Москва сделает все возможное, чтобы не допустить возвращения боевиков в Пальмиру. Об этом в понедельник заявил первый замминистра иностранных дел России Владимир Титов.
Вместе с тем, накануне вечером губернатор сирийской провинции Хомс Таляль аль-Баррази подтвердил: правительственная сирийская армия и лояльные ополченцы «отступили из центральных районов Пальмиры и отошли на позиции в окрестностях города». «Такое решение принято сирийским командованием перед лицом превосходящих сил противника, - заявил аль-Баррази, заверив, что «сирийские войска оказывают ожесточенные сопротивление и наносят бандам ДАИШ (арабское название «Исламского государства») потери».
По данным российского Центра по примирению враждующих сторон, ИГ перебросила значительные силы к Пальмире из района Ракки. Группировки, подконтрольные США и международной коалиции, приостановили там на этой неделе активные боевые действия против террористов. Также крупные резервы и бронетехника ИГИЛ были переброшены к Пальмире из района блокированного города Дейр эз-Зор.
Наступление продолжилось с восточного и юго-восточного направлений, где российская авиация принципиально не работала, боясь попасть по жилым кварталам и историческим памятникам. Используя в качестве опорного пункта элеватор, части ИГИЛ стали продвигаться к жилым кварталам. Уже на этом этапе по распоряжению губернатора провинции Хомс из города началась эвакуация гражданского населения, ресурсов и ценностей.
Более 4 тысяч боевиков ИГИЛ, по данным российских военных, после перегруппировки предприняли очередную попытку захвата Пальмиры, стремясь закрепиться внутри города и избежать ударов авиации ВКС России.
О причинах произошедшего, а также возможных сценариях дальнейшего развития событий рассказал заместитель главкома ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО государств участников СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев. Собеседник состоял в существовавшей до 1991 года группе советских военных специалистов в Вооруженных силах Сирии.
— Айтеч Магомедович, почему, на ваш взгляд, не удалось удержать Пальмиру?
— Во-первых, сейчас хамсин, с севера дует ветер, вокруг все заволокло пылью. Метеоусловия в Пальмире не позволяют широко применять авиацию. Боевики и воспользовались этим моментом. Армейская авиация просто не может летать на малых высотах.
И, конечно же, скопление боевиков однозначно прозевала разведка. Достаточно тяжело не заметить группировку численностью около 4 тысячи человек, передвигающуюся на автомобилях из самого Мосула. Тем более, в современных условиях, при наличии беспилотников, которые могут перемещаться на большие расстояния.
— По-вашему, что можно было бы предпринять в ответ?
— Анализируя те источники информации, которые есть у нас, создается впечатление, что оборона Пальмиры велась недостаточно активно.
Если бы я руководил обороной, для начала, я бы вел наблюдение за окрестностями города, в том числе и используя современные средства радиолектронной разведки. Кроме того, наступающим ИГИЛовцам необходимо было выйти навстречу, перехватывать их группы во время переходов. Они же где-то и отдыхали, и заправляли автомобили и бронетехнику.
Кроме того, численность оборонявшей Пальмиру группировки была незначительна. Никто не ждал наступления. Оборона была организована некачественно, поэтому боевики ИГИЛ сначала заняли господствующие высоты, а потом вошли в Пальмиру буквально как нож в масло.
— Получается, боевики были хорошо подготовлены.
— Исламисты не придерживаются какой-то определенной традиционной, описанной в учебниках по оперативному искусству тактики. Передвигаются на джипах, оснащенных крупнокалиберными пулеметами, мобильными группами по 10-15 человек.
С ними можно было бы эффективно бороться с помощью армейской авиации, вертолетов, но, как я уже упомянул, сейчас неблагоприятные погодные условия. Кроме того, они хорошо вооружены, у них есть, в том числе, и современные средства связи.
В ИГИЛ сражаются многие бывшие офицеры иракской армии, которые могли проходить обучение в России - им знакома наша тактика ведения боя. Можно сказать, что командный состав ИГИЛ учился в наших военных училищах.
— Стоит ли ждать контратаки сирийской армии в районе Пальмиры?
— В первую очередь, нужно понимать, что сирийская армия сейчас очень устала, она ведет непрерывную войну против разношерстных террористических группировок вот уже четыре года.
Сама Пальмира находится в пустыне среди возвышенности - чтобы удерживать ее, необходимы значительные силы и средства. Усложняют работу сирийских военных большое количество фронтов и огромные расстояния.
Несмотря на это, тактический успех ИГИЛ в Пальмире не может ничего решить в стратегическом плане. До столицы Сирии Дамаска от Пальмиры примерно 300 км, рядом нет никаких больших городов, кроме Хомса, но и туда пробраться проблематично.
Сейчас сирийская армия и российские ВКС будут вести осадные боевые действия. Когда установится нормальная погода, рано или поздно, боевиков оттуда вытеснят. На данный момент, видимо, сирийские войска осуществляют перегруппировку.
Однако освобождение Алеппо сейчас важнее, чем деоккупация Пальмиры.
Тем более что вести боевые действия в городских условиях очень сложно. В Алеппо сейчас идет бой за каждый дом, кроме того, необходимо разминировать территорию, обеззаразить источники воды, восстановить инфраструктуру. Думаю, не стоит сейчас растрачивать и без того ограниченные ресурсы. Все силы и средства сейчас сосредоточены в Алеппо.
— Получается, боеспособность сторонников Асада оставляет желать лучшего?
— В Сирии я сам был семь раз, но еще в мирное время. Обучал их расчеты и командовнаие ПВО, отвечал за военно-техническое сотрудничество с этой страной. Знаю хорошо сирийский народ. У меня много друзей в руководящем составе сирийской армии. Это обученные, образованные люди, причем еще до гражданской войны консультируемые российскими военными советниками.
Но Сирия маленькая страна, ее население 15-16 миллионов человек. Они держатся четыре года, воюя против разношерстной многочисленной террористической коалиции. Не нужно недооценивать возможности сирийской армии. Просто они устали.
Читайте нас: