«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» – корабль первого ранга «Маршал Устинов» возвращается после длительного ремонта к несению боевой службы в составе Северного флота. Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.
Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть – название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания как новенький, оставив из «прошлой жизни» пожалуй только корпус да прежнее названия.
Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже наверняка многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 годы. Его «коньком» были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.
Но и про ВМФ Устинов не забывал – в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал Флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя «устиновцами».
В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта – «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшей» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.
Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всякий – безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.
«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2 ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние «устиновцы» – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.
Надо ли говорить, что крейсер, который «не вылезал» из дальних походов был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.
К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».
Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений сиспользованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (6 раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.
В 1987-88 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил не мало.
Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).
Это ракета массой в 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч, с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кг) боевой частью и способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.
Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000) поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности 6 километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса «Вирджиния» способна погрузиться максимум на 488 метров). 10 торпед калибром 533 мм уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 км/ч.
Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающих воздушные цели по горизонтальной дальности в 90 и вертикальной в 25 километров. Плюс 6 зенитных 30 мм установок АК-630 со скорострельностью в 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130 мм пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.
В ходе модернизации на «Маршале Устинове», были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющими сделать корабль невидимым для средств наведения противника.
Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей, заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость в 32 узла. Крейсер с экипажем почти в 500 человек, обладает автономностью плавания в 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.
«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с Севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.
И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера «Москва», в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».
Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.
Автор: Виктор Сокирко
Читайте нас: