Минобороны РФ собирается развернуть под Владивостоком авиационный полк дальних сверхтяжелых перехватчиков МиГ-31 для усиления воздушной защиты Сахалина, Хабаровска и Приморья от крылатых ракет, беспилотников и прочих поползновений возможных противников. Причем, как сообщают «Известия», это скорее всего повлечет за собой масштабные работы по реконструкции и ремонту законсервированной несколько лет назад авиабазы в районе Чугуевки (неофициально именно она рассматривается в качестве наиболее вероятного места базирования нового полка).
И все это притом, что, напомним, еще в марте прошлого года главный конструктор «Объединенной авиастроительной корпорации» Сергей Коротков заявлял, что модернизацию «тридцать первого» нельзя производить вечно и к 2028 году этот истребитель-перехватчик «закончит свое существование чисто физически».
Легенда на легенде
Первый советский боевой самолет четвертого поколения, сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 серийно производился двадцать лет, начиная с конца семидесятых, на Горьковском авиазаводе (будущем «Соколе»). При длине в 22 с лишним метра и массе в 45 тонн он считается одним из самых скоростных и тяжелых истребителей в мире. Придумывали его не столько для завоевания превосходства в воздушном пространстве, сколько для конкретных «утилитарных» целей: в США были приняты на вооружение стратегические крылатые ракеты и новейший советский истребитель должен был уметь главное — перехватывать самые разнообразные воздушные цели, в том числе и только появившиеся, в любую погоду, любое время суток и по возможности на любых высотах (вплоть до низколетящих спутников).
Любопытно, но первоначально, при разработке прототипа военные даже приняли решение пожертвовать совсем уж запредельной скоростью будущей сверхзвуковой «гончей» в пользу продолжительности и дальности полета, оставив первый параметр на уровне его предшественника — МиГ-25, славного сверхзвукового истребителя-перехватчика, который выпускался до 1985 года там же, в Горьком. Той самой «летучей мыши», которая в отличие от большинства машин своего поколения, оказалась почти полностью стальной, а не алюминиевой, и вообще породила массу легенд (говорят, например, что американцы, изучив советский МиГ-25 заявили, что этот самолет из стали летать не должен в принципе, но у русских это почему-то летает). Да и в целом, зарождался будущий «тридцать первый» именно как еще одна модификация «мыши» — МиГ-25МП, с обликом «брата-близнеца», но новыми двигателями, системой вооружения, бортовой радиолокационной станцией и так далее.
Но в итоге, как мы в свое время, кстати, писали, МиГ-31 превратился в машину «с новой философией», эксперты наперебой заговорили о том, что в ближайшем будущем в мире вряд ли появится что-то подобное. Показательным в этом плане было заявление, сделанное уже в 2015 году заместителем директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина: «На платформе классического истребителя такой тип боевого самолета вообще создать нельзя, поскольку в данном случае планер как бы навешивается на локатор. Главной составляющей МиГ-31 был именно прибор, способный контролировать воздушное пространство».
«Больше он никогда не летал»
Так сложилось, что в 1994 году серийное производство «тридцать первых» было свернуто — по официальным данным, к тому моменту успели выпустить более 500 этих самолетов, которые, к слову, до сих пор находятся на вооружении. Остановились и работы по перспективным модификациям модели, многие из которых так и не успели «долететь» до серийного производства. «Мы летали на этом самолете, получали все превосходные характеристики примерно на 20% выше базовой модели. И что произошло? В 1994 году мы выполнили последнюю боевую работу, специалисты МиГа получили поздравительное письмо от президента, а через два месяца самолет поставили на прикол — и больше он никогда не летал … И никто не объяснил почему. Любой бы сказал, что это абсурдно. Ведь самолет — это огромная кооперация», — рассказывал позже изданию заслуженный летчик-испытатель СССР, подполковник запаса Анатолий Квочур о МиГ-31М, модернизированном перехватчике 1994 года с усиленным вооружением. Спустя десять лет был даже создан памятник под названием «МиГ на взлете» — правда, не в Нижнем Новгороде, а у проходных Пермского моторного завода, где продолжительное время выпускались двигатели для «тридцать первых»…
Зато в 1998 году появилась модификация МиГ-31БМ — «ребенок» вынужденной жесткой оптимизации оборонных расходов. Истребитель получил (в очередной раз) «апгрейд» вооружения и бортового оборудования, и как следствие, проявил определенную «многофункциональность» (что и ставилось одной из главных задач в конце 90-х): возможность работы с разнообразными не только воздушными, но еще и наземными целями. По данным из открытых источников, МиГ-31БМ способен обнаруживать двадцать четыре цели, одновременно обстреливая ракетами восемь из них; дальность попадания — 280 километров, а дальность обнаружения цели и вовсе все 320. «Он на таких дальностях захватывает самолет, что просто его никто не увидит и не почувствует. Обнаружит летчик в кабине только путем световой сигнализации определенных приборов, сигнализирующих захват», — рассказывал в 2015 году известный летчик-испытатель Андрей Печенкин. За пару последних лет на МиГ-31БМ было поставлено несколько мировых рекордов — взять хотя бы дальность беспересадочного полета в марте 2016 года, когда несколько истребителей преодолели расстояние от Красноярского края до Астраханской области (около восьми тысяч километров) за семь часов четыре минуты… В итоге Минобороны вполне логично пришлось развернуть несколько масштабных программ по «переводу» состоящих на вооружении «тридцать первых» до стандарта МиГ-31БМ. Судя по всему, и будущий полк во Владивостоке, о котором мы говорили в самом начале, получит истребители-перехватчики именно в этой «многофункциональной» версии.
Актуальная «оборонительность»
Есть здесь и еще один момент. На фоне всех прогнозов о скором завершении «физического» существования МиГ-31, кажется, у него, напротив, проснулось какое-то второе дыхание. Только с начала этого года — масштабные учения в Нижегородской области (более десяти экипажей МиГ-31БМ отработали самостоятельный поиск условных нарушителей границы и электронный пуск ракет, разыграли «воздушные дуэли»); а на Камчатке пилоты Тихоокеанского флота на МиГ-31 успешно выполнили задачу: «оценить повреждения взлетно-посадочной полосы, пройдя над ней на низкой высоте, после чего посадить самолет на укороченном участке». Наконец, не нужно забывать о том, что в ноябре 2016 несколько «тридцать первых» были переброшены в Сирию для противовоздушной обороны авиабазы в Хмеймим и для «управления действиями авиации из состава российской авиагруппы и ВВВ Сирии в воздушном пространстве».
Комментируя новость о создании в России нового, третьего (в дополнение к уже имеющимся в Перми и Канске Красноярского края) авиаполка, оснащенного МиГ-31, военный историк Дмитрий Болтенков назвал назвал эти самолеты «сугубо оборонительным оружием, призванным защищать территорию страны от противника». Может, и так. Но тогда уж, действительно, «кто к нам с мечом придет…».
Читайте нас: