Военный обозреватель портала ynet Уди Ацион опубликовал статью, посвященную получению ЦАХАЛем первых двух истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 “Адир” (Могучий).
Речь идет о самом передовом самолете на вооружении ЦАХАЛа, первом аппарате с возможностями стелс, способном самостоятельно собирать и обрабатывать информацию о целях с помощью ультрасовременных технологий.
Но самолет известен хроническими проблемами в процессе разработки, и стоит чрезвычайно дорого. Это уже привело к семилетнему опозданию с осуществлением проекта, ставшего самым дорогим в истории американского ВПК. Он обошелся американцам дороже, чем высадка человека на Луну. Несколько докладов Пентагона и Конгресса поднимают вопросы о том, оправдает ли он возлагаемые на него ожидания.
Только за последние месяцы появились сообщения о следующих проблемах: с самолета слазит покраска, бортовые компьютерные системы внезапно падают, расписание обслуживания самолета – медленное и дорогое, уровень шума в кабине высок, на крыльях прототипов обнаружены трещины.
Цена. С разработкой и инфраструктурой каждый самолет стоит 144 миллиона долларов, 120 миллионов долларов “нетто”. Это – на 50% дороже, чем последние истребители F-16, приобретенные Израилем в 2003 году. Каждый полет F-35 на десятки процентов дороже, чем полет F-16. Из-за этого половина учебных полетов проводится на симуляторах на земле. Насколько эффективен подобный метод, позаимствованный у американцев – пока никто предсказать не берется. Если от него откажутся то стоимость обучения автоматически резко возрастет. Производитель, уверяет, что 17 дополнительных самолетов, решение о покупке которых принято израильским кабинетом, будут стоить менее 100 миллионов долларов – благодаря расширению производства.
Стелс. F-35 сконструирован таким образом, чтобы”проглатывать” и рассеивать лучи радара, с тем, чтобы его труднее было обнаружить. Тем не менее, и русские, и китайцы утверждают, что ими созданы радары, позволяющие обнаружить F-35. Эти утверждения пока ничем не доказаны, но исключать такой вероятности нельзя. В дополнение к этому русские и китайцы за прошедшие годы разработали собственные истребители стелс, что существенно снижает американское технологическое преимущество. Также разрабатываются тепловые сенсоры, в качестве замены радара для обнаружения самолетов.
Задержки. Самолет должен был быть готовым к постановке на вооружение в 2010 году, но был объявлен таковым лишь в прошлом году, и “годность” его признается ограниченной. Программное обеспечение, управляющее его пушками, например, будет готово только в 2019 году. При этом американские ВВС утверждают, что самолет готов к выполнению боевых задач – хотя и без пушек. Команда разработчиков находит, что все труднее и труднее справляться с миллионами линий кода различных версий программного обеспечения самолета. Тот же феномен отмечается с крупными проектами в гражданской авиации – например, в разработке Boeing 787.
Летные качества. Для того, чтобы удовлетворить требованиям всех трех версий самолета, создатели были вынуждены спроектировать относительно неуклюжую машину, с маневренностью, уступающей F-16, который старше его на 40 лет. Lockheed Martin утверждает, что маневренность иррелевантна в воздушных боях 21-го века, и что стелс уничтожит вражеские самолеты на большом расстоянии – еще до того, как будет ими засечен. Критики указывают, что еще в 60-х годах, во времена вьетнамской войны, американцы полагали, что эра воздушных боев прошла, и потому снабдили своим истребители Phantom только ракетами. Они вскоре убедились в своей ошибке и к концу 60-х были вынуждены установить на Phantom пушки – в том числе и из-за давления ВВС Израиля, которые к тому времени приобрели самолеты такого типа.
Вооружение. Из-за возможностей стелс F-35 может нести лишь 2,4 тонны бомб и боеприпасов – столько же, сколько Mirage, выпускавшийся 60 лет назад. ВВС утверждают, что стелс необходим лишь для первой волны атак – для уничтожения противовоздушных батарей противника, после чего самолет может нести 8 тонн боеприпасов – как и обычные современные истребители, также как навесные топливные баки, которые увеличат радиус его действия.
Дальность полета. Дальность полета F-35 – примерно 1100 км, в то время как для F-16 и F-15 – 1500 км. Ограниченная дальность полета не позволяет достигнуть целей на территории таких оппонентов, как Иран, и требует дозаправки в воздухе – сложной и рискованной операции во вражеском небе. Воздушные танкеры – крупные и неповоротливые машины, и здесь речи не идет о какой-то невидимости для радаров. ВВС и Lockheed в настоящее время прорабатывают различные идеи о том, каким образом увеличить дальность полетов.
Израильские системы. В эпоху, когда арабские государства – такие как Марокко и Ирак покупают F-16 у американцев, то, что отличает Израиль – возможность установки на эти машины собственного, уникального оборудования, подогнанного под израильскую теорию ведения боевых действий и превосходящего по своим характеристикам американские аналоги. F-35 куплены Турцией, и в будущем могут быть поставлены другим государствам региона. Пара самолетов, которая приземлится в Израиле, будет идентична тем, что получат другие покупатели. Сегодня начинается длительный процесс адаптации системы электронной войны производства концернов Elisra / Elbit к F-35. Американцы при этом требуют, чтобы все эти системы были установлены не внутри машины, а на внешней подвеске, что может навредить характеристикам стелс. Установка пусковых ракетных установок и ракет Spice производства концерна Raphael может произойти только через два года после поставки самолетов Израилю – когда в Израиль прибудут специально построенные экспериментальные модификации.
Альтернативы. До сегодняшнего дня, Израиль обещал вложить в эти самолеты 4, 75 миллиарда долларов. Практически вся эта сумма идет из пакета военной помощи США – но эти деньги могли быть использованы на другие цели, покрыть другие нужды ВВС и армии. Так, например, можно купить больше беспилотных самолетов, которые смогут выполнять те же задачи – без риска для пилотов. Можно купить точные ракеты и ракеты повышенного радиуса действия, позволяющие наносить удары по многим целям в условиях враждебного окружения. Армия также могла бы ускорить приобретение новых бронетранспортеров Намер, большая часть деталей для которых сегодня производится в США, и улучшить оснащение пехотных подразделений техникой, а также закупить корабли для охраны израильских газовых месторождений у американцев – вместо того, чтобы покупать Саар-6 производства Германии и тратить на это 1,8 миллиарда шекелей из государственного бюджета.
Проблемы развития не родились с “Адир”. В 50-х годах Израиль закупил свои первые сверхзвуковые самолеты – Dassault Super Mystère . Очень скоро выяснилось, что у самолета – проблема с пушками. В 90-х Израилю пришлось устанавливать в самолеты-ветераны Phantom бетонные блоки – потому что новый американский радар для них еще не был готов, и его отсутствие пришлось чем-то уравновесить. Только будущее покажет, были ли провалы и задержки в доработке F-35 чем-то временным, или же они подорвут расчет на то, что самолет станет основным для израильских ВВС на ближайшие 40 лет.
Читайте нас: