корабля красуется на фронтоне Международного океанографического музея в Монако.
Кирилл Брагин
Читайте нас: