Что стоит за продажей партии истребителей Сербии
Россия поставит Сербии партию истребителей МиГ-29. Об этом сообщил в понедельник «Интерфаксу» заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Анатолий Пунчук.
«Поставка будет выполнена в марте-апреле следующего года», — уточнил Пунчук.
Ранее в СМИ сообщалось, что речь может идти о шести истребителях МиГ-29.
15 декабря агентство Associated Press сообщало со ссылкой на премьер-министра Сербии Александра Вучича, что Белград намерен закупить шесть МиГов. По мнению Белграда, это позволит повысить обороноспособность страны на фоне напряженности в отношениях с Хорватией, которая входит в НАТО.
Между тем, Сербия в последние годы заключила ряд соглашений с НАТО, которые ставят под вопрос её пророссийскую направленность. Можно говорить о дрейфе страны не только в сторону Евросоюза, но и в сторону Североатлантического альянса. Насколько правильно в условиях такой неопределённости вооружать сербскую армию?
— Я считаю, что это правильный шаг, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — С одной стороны, мы таким образом поддерживаем Сербию. В первую очередь морально, поскольку 6 истребителей погоды не сделают, военный баланс на Балканах, а тем более в Европе в целом не изменят. Сербию сейчас, действительно, пытаются «дожать», заставить капитулировать. Если мы её оставим без поддержки, она может вступить в НАТО. Это будет национальным поражением, поскольку Сербия как бы признает, что все действия НАТО по расчленению Югославии, бомбардировки Белграда, судилище в Гааге — всё это было правильным. Сербы сами понимают, что, вступив в НАТО, они потеряют уважение не только в глазах международного сообщества, но и в своих собственных. Но при этом небольшой стране в центре Европы сложно в одиночку противостоять Западу. Нам надо и дальше поддерживать сербов.
Сейчас они вынуждены лавировать, чувствуют себя уязвимыми. Даже близкая им Черногория вступает в НАТО.
— Каким образом, мы можем помочь?
— В 90-е годы Россия предлагала военный союз Сербии. Но тогда мы сами были в состоянии, мягко сказать, не лучшем. Поэтому Слободан Милошевич не решился на военный союз с нами. Возможно, это было ошибкой, поскольку размещение наших современных средств ПВО на Балканах могло бы заставить Запад отказаться от бомбардировок Сербии.
Мне кажется, сейчас неплохо бы вернуться к идее военного союза с Сербией. Нам весьма пригодилась бы военная база в этой дружественной стране. Если учесть, что у нас уже есть база в Сирии, мы таким образом с двух сторон как бы поставили заслон НАТО на южном направлении, если вдруг альянс решит воевать с нами. Этот союз с Сербией сильно затруднил бы операции альянса на Балканах и вообще в Средиземноморье.
— Мы будем и дальше усиливать боеспособность армии Сербии?
— По крайней мере, это было бы крайне желательно. Причём, можно придумать какие-то льготные кредиты для Сербии, чтобы она могла покупать наше оружие. Придумать механизм о поставках ПВО. Может быть, это можно оформить как аренду, поскольку Сербия не имеет больших денег на оборону. Система ПВО в любом случае могла бы работать в наших интересах.
Ничего этого не делалось, пока противостояние с Западом не приняло уже практически открытую форму. Но лучше поздно, чем никогда.
— Как отнесутся к этому соседи по Балканам, в частности Хорватия?
— Конфликт сербов и хорватов продолжается, то вспыхивая, то затухая, уже больше века. Конечно, сербы не могут простить хорватам того, что произошло в Сербской Краине. Поэтому конфликтов между Сербией и Хорватией в будущем нельзя исключать, независимо от того, будем ли мы поставлять оружие Белграду. Тем более что Евросоюз сейчас находится в неустойчивом положении. А Дональд Трамп, кстати, известен своими симпатиями к сербам. И если США и НАТО изменят политику на Балканах, ждать можно чего угодно. Лишняя авиация сербам не помешает.
— Опасности, что мы вооружаем будущего члена НАТО, нет, — считает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова. — У НАТО свои стандарты, и всех кандидатов в члены альянса они в любом случае перевооружают. Официально Сербия не раз заявляла о своём нейтралитете в военных вопросах. Однако ориентация на вступление в ЕС привела к тому, что Белграду пришлось с середины «нулевых» годов идти на множество уступок НАТО и Западу в целом. Сейчас Североатлантический союз фактически может располагать территорией Сербией. Это, конечно, не нравится гражданам Сербии и вызывает опасения у России.
— Насколько сильны прозападные тенденции в самой Сербии?
— Последние опросы в Сербии показывают, что уже более половины граждан не хочет вступать даже в ЕС. Около 90 процентов — против вступления в НАТО. Поэтому сербское руководство сейчас в крайне сложном положении. Вся их политика уступок Западу не приближает их к ЕС, а теперь ещё и не поддерживается большей частью граждан. Сербы очень болезненно относились к выдаче своих генералов Гаагскому трибуналу. Сербии пришлось согласиться на проведение гей-парадов (притом, что это единственная европейская страна, где представителей ЛГТБ во время этих парадов избивали на улицах).
И самое главное, постепенно Сербию подводят к признанию Косова. Белградом подписано уже немало соглашений, которые де-факто признают независимость Косова.
Не удивительно, что партия премьер-министра Александра Вутича теперь не имеет большинства в сербском парламенте.
— Стоит ли нам укреплять военное сотрудничество с Сербией на фоне неопределённости в стране?
— У нас, кстати, уже сейчас довольно тесные связи в военной сфере. Я удивляюсь, как терпит НАТО. Мы проводим совместные военные учения, ремонтируем старую и продаём новую технику сербам. Есть все предпосылки к тому, что скоро времена изменятся, и руководство Сербии будет больше согласовываться в своей политике с Россией. Что касается Хорватии, то вероятности конфликтов с Сербией я не допускаю. Поскольку уже и на Балканах понимают, что в отличие от 90-х годов, за Сербией реально стоит Россия. Раньше Россия занимала нейтральную позицию на Балканах, а теперь этот регион входит в зону её интересов.
Алексей Полубота
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Читайте нас: