Съезд политэмигрантов, прошедший в России, принял программу политических преобразований на родине
Национально-государственное устройство Украины должно быть преобразовано из унитарного и этнократического в свободное конфедеративное. Такое требование содержится в итоговой резолюции съезда Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины (СППУ), который прошел 27 ноября в Москве. О том, каким политэмигранты видят будущее своей родины «СП» рассказала глава СППУ Лариса Шеслер.
По мнению вынужденных переселенцев, смена государственного устройства Украины должна произойти с учётом интересов, как русской, так и украинской части граждан из различных регионов страны, а также национальных меньшинств. Субъектами будущей конфедерации будут выступать области, их объединения и город Киев. Крым признается российским.
Для реализации этого положения понадобится восстановление целостности ДНР и ЛНР в границах прежних Донецкой и Луганской областей. После чего республики Новороссии должны будут определить свою судьбу самостоятельно. Необходимым условием этого является «прекращение гражданской войны на основе двухстороннего соглашения сторон конфликта».
Экономическая часть программы предполагает сохранение богатств Украины от расхищения и продажи иностранным агентам. Жителям страны будет гарантирован прожиточный минимум за счёт ограничения роста регулируемых государством тарифов на ресурсы. Все правовые акты, начиная с 20 февраля 2014 года, будут признаны незаконными.
На съезде выступил бывший премьер-министр Украины Николай Азаров. Тот факт, что в XXI веке на Украине появились политзаключенные и политэмигранты он назвал «немыслимым». «Мы обязательно вернемся в страну и будем строить новую Украину. Потому что мы знаем, как это сделать, и уже не раз это делали», — пообещал политик.
Ранее он опубликовал в своем блоге результаты соцопроса, в ходе которого 84% украинцев признались, что после Майдана их жизнь ухудшилась.
По словам Ларисы Шеслер, в съезде участвовали 65 делегатов СППУ и 34 приглашенных гостя. Все эти люди — граждане Украины, проживающие сейчас в России. Они прибыли в основном из ближних к российской столице регионов, в том числе Ростова-на-Дону, Белгорода и т. п. Также были представители ополченцев Донбасса.
«Итоговая резолюция съезда родилась в пылу полемики. У нас был живой процесс, были предложены и проголосованы поправки, прежде чем оформился итоговый вариант документа», — пояснила Шеслер.
— Мы старались сформулировать требования так, чтобы они стали общей базой для всех. Ведь существуют радикалы, которые готовы идти до полной победы вплоть до водружения российского флага над Верховной Радой Украины. Но есть и те, кто выступает вообще за единую Украину, хотя их и мало. В итоге мы нашли то, что всех в целом устраивает — конфедеративное устройство.
— Ваши люди понимают всю серьезность подобного предложения?
— Они пропустили трагедию Украины через себя. Многие прошли через тюрьмы СБУ, участвовали в боевых действиях в Донбассе. Поэтому у нас нет бесформенных людей, готовых к любым компромиссам. В то же время мы понимаем, что речь идет именно об Украине, а не о растворении ее в России.
— Какие методы вы планируете использовать для реализации задуманного?
— Мы общественная, а не военно-политическая организация. Поэтому мы будем решать эти задачи методами общественного воздействия. Это в первую очередь популяризация наших целей через собственные СМИ. Причем мы намерены работать и на Украине тоже. Готовы открыть там свои представительства. Будем продвигать пункты нашей программы. Также рассчитываем на отдачу от международного экспертного клуба «Красная площадь», соорганизаторами которого мы стали. Будем воздействовать на украинскую власть через Европу.
— В ходе съезда Азаров поддержал идею судебного процесса, который начался в Москве, о признании событий на Украине в феврале 2014 года государственным переворотом. О каком процессе идет речь?
— Это процесс по иску бывшего депутата Верховной Рады Владимира Олейника, лидера «Комитета спасения Украины». Иск был подан в Дорогомиловский суд Москвы. Он уже принят к рассмотрению, будут вызываться свидетели и после решения российского суда эти документы будут продвигаться дальше в международные суды.
— Кто является «фронтменом», лидером вашего движения?
— Мы отказались от этого, так как нам нужна объединяющая идея, а не разделяющая. Азаров представляет «Комитет спасения Украины». Мы же объединяем все имеющиеся среди политэмигрантов течения. Мы хотим объединить всех, от коммунистов до монархистов. Общее направление вырабатывает координационный совет. Это деятельность по защите политзаключенных на Украине и тех, кто подвергается репрессиям. Защита политэмигрантов в России, которые здесь сталкиваются с большими проблемами. Это слишком широкая идея, чтобы замыкать ее на одного человека.
Политолог Александр Асафов считает, что любой реальный план лучше отсутствия такового.
— Эмигранты с Украины, которые живут и в России, и в ДНР-ЛНР очень по- разному представляют себе процесс решения кризиса. И порой ждут многого от России или властей народных республик или даже ЕС. В данном случае мы видим попытку создать общий для них дискурс. Он хорош уже тем, что он есть, так как никакая другая позиция не сформулирована. До сих пор это была либо эмоционально-негативистская оценка, либо, напротив, завышенные ожидания военной или политической победы. Но это все эмоции. Резолюция СППУ — первый ход, который может превратиться в полноценную шахматную партию.
— Что можно сказать о принятой резолюции?
— Документ достаточно значимый. Он показывает направление и в целом соответствует ожиданиям многих заинтересованных людей. Это посыл не только в Донецк, Луганск или Киев, а в первую очередь в Россию. Симптоматично появление на съезде Азарова. В отличие от Януковича, которому уже нечего предложить — он может либо оправдываться, либо рассказывать, что занят семьей, Азаров имеет перспективу.
Принятые на съезде предложения, по крайней мере, можно обсуждать. По сути, это видение решения украинского вопроса и российской патриотической общественностью, и жителями Донбасса, пусть и не всеми. Главное — сформулировать. Писать миллионы статей, высказываться в блогах, ужасаться обстрелам, желать присоединения к России на эмоциональном уровне — этого мало. Теперь, с появлением этого документа, начнется предметный разговор.
Сергей Аксенов
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Читайте нас: