Лента новостей

18:30
Партнёр Nvidia проболтался о сроках анонса GeForce RTX 5090
18:26
Россия разряжает ПВО Киева перед ударом, Рада переехала на новое место, Сырский укрепляет фронт в Донбассе — Горячая сводка с фронта 29 ноября 2024 г.
18:21
«Принимай нас, Суоми-красавица…»
18:07
Фактор Трампа - Что будет с Северными потоками? - Новости
17:40
Подчиненный Буданова устроил стрельбу в киевском отеле. Один убитый, двое ранены
17:39
Раненому бойцу СВО за 4 месяца заплатили всего 40 тыс. рублей
17:38
Глава британской разведки MI6 признался в участии в конфликте на Украине
16:54
Переселенцев, возвращающихся на освобожденные РФ территории, на Украине записали в «антилюди»
16:53
Депутат ВРУ: украинцы, желающие продолжения боевых действий, живут далеко от Украины
16:48
Чем Словакия не угодила режиму Украины и евробюрократии
16:35
Главное в военных СМИ за неделю: поддержка ОПК, новый закон для судостроения, кадровая революция в ОАК
16:19
Как Россия может ответить на ввод натовских «миротворцев» на Украину
16:16
ТЦК выше закона
16:07
Древний зонд NASA «Вояджер-1» полностью восстановил связь с Землёй
16:03
Эксперты прогнозируют скорый раздел украинских территорий. Как именно поделят Украину?
16:02
Джонсон поддержал оккупацию Украины миротворческой миссией НАТО
16:01
В России делают дороги из старых телевизоров и мобильных телефонов
16:00
Кобахидзе пригрозил послу ЕС высылкой, если он не прекратит вмешиваться в дела Грузии
15:27
«Евроинтеграция» по кускам
15:15
Япония намерена забрать у России Курильские острова и заключить мирный договор
15:14
Боррель сожалеет, что конфликт на Украине завершится без финансирования Западом
15:06
Путин подписал закон о налогообложении криптовалюты
14:36
Израиль рассчитывает, что США накажут МУС
14:34
Планы НАТО по развалу России: новый факт
14:30
Новые антисанкционные смартфоны Huawei ждёт провал — Mate 70 не впечатлили пользователей
14:26
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 23 по 29 ноября
14:23
Путин заявил, что Россия может нанести удар по центрам принятия решений в Киеве
14:08
Южнокорейский флот усилился эсминцем нового поколения
14:05
Орешник похоронил мечты Зеленского - Новости
14:01
Юрий Подоляка: последнее видео, обзор событий на фронтах специальной военной операции от 29 ноября 2024 года
13:37
Associated Press: солдаты ВСУ не подчиняются приказам и массово бегут с поля боя
13:36
Институт изучения войны: Россия заставила Запад играть по своим правилам
13:29
СВР: ФРГ хочет создать на Украине зондеркоманды из националистов
13:12
Тайны литиевых батарей: каково их устройство, почему они боятся холода и не любят разряжаться в ноль
13:02
Как можно увеличить количество самолетов РЭБ в российской авиации
12:44
К итогам государственного визита Владимира Путина в Республику Казахстан
12:41
Главу Футбольной ассоциации Брунея уволили после матча с Россией
12:25
Последние новости СВО: обзор боевых действий на Украине к 29 ноября 2024 года
12:01
СВР РФ: Запад планирует отправить на Украину 100 тыс. «миротворцев»
12:00
Орбан опасается эскалации конфликта из-за присутствия на Украине солдат США и Франции
11:55
НАТО-лайт, или ОБСЕ как ещё один инструмент западной экспансии
11:52
FT: на Украине перенесли в другое место заседания Верховной рады из-за «Орешника»
11:50
Министр обороны РФ Белоусов прибыл в КНДР с официальным визитом
11:46
Встреча Министра обороны Российской Федерации Андрея Белоусова с министром обороны Корейской Народно-Демократической Республики генералом армии Но Гван Чхолем
11:38
Война на Украине (29.11.24): Обзор ситуации на фронте...
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Ровно 100 лет назад на британских верфях построили ледокол "Святогор", на тот момент самый мощный в мире. Через полтора года его решили затопить. И затопили. Когда его подняли со дна, он стал "Красиным", прослужил на плаву еще более полувека, прошел вместе со страной важнейшие исторические вехи — и до сих пор находится в строю.

"Вся столетняя история нашего государства прошла через "Красин", с ледоколом связаны самые яркие и драматические события", — говорит генеральный директор Музея Мирового океана (Калининград — Санкт-Петербург) Светлана Сивкова.

"Святогор" из Ньюкасла

В 1915 году, несмотря на участие страны в Первой мировой войне, Совет министров России разработал и принял программу строительства ледокольного флота для освоения Арктики. На тот момент в составе российского флота уже действовал первый в мире ледокол арктического класса "Ермак" (спущен на воду в 1898-м). По его образцу решено было создать еще более мощный, самый передовой в мире корабль.

По заказу российского Главного управления кораблестроения в 1916 году в Англии, в Ньюкасле, началось строительство нового линейного ледокола. Он превосходил "Ермак" по скорости хода (15 узлов), мощности машин (10 тыс. л. с.) и водоизмещению (10,6 тыс. тонн), имел ледовый пояс шириной около 3 м, который должен был обеспечить прочность корпуса в районе ватерлинии.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


В марте 1917 года судно зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана под именем "Святогор" — в честь былинного русского богатыря. 31 марта на нем был поднят Андреевский флаг.

"Ледокол закладывался как самый мощный в мире, каковым и оставался до 50-х годов ХХ века. Вся его история — это сплошные уникальные моменты: "Красин" — единственный ледокол в мире, который совершил два кругосветных похода, он получил мировую известность как спасатель, а после операции по спасению экспедиции генерала Умберто Нобиле в 1928 году западные державы наконец признали молодую советскую республику", — отмечает директор филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин" Александр Петров.

Затоплен для защиты революции

Летом 1918 года, на заключительном этапе Первой мировой войны, "Святогор" принимал участие в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не дать кораблям противника войти в устье Северной Двины, в августе было решено затопить два ледокола — "Святогор" и "Микула Селянинович". Эта мера не помогла: интервенты захватили город и расстреляли командира "Святогора" Николая Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении. Позднее англичане смогли поднять ледокол со дна моря и в феврале 1920 года увели его в Великобританию безо всяких документов.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Через несколько месяцев корабль, уже под британским флагом, был арендован Россией для спасения во льдах Карского моря ледокольного парохода "Соловей Будимирович" с 85 пассажирами на борту.

Вернуть ледокол Россия смогла лишь в 1921 году после долгих переговоров с британским Адмиралтейством — их вели тогдашний нарком внешней торговли Леонид Красин и кораблестроитель академик Алексей Крылов. Возвращение судна и подписание англо-советского договора были одними из первых событий "полосы признания СССР", а роль наркома Красина в этих переговорах с 1927 года была увековечена в новом имени корабля.

На пути к мировой славе: спасение Нобиле

Всемирную известность "Красин" получил в 1928 году, когда спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу. Это была одна из самых знаменитых операций в истории судна.

Нобиле с экспедицией из 16 человек на дирижабле "Италия" 23 мая 1928 года отправился с западного побережья Шпицбергена. Через два дня путешествия "Италия" потерпела аварию, в результате которой семь членов экспедиции погибли, а девять выживших во главе с Умберто Нобиле остались дрейфовать на льдине. Итальянское правительство обратилось к советскому с просьбой спасти экспедицию, и 16 июня к месту бедствия из Ленинграда отправился "Красин". Сложнейшая спасательная операция продолжалась почти месяц, и 12 июля выжившие итальянцы и фокстерьер Титина были подняты на борт. В начале октября ледокол пришел в Ленинград, где ему устроили триумфальную встречу.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Умберто Нобиле и фокстерьер Титина, июль 1928 года
© AP Photo

"После спасения экспедиции Нобиле советское правительство поняло, что страна может работать в Арктике, это стало стартом крупномасштабной программы освоения Северного морского пути, масштабного освоения Арктики", — считает секретарь правления ассоциации "Морское наследие России" Павел Филин.

В 1934 году "Красин", входивший в пятерку самых мощных советских ледоколов, принимал участие в спасении другой полярной экспедиции — челюскинцев. Для участия в этой операции ледокол совершил переход во Владивосток через Атлантику и Тихий океан.

"Красин" в составе конвоев

Летом 1941 года "Красин" стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации, но с началом курсирования Полярных конвоев ему пришлось стать боевым кораблем. За годы Великой Отечественной войны "Красин" совершил кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток и участвовал в морских сражениях.

"Ледокол "Красин" на сегодняшний день — единственное действующее судно, которое участвовало в Полярных конвоях. Но он не только вез орудия и снаряды для армии, на его счету два сбитых фашистских самолета, а этим может похвалиться далеко не каждый военный корабль", — подчеркивает председатель региональной общественной организации "Полярный конвой" Юрий Колесников.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Бой, в котором экипаж "Красина" сбил два немецких самолета, произошел 26 апреля 1942 года, когда конвой PQ-15, участником которого был "Красин", на пути из Рейкьявика в Мурманск был атакован у берегов Норвегии гитлеровской авиацией. "Красин" не только вступил в прямой бой с противником, но и прикрывал следовавший с ним слабо вооруженный ледокол "Монткальм" от атак немецких торпедоносцев. 6 мая 1942 года конвой, потерявший три транспорта из 23, прибыл в Мурманск.

После этого похода "Красин" перевооружили и направили на проводки караванов судов с военными грузами по Карскому и Белому морям, по трассе Севморпути — в этих рейдах ледоколу приходилось постоянно отражать бомбардировки и атаки подводных лодок.

Освоение Арктики

После войны "Красин" вернулся на Севморпуть и работал на этой трассе в составе Мурманского пароходства до начала 1950-х годов. В 1956–60 годах ледокол прошел капремонт и модернизацию на верфи в городе Висмар в ГДР. Немецкие кораблестроители заменили на "Красине" энергетическую установку, оборудовали вертолетную площадку и почти до неузнаваемости изменили его внешний вид.

Свой последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, и в 1972-м ледокол, проработавший в общей сложности 54 года на Балтике, в Арктических и дальневосточных морях, переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь "Красина" завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации. Корабль-"пенсионер" оказался в очень сложном положении — были планы продать его за рубеж или распилить и утилизировать.

Подняли со дна: походы и войны ледокола «Красин»


Для спасения исторического ледокола был организован Общественный комитет, который добился для него музейного статуса. В 1992 году "Красин" стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга в статусе государственного значения памятника истории. С 1996 года "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта. В наши дни ледокол-легенда — центр изучения истории морских полярных исследований. На борт корабля-музея ежегодно поднимаются около 40 тыс. посетителей.

В 2002 году легендарный ледокол был принят в международную Ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA), а двумя годами позже, в 2004-м, стал филиалом калининградского Музея Мирового океана. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт на Морском заводе в Кронштадте.

Юлия Андреева, Екатерина Андреева



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх