Натовские стратеги посоветовали Украине оставить мечты о создании полноценных военно-морских сил и заняться строительством «москитного флота», который бороздил бы прибрежные просторы Азовского и Черного морей. Этот вопрос сейчас бурно обсуждается в военно-морских кругах «незалежной». В дебатах принимают участие реалисты, а также идеалисты, голос которых в уставшей от внутренних и внешних неурядиц стране звучит все тише.
Еще совсем недавно, в апреле этого года, Петр Порошенко испытывал большой энтузиазм по поводу будущего ВМС Украины. На Черном море они, по его мнению, должны быть интегрированы в натовскую флотилию. Причем на равных правах с флотами старожилов Северного альянса — США, Германии и Италии.
Во время визита в Румынию украинский президент сделал очень громкое заявление: «Мы рассматриваем совместную инициативу о создании Черноморской флотилии под руководством НАТО с целью усиления присутствия альянса и укрепления безопасности на Черном море. Украина с удовольствием присоединится к этой инициативе после утверждения ее альянсом».
Разумеется, для того, чтобы выступать в задуманном им новообразовании на равных правах, недостаточно одного лишь фрегата «Гетман Сагайдачный». Поэтому Запад, по мнению Порошенко, должен выделить необходимые средства на постройку еще нескольких серьезных кораблей хотя бы класса корвета.
Однако Запад от Украины, которая неустанно генерирует нелепые предложения, уже устал. И ответ на инициативу Порошенко оказался вполне ожидаемым. Эксперты НАТО считают, что ракетные фрегаты, подводные лодки и большие десантные корабли — это, конечно, хорошо для ВМС любой страны, включая Украину. Однако в нынешних условиях для «незалежной» это слишком дорогое удовольствие, она финансово не потянет такой проект. Флот Украины должен действовать у побережья, а для этого более всего подходит флотилия малых кораблей, точнее — катеров. Это называется «москитным флотом». Нечто подобное было у знаменитой китайской пиратки мадам Вонг. Примерно такие же силы действуют у побережья Сомали.
Правда, в прошлом веке москитными флотами владел ряд азиатских государств. Есть таковой и сейчас, например, в Индонезии. Но он является составной частью нормальных ВМС с достаточным количеством кораблей дальней морской зоны. Ну, а семь десятков различных боевых катеров вполне уместны, поскольку эта страна состоит из 17,5 тыс. островов, 6 тыс. из которых обитаемы. География Украины совсем иная.
Обсуждение рекомендаций НАТО относительно того, какой флот надлежит стоить Украине, развернулось на сайте Trident.ua. Заместитель начальника штаба Командования ВМС Украины по вопросам Евроатлантической интеграции капитан I ранга Андрей Рыженко считает, что москитный флот в нынешней ситуации оптимален для страны.
«В сравнении затрат и времени видим, что построить „москиты“ намного дешевле и быстрее. Они дешевле в обслуживании и не требуют больших инвестиций в инфраструктуру. Их ремонт является более гибким и позволяет широко использовать даже гражданские мастерские. Возможность их развертывания в зоне операций также большая. В случае, если водный путь не представляется возможным, небольшие лодки могут быть доставлены в район ведения боевых действий на грузовиках, поездах или самолетах», — оценивает ситуацию ответственный за евроатлантическую интеграцию офицер. И его позиция совпадает с мнением заокеанских экспертов.
Несколько иного мнения придерживается советник министра обороны Украины вице-адмирал Сергей Гайдук, который совсем недавно был главнокомандующим ВМС. Он считает, что необходимо выбрать модель таких стран, как Турция, Румыния и Болгария, где «москитный флот» является составной частью серьезных ВМС, способных совершать дальние походы. «На сегодня два малых бронированных артиллерийских катера проходят государственные испытания. Еще некоторое количество включено в государственный оборонный заказ. Однако лишь артиллерийскими катерами, которые составляют основу „москітного флота“, ВМС не сможет адекватно противостоять Черноморскому флоту России, в составе которого есть новые надводные, подводные и воздушные ракетные платформы, в том числе и с крылатыми ракетами „Калибр“», — говорит он.
При этом, разумеется, никто на Украине не задается вопросом: а есть ли в стране должные ресурсы — экономические и технические — для того, чтобы построить полноценный «москитный флот», способный реально защищать прибрежную акваторию?
А это строительство, по сути, надо начинать с нуля. Потому что в настоящий момент в ВМС Украины входят следующие боевые корабли:
— флагман фрегат «Гетман Сагайдачный»;
— малый противолодочный корабль «Винница» водоизмещением 990 тонн;
— ракетный катер «Прилуки»;
— три артиллерийских катера;
— противодиверсионный катер «Голая пристань»;
— средний десантный корабль «Юрий Олефриенко»;
— десантный катер «Сватово»;
— малый разведывательный корабль «Перяслав».
Вполне может быть, что когда-нибудь появится корвет «Винница», который строится на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в Николаеве. К настоящему моменту его готовность оценивается на уровне 43%. Но вполне понятно, что по мере ухудшения экономической ситуации строительство будет замедляться. К тому же судостроительная отрасль Украины находится в плачевном состоянии. Прежде на ЧСД работали 25 тыс. человек. В 2015 году оставалось лишь 800 рабочих.
В настоящий момент проходят ходовые испытания два «москитных» артиллерийских катера проекта «Гюрза-М», спущенные на воду в 2015 году и построенные на принадлежащем Порошенко киевском заводе «Ленинская кузня» — «Бердянск» и «Аккерман». Это бронированные катера, предназначенные для действий на реках, озерах и в прибрежной морской зоне. Они имеют скорость в 28 узлов и оснащены броней, защищающей от обстрела из стрелкового оружия. К вооружению катера относятся пушка калибра 30 мм, пулемет калибра 14,5 мм, два пулемета калибра 7,62 мм и противотанковый ракетный комплекс «Фагот» калибра 120 мм. То есть это все древнесоветское вооружение. Водоизмещение 30 тонн при длине 20,7 м и ширине 4,85 м. Экипаж — 5 человек.
Несмотря на то, что «Ленинская кузня» стараниями президента-миллиардера получает из бюджета очень серьезные деньги на «оборону от агрессии России», но и на этом предприятии заметно тормозится производительность. В 2004 году «Ленинская кузня» построила для Узбекистана два катера того же проекта «Гюрза» — «Джайхун» и «Сайхун» — всего лишь за 10 месяцев. На свои два катера ушло уже 4 года. Еще четыре «Гюрзы» были заложены в этом году. Если темпы строительства не снизятся, то полностью заказ будет исполнен к 2024 году. Но вопрос в том, удержится ли Порошенко, занимающийся неприкрытым протекционизмом «Ленинской кузни» и других своих активов, столько времени в президентах. Сомнительно. Сомнительно и то, что Украина в нынешнем ее социально-политическом виде просуществует до 2024 года.
Поэтому на «Ленинской кузне» максимально используется принцип «куй железо, пока горячо». Еще три запланированных катера — это уже почти нескрываемый распил госбюджета. Речь идет о десантно-штурмовом катере проекта «Кентавр», который должен обладать характеристиками, которые сейчас вряд ли может обеспечить катеру деградировавшая «Ленинская кузня». Ее последняя лебединая песня прозвучала в 1993 году, когда был достроен советский малый противолодочный корабль «Луцк», разработанный в Зеленодольском ПКБ (Татарстан). Корабль, имеющий скорость 32 узла, был оснащен эффективным оборудованием и вооружением, которое создавалось в различных регионах Советского Союза. Через год «кузня» встала. И лишь в начале нулевых на заводе вновь затеплилась жизнь, начали строиться сухогрузы. В военно-морской тематике (точнее — в военно-речной) был пробел длиной в 10 лет.
«Кентавр» должен иметь водоизмещение в 47 тонн, длину — 24,3 м, скорость — 35 узлов. Толщина бронирования ходовой рубки и десантного отсека — 8 мм. Это все достижимые параметры. Но катер будет оснащен РЛС. Согласно украинским источникам, самостийную военную технику оснащают РЛС некие загадочные волонтеры. Будет также оптико-локационная система. Это что-то абсолютно новое в области катеростроения.
Вызывает некоторое недоверие присутствию на катере водоизмещением в 47 тонн реактивной системы залпового огня «Град». В Советском Союзе эксперименты с корабельными РСЗО начались с больших десантных кораблей. В конце концов, дело дошло до малых артиллерийских кораблей проекта 21630 «Буян» водоизмещением 500 тонн. Видимо, украинские корабелы открыли какой-то неведомый человечеству закон физики.
И совсем по-иному ситуация со строительством «москитного» украинского ВМФ выглядит на бумаге. К 2020 году запланировано принять на вооружение 18 катеров «Гюрза-М», 8 катеров «Кентавр» и три катера «Лань». Что такое «Лань»? Об этом корректнее было бы рассказать в передаче «Спокойной ночи, малыши».
Читайте нас: