Лента новостей

05:26
Юрий Подоляка: обзор боевых действий на утро 29 ноября 2024 года, давим врага по всем направлениям
03:46
Бетонные норы серых волков
03:36
Возвращение гребного колеса
03:14
Битва за Купянск: новости СВО от 29 ноября 2024. Карта боевых действий на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1009-й день спецоперации России на Украине
02:04
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше — ученые
02:03
Цена кофе на мировом рынке продолжает бить рекорды
01:17
Планы Запада в отношении Белоруссии терпят фиаско
00:36
«Отечественные» вузы, а они точно наши?
00:18
РАССЛЕДОВАНИЕ: РЕПОРТЕРЫ И ДЕНЬГИ
23:09
Зурабишвили призывает граждан Грузии к перевороту
22:54
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 28 ноября, вечер
22:24
Киевские власти надеются выжить в 2025 году за счет «крепкой поддержки» партнеров
22:19
США и Япония замышляют превратить Тайвань во «вторую Украину»
22:17
Могла ли Украина победить в 2022? Спойлер: нет
21:38
Риторика российской дипломатии ужесточается. «Дрожь и оторопь» ожидают США из-за решений по Украине
21:37
Во Львове из-за мобилизации и выезда переселенцев закрываются рестораны
20:53
В Румынии пересчитают голоса после первого тура выборов президента
20:52
Киев продолжает саботировать обмен пленными
20:51
На финансовом рынке «полная Набиуллина». Эксперты о падении курса рубля
20:45
Почему Россия так ополчилась на Великобританию из-за Украины?
20:06
Эффективно работать украинским ПВО мешают погодные условия
20:02
В «Роскосмосе» рассказали о работе по созданию сверхтяжелой ракеты
20:00
Что значит для КНР приход Трампа к власти? Китайский взгляд
19:57
Грузия обвинила ЕС в шантаже вступлением страны в объединение
19:56
Боевики захватили западный район Алеппо
19:18
Грузия замораживает переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года
19:17
Путин подтвердил готовность России к переговорам по Украине на прежних условиях
19:16
«Стреляли!» Сотрудники ТЦК снова применили оружие во время силового захвата граждан для отправки на фронт
19:15
Ситуация под контролем. Путин заявил об отсутствии поводов для паники из-за ситуации с рублём
19:08
Политолог Светов объяснил, зачем Финляндия возводит на российской границе Берлинскую стену
19:07
Артамонов: атака в Сирии – это ответ США на удар «Орешника»
18:42
KN-25 или «Орешник»: как можно выбить тыловые аэродромы ВВСУ
18:28
Нидерланды передали Украине три пусковые установки Patriot
18:27
ВСУ ведут огонь по ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 ноября
18:19
Путин: Европу опустили ниже плинтуса
18:18
Путин выразил сомнение в безопасности Трампа
17:41
Обстановка в Курской области по состоянию на 28 ноября
17:40
Российские «Иксы» и «Калибры» выключили свет на Западной Украине. Новый «контрнаступ» ВСУ на подходе — Горячая сводка 28 ноября 2024 г.
17:39
Евродепутаты не признали выборы в Грузии. В Тбилиси сформировали правительство и намерены вернуть Абхазию и Южную Осетию
17:38
Келлог пообещал обеспечить мир через силу
17:37
Государство не справляется с похоронами. «Слуги народа» пытаются привлечь на кладбища частные инвестиции
17:33
Клонирование ЕС: в чём истинный смысл «дружбы» Брюсселя и МЕРКОСУР?
17:30
Вот где припарковался немецкий автомобильный кризис
17:27
Путин подтвердил обсуждение создания первой АЭС в Казахстане
17:26
Путин ответил на вопрос об ударах по центрам решений на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»«Консервный ключ» для подлодок НАТО: противолодочный Ил-38Н способен видеть сквозь воду

«Консервный ключ» для подлодок НАТО: противолодочный Ил-38Н способен видеть сквозь воду


Впечатлительные американцы сразу прозвали этот самолет «убийца подлодок» (Killer submarines) и оказались недалеки от истины. Модернизированный самолет Ил-38Н действительно предназначен для охоты на подводные лодки противника, однако его потенциал гораздо шире. Благодаря новой поисково-прицельной системе «Новелла-П-38» возможности этого самолета значительно шире. Он способен обнаруживать как подводные, так и надводные цели, а также воздушные. И эффективно уничтожать их.

 


Этот «старичок» в модификации Ил-38, разработанный на базе пассажирского Ил-18В, выпускался с 1967 по 1972 год, всего было построено 65 таких противолодочных самолетов. Почти 50 лет в строю – срок службы немалый и, казалось, можно отправлять эти машины на металлолом или в музей. Ан нет. Самолет, помимо начинки, обладает очень надежным планером, за все время эксплуатации с ним произошло всего два летных происшествия – в обеих случай сработал человеческий фактор, ошибка пилотов. И сейчас, после модернизации, Ил-38Н предстал совершенно в ином качестве, а срок его службы продлен еще как минимум на 10-15 лет.
 

 


 

Изначально Ил-38 предназначался для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подлодок, проведения морской разведки и поисково-спасательных операций, а также постановки минных заграждений. Этот самолет даже на значительном удалении от берегов стран из стана потенциального противника вызывал панику и трепет. Японцы так вообще откровенно истерили, когда Ил-38 появлялся в районе, где они проводили совместные с США военно-морские маневры.

 


 

Знали – этот русский засечет не только все надводные корабли, но и нащупает подводные лодки на максимальной глубине. В декабре 2010 года именно присутствие в небе российских противолодочных самолетов сорвали американо-японские учения, которые были прекращены из-за опасения, что сверхсекретная информация, частоты радаров, может быть перехвачена. Выполняющие «плановые полеты» Ил-38 тогда не нарушали международные правила использования воздушного пространства, но и этого было достаточно, чтобы напугать флот не самых дружественных государств.
 


 

Сейчас, после модернизации, боевые возможности Ил-38Н увеличились в четыре раза – он заменяет в небе сразу четыре противолодочных самолета предыдущего поколения. И задач выполняет многократно больше, в том числе связанных с уничтожением обнаруженных целей. Экипаж состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.
 
 


 

Внешние отличия самолета не столь значительны, но всё же бросаются в глаза. Помимо «модного» цвета фюзеляжа, который сейчас темно-серый и желтых цифр бортового номера, Ил-38 получил и новое навесное оборудование. Это система РТР (радиотехническая разведка) в контейнере над фюзеляжем. Не афишируется, но вероятно, что посредством нее самолет будет поддерживать контакт со спутниковой системой РТР «Лиана». Под носовой частью фюзеляжа в сферическом контейнере расположилась теплотелевизионная обзорно-поисковая система. Но самое интересное, естественно, во внутренней электронной начинке и вооружении.

 

 

Ил-38Н оборудован поисково-прицельной системой «Новелла-П-38», позволяющей обнаруживать самолеты и вертолеты на расстоянии до 90 километров, а надводные цели – до 320 километров. Система может одновременно удерживать в поле зрения более 30 целей над и под водой. Он вооружен крылатыми ракетами, противолодочными торпедами и глубинными ориентирными бомбами, способен нести полезную нагрузку до 9 тонн. В конструкции самолета, диаметр корпуса которого 3,5 метра, можно разместить даже ракеты воздушного базирования «Калибр-А» с дальностью полета до 5 тысяч километров.
 


 

Модификация Ил-38Н не ограничивается наличием новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», самолет имеет и ряд другого радиоэлектронного оборудования. Все элементы комплекса электроники связаны при помощи специальных шин, позволяющих изменять состав оборудования в зависимости от специфики выполняемых задач. Характеристики самого самолета и установленной на нем аппаратуры позволяют вести продолжительное патрулирование в заданном районе, производить поиск целей и передавать информацию о них другим самолетам или кораблям. Ил-38Н способен и самостоятельно атаковать подлодки, а при наличии на борту противокорабельных ракет и надводные объекты противника.
 

Ил-38Н не уступает, а по некоторым характеристикам и превосходит аналог современного противолодочного самолета P-8 Poseidon, эксплуатация которого началась с конца 2013 года. Также российский самолет может использоваться в качестве патрульного в составе радиоэлектронной разведки.

 

Справка:


Проект Ил-38Н разрабатывался с конца девяностых годов прошлого века. В начале двухтысячных начались его испытания, но они тогда затянулись на несколько лет. Прерогатива в производстве была отдана проекту Ил-38SD, которые модернизировались для нужд ВМС Индии – всего было переоборудовано шесть таких самолетов. Первый обновленный Ил-38Н появился на вооружении авиации ВМФ России лишь в 2014 году. За минувшее время было модернизировано семь самолетов, которые сейчас базируются на авиабазах Тихоокеанского флота в Приморском крае и на Камчатке. До 2020 года планируется отремонтировать и модернизировать 28 самолетов Ил-38Н, что позволит обеспечить противолодочную оборону на всех флотах России. Всего на вооружении сейчас находится около 50 самолетов Ил-38.

 

Из последних – 31 января 2017 года Ил-38Н был передан на торжественной церемонии на аэродроме ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском командованию авиации ВМФ. Как и все предыдущие модернизированные самолеты этой серии, он стал «именным» и был назван в честь генерал-полковника Виктора Потапова, который командовал авиацией ВМФ в 1988-1994 годах. В 1967-1971 годах он был командиром первого отдельного противолодочного полка авиации Северного флота, оснащенного самолетами Ил-38 и руководил вводом этих машин в боевой состав морской авиации.

 

 


Первый из модернизированных Ил-38Н с бортовым номером «19 желтый» был назван в честь Радия Петровича Папковского – конструктора фирмы «Ильюшин», который внес большой вклад в создание этих противолодочных самолетов. К слову, цвет номера (бывают красные, голубые и желтые) указывает лишь на принадлежность самолета к части и определяется приказом командира соединения, а сам номер – к подразделению.

 


Автор: Виктор Сокирко



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх