В сложившейся геополитической обстановке Китай не может позволить себе роскоши выглядеть слабой страной. Неизвестно, как выстроятся у руководства Поднебесной отношения с новым президентом Соединенных Штатов, но курс правительства Японии на милитаризацию уже не сулит Китаю ничего хорошего.
В этой ситуации даже символическое превосходство над вероятным противником многого стоит. Поэтому нет ничего удивительного, что всего через месяц после первой публичной демонстрации прототипа китайского истребителя пятого поколения Chengdu J-20 на аэрокосмическом салоне в Чжухае, две машины этого типа встали в строй Народно-освободительной армии Китая.
Итак, в интернете появились фотографии J-20 с бортовыми номерами. Это означает, что машины уже приписаны к строевым частям НОАК. Судя по номерам, обе машины вошли в состав недавно сформированной 176-й авиабригады, которая базируется на авиабазе Dinxing. Китайская пресса сообщает, что в ближайшее время в войска поступит еще 6 истребителей J-20.
С одной стороны, формально у Китая появилось право заявлять, что на вооружении страны появился серийный истребитель пятого поколения. Ранее подобного успеха достигли только Соединенные Штаты со своим F-22 Raptor. С другой стороны, количество анонсированных машин совпадает с количеством летных прототипов российского Т-50 ПАК ФА, однако Россия пока не спешит делать громких заявлений.
Также стоит обратить внимание на аэродром базирования китайской новинки. База Dinxing расположена на краю пустыни Алашань неподалеку от ракетного полигона Shuangchengzi. Эти военные объекты Китая используются для испытательных целей, и прямого участия в боевых действиях не предполагают. Как минимум, в связи с большой удаленностью от предполагаемого района боевых действий.
Появившиеся там J-20 свидетельствуют о том, что утверждение их в списках действующих самолетов НОАК — не более чем формальность. В лучшем случае эти машины будут использоваться для обучения пилотов, которые в будущем сядут за штурвал реальных строевых машин. Но возможно, что и этих тренировок будет очень немного.
Все дело в двигателях для китайского истребителя. Двигателестроители Китая пока не смогли добиться от своих изделий хоть сколько-нибудь длительного срока службы, а менять двигатели после каждых 10-15 часов налета накладно даже для Китая. К тому же низкое качество китайских двигателей чревато отказами в полете и, как следствие, потерей машины. Поскольку наличные J-20 можно пересчитать по пальцам на руках, рассчитывать на интенсивную эксплуатацию имеющихся прототипов китайских истребителей не приходится.
Конечно, можно установить на J-20 российские двигатели АЛ-31 ФН, как, скорее всего, было сделано для демонстрационных полетов в Чжухае, но и этих агрегатов в распоряжении НОАК ограниченное количество, к тому же они нужны для обеспечения строевой авиации.
Таким образом, официальная постановка J-20 на вооружение армии Китая — не более чем пропагандистский шаг. До появления реальных строевых машин Китаю предстоит еще провести множество испытательных полетов, организовать производство этих истребителей, а самое главное — обеспечить приемлемое качество двигателей собственного производства, либо каким-то образом договориться с Россией об увеличении поставок российских агрегатов.
Впрочем, некоторая польза от всей этой шумихи есть. Опубликованные спутниковые снимки китайской авиабазы Dinxing, где два J-20 расположились в непосредственной близости от машин, всем своим видом напоминающих стоящие на вооружении НОАК китайские копии советского военно-транспортного самолета Ан-12, позволяют уточнить размеры китайского истребителя. По всей видимости, первоначальные данные совпадают с теми, которые можно получить из анализа появившихся в сети снимков.
Читайте нас: