В это воскресенье у военных моряков и всех, кто в той или иной степени связан с флотом, есть повод поднять застольную рюмку. 30 октября 1696 года, после успешного штурма занятой турками крепости Азов, Боярская Дума приняла историческое решение - «Морским судам быть!», положившее начало строительству регулярного Военно-Морского Флота России.
Кого испугал силуэт «Кузнецова»?
Нынешнюю дату российский флот встречает в походах. Один из них недавно привлек внимание едва ли не половины Европы. Нездоровый интерес вызвал рейд корабельной группировки Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в Средиземное море.
Боязливо подрагивали норвежцы и шведы, крутили окуляры биноклей англичане. Некоторые страны на всякий случай поспешили объявить свои порты закрытыми для российских военных кораблей. Что ж, русские обычно зла не держат, но такое «гостеприимство» не забудут...
Запад вообще довольно нервно наблюдает за нынешним возвращением России в Мировой океан. Газеты и интернет-сайты пестрят комментариями о возрождении российского военного флота, о строительстве новых кораблей, подводных лодок, об испытаниях корабельного вооружения. Но больше всего радует, что в самой России повернулись лицом к флоту, перестали мыслить пессимистически, заговорили об океанских горизонтах страны.
О планах ВМФ России ввести до 2018 года в строй дополнительно не менее полусотни новых кораблей заявил недавно главком Военно-Морского Флота адмирал Владимир Королев. По его словам программа обновления реализуется последовательно.
На прошедших в этом году военно-морских парадах в честь дня ВМФ в парадном строю стояли боевые единицы, только-только вошедшие в состав ВМФ. В их числе - фрегат «Адмирал Григорович», малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол», дизельные подлодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону», сторожевой корабль «Адмирал Эссен», корвет «Бойкий». Список можно продолжать.
Новостройки из Санкт-Петербурга
Такого оживления на «Севмаше» не помнят давно. Шутка ли - на различных этапах строительства сейчас находятся сразу пять многоцелевых атомных подлодок проекта «Ясень-М». Головной корабль этого проекта («Северодвинск») был принят в состав подводных сил ВМФ в июне 2014 года. Далее по списку - «Пермь», «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск».
Подводникам сегодня вообще грех жаловаться на недостаток внимания корабелов. На днях на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге прошла церемония приема в состав ВМФ (с традиционным поднятием Андреевского флага) дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Великий Новгород». Это пятая из шести лодок этой серии, предназначенных для Черноморского флота.
Их не зря прозвали «черными дырами в океане»: оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, высокоточное ракетное оружие и мощное торпедное вооружение обеспечивают им приоритет в противостоянии с зарубежными «одноклассниками».
Санкт-Петербург сейчас прочно держит лавры города кораблестроителей. В эти последние дни октября на «Северной верфи» заложили новейший головной корвет проекта 20386, которому присвоено наименование «Дерзкий». Корабль будет иметь корпус и надстройки, существенно снижающие радиолокационную заметность, а в состав его оснащения войдут современные комплексы противокорабельного и противолодочного вооружения, а также новый зенитно-ракетный комплекс «Редут».
Ракеты этого ЗРК оснащены системами инерционно-командного либо активного радиолокационного самонаведения, а также инфракрасной головкой самонаведения, что обеспечивает поражение всех видов воздушных целей, в том числе головных частей тактических ракет. Захват цели осуществляется сразу после пуска. Кроме того «Дерзкий» сможет также нести на своем борту палубный вертолет, принимать беспилотные летательные аппараты.
Еще один корабль питерского производства - малый ракетный корабль проекта 22800 «Шквал» - строит сейчас судостроительное предприятие «Пелла». Присутствовавший на закладке «Шквала» летом этого года замминистра обороны РФ Юрий Борисов подчеркнул, что «кораблей подобного класса в мире нет, и наш флот нуждается в них».
Географы в бескозырках
Нынешнее поколение военных моряков уже, наверное, и не вспомнит те времена, когда корабли ржавели у причальных стенок, не имея невозможности выйти в море. А ведь было это совсем недавно - в печально знаменитые 1990-е годы. Сегодня кажется, что с той поры минула целая эпоха. Недавно из очередного похода вернулся ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Новомосковск».
В акватории Баренцева моря он произвел пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева». Стрельба велась из подводного положения, и проведенный успешный запуск (головная часть ракеты в назначенное время прибыла на полигон Кура на Камчатке) подтвердил эффективность системы боевого управления морскими Стратегическими ядерными силами.
Выполнила задачи дальнего похода и еще одна подводная лодка Северного флота - «Владикавказ», вернувшаяся в этом месяце в главную базу Кольской флотилии разнородных сил - город Полярный. По словам командующего флотилией вице-адмирала Олега Голубева, «лодки данного класса имеют большой потенциал и способны выполнять специальные задачи, как в ближней, так и в дальней морской зоне».
Интересно, что на счету военных моряков не только победы в баталиях, но и открытия. Удивительно, но и в наши дни, когда на карте вроде бы не осталось «белых пятен», географические сведения по-прежнему корректируются. В начале октября в пункт своего постоянного базирования - поселок Мишуково Мурманской области - вернулось гидрографическое судно Северного Флота «Визир».
Итог его экспедиции: подтверждено открытие двух новых островов, расположенных в районе ледника Розе у побережья Новой Земли. Военные гидрографы также выявили ряд новых географических объектов (островов и мысов) в районе отступивших в глубь суши ледников Нансена, Мощный, Вершинского, Рождественского, Средний.
Кстати, по информации начальника управления навигации и океанографии Минобороны России капитана 1 ранга Сергея Травина, за последние четыре года в соответствии с кораблестроительной программой в строй ВМФ России были введены два малых гидрографических судна проекта 19910 - «Вайгач» (Балтийский флот) и «Виктор Фалеев» (Тихоокеанский флот). Еще два таких корабля - для Северного и Тихоокеанского флотов - строятся на судостроительных заводах в Рыбинске и Благовещенске.
Время Ушаковых и Беллинсгаузенов
Главное командование ВМФ России в ближайшей перспективе будет поддерживать требуемый уровень присутствия боевых кораблей в Мировом океане, совершенствовать боевую выучку экипажей морской авиации, осваивать Арктическую зону. Такие задачи определил на этот год главком ВМФ адмирал Владимир Королев. По его словам, «ввод в состав флота новых кораблей позволит усилить группировки, в том числе межвидовые, практически на всех стратегических направлениях. На гарантированном уровне эффективности предполагается поддерживать численный состав Средиземноморской группировки».
«Важно, что общество стало основательней интересоваться морским наследием России, - подчеркивает в свою очередь председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев. - 10-15 лет назад в общественном сознании «давило» континентальное мышление... Сейчас морская тема становится все более актуальной».
Глава организации поддержки флота - капитан 1 ранга в отставке, начинавший свой флотский путь еще матросом, уверен общественной, что России никак нельзя забывать о своих военно-морских традициях, об истории, о победах на море. «Нам нужны Ушаковы - на кораблях, на командных мостиках управлений! Мы 25 лет потратили, чтобы сказать: «Повернитесь лицом к своим героям - к Ушакову, Беллинсгаузену, Лазареву». Хватит ради моды нельсонами и наполеонами интересоваться. У нас достаточно своих героев и примеров. Только на их примерах мы сможем вырастить и воспитать достойную смену!».
Автор: Дмитрий Сергеев
Читайте нас: