Американская разведка призвала Вашингтон считаться с интересами Москвы
Мотивы действий президента РФ Владимира Путинастоит искать в прошлом России и в стремлении российского лидера вернуть своей стране статус великой державы. Об этом заявил директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер на конференции в нью-йоркском Совете по международным делам.
«Путин видит Россию великой страной, великой державой. Главная его цель состоит в том, чтобы США относились к России как к великой державе», — отметил он. На просьбу охарактеризовать нынешнее состояние двусторонних отношений, Клэппер отметил, что «отношения очень плохие, у нас много разногласий, например, по Сирии и Украине».
По его словам, США «воспринимают очень серьезно факт развертывания Россией в Сирии современной системы ПВО для защиты своих войск». Джеймс Клэппер добавил, что он не удивится, если Россия собьет американский самолет в случае создания бесполетной зоны над Сирией. По его мнению, это произойдет, если в Москве сочтут, что имеется реальная угроза для российских наземных сил.
В итоге глава Национальной разведки признал усилившуюся роль России и Китая в мире. «Естественный ход истории заключается в том, что мы перешли от двуполярной системы времен холодной войны к многополярной конструкции международных отношений, где такие страны как Россия, Китай, видят себя важными, если не доминирующими игроками. И они являются таковыми», — сказал Джеймс Клэппер.
Казалось бы, что плохого в том, что Россия видит себя великой державой? Но нынешние США воспринимают эту ситуацию алармистски. По логике американцев, Россия требует от США равного к себе отношения. Но тем самым она, с их точки зрения, посягает на исключительность Америки. А право на лидерство — привилегия США и ничья больше. На этом не раз настаивал президент Барак Обама.
В январе, выступая с ежегодным посланием в Конгрессе, глава Белого дома подчеркнул: «Когда дело касается чрезвычайно важных международных вопросов, люди мира не стремятся к тому, чтобы их вели за собой Пекин или Москва, они зовут нас». То есть, американцев. Теперь же, подает сигнал Клэппер, Россия ставит американскую исключительность под сомнение. И это очень серьезный сигнал.
По логике Вашингтона, подобное посягательство — безусловный повод для конфронтации. Раз Россия отвечает на вызовы на Ближнем Востоке и на Украине, вблизи своих границ, — ее нужно затоптать любыми средствами. Например — новыми санкциями. Или втягиванием в гонку вооружений. Или в новые локальные конфликты.
Причем, глава Национальной разведки — как раз тот человек, который во многом влияет на повестку дня в Белом доме. От его оценок ситуации в мире во многом зависит, как будет корректироваться политика США в отношении России уже при новой американской администрации.
Что стоит за словами Клэппера, каких действий стоит ждать от США на российском направлении?
— Выступление Клэппера выдержано в максимально реалистичных тонах, — отмечаетведущий эксперт Центра военно-политичес
Клэппер подчеркнул, что это объективный исторический процесс, который невозможно остановить. И в этом заключается его реализм.
— Мнение какой спецслужбы выражает Клэппер?
— Глава Национальной разведки курирует все разведслужбы США и обладает всей полнотой информации. Его нельзя заподозрить в предвзятости, как, например, ЦРУ, которое всегда заинтересовано в конфронтационной повестке. И приукрашивает реальность в пользу Америки.
Клэппер рисует вполне объективную картину. И его утверждение, что Россия в случае введения бесполетной зоны в Сирии может сбить американский самолет — это признание, что у Москвы есть такие реальные возможности.
— О том, что глава Национальной разведки остужает горячие головы в американской элите. Напомню, за введение бесполетной зоны выступила кандидат в президенты США от демократов Хиллари Клинтон. Клэппер же предупреждает: в этом случае возможна военная конфронтация с российскими Вооруженными силами. А это — прямой путь к Третьей мировой.
Обратите внимание: Клэппер в своем выступлении ничего не говорит об экспансионистски
Это, честно говоря, вполне законное требование Москвы — по всем канонам политического реализма. У великих держав есть свои сферы интересов. И они эти интересы отстаивают.
Так действует Россия. Скажем, американцы беспардонно влезли на Украину и на постсоветское пространство в целом. Москва расценила это как вторжение в сферу своих интересов — и адекватно ответила.
Теперь, получается, Клэппер говорит о том, что США должны быть повсюду готовы к подобным ответам, поскольку это естественные политические реакции в нынешнем многополярном мире.
— Разделяет ли эти взгляды американская элита?
— Клэппер — одна из фигур, которые принимают в США политические решения. Поэтому его реалистичная оценка крайне важна. Надеюсь, его мысли о роли России утвердятся и в головах американского политического истеблишмента.
По сути, Клэппер говорит о том, что правила игры поменялись. Теперь США следует вести себя более корректно, и согласовывать свои действия с другими великими державами.
— Можно ли трактовать слова Клэппера, как констатацию посягательства России на американскую исключительность
— Исключительность Америки — это, прежде всего, концепция администрации Барака Обамы. Не уверен, что все в США разделяют такую точку зрения.
Клэппер не случайно выступил со своим заявлением именно сейчас. Время администрации Обамы заканчивается — до президентских выборов в США осталось всего две недели. Скорее всего, вслед за Обамой уйдет и сам Клэппер — на ключевой пост главы Национальной разведки новая администрация, вероятнее всего, поставит своего человека.
Это значит, что Клэппер может позволить себе быть объективным. Кроме того, своим выступлением глава Национальной разведки застолбил право говорить, что он давал правильные оценки.
Исключительность США, действительно, активно пропагандируется с самого прихода Обамы к власти, и присутствует в стратегических американских документах. Думаю, той же линии будет придерживаться Хиллари Клинтон в случае избрания ее на президентский пост. Все же именно она начинала работать с Обамой в качестве госсекретаря. Американская исключительность — в значительной степени ее понимание реальности.
— Если точка зрения Клэппера возобладает в американской элите, США ослабят давление на Россию?
— Думаю, отношение США к России и в этом случае кардинально не изменится. Великие державы всегда конкурируют. Мы при любом раскладе будем конкурировать с американцами.
Другое дело, что при наиболее благоприятном стечении обстоятельств — если президентом США станет республиканец Дональд Трамп — возникнут определенные правила игры. Так уже было во времена «Холодной войны» — имелись «красные линии» и сферы интересов. Обе стороны, США и СССР, эти правила признавали, и вмешательства в сферы интересов друг друга не допускали.
Сейчас, поскольку система становится многополярной, возможно будет сотрудничество России и США по некоторым вопросам. И, возможно, со временем американцы придут к пониманию: стабильность возможна только в прочном ансамбле великих держав, у которых хорошие отношения друг с другом. В этом случае такие державы следят за тем, чтобы никто из них значительно не усиливался и не захватывал сверх положенного.
По сути, ансамбль великих держав — единственная нормальная система, которая возможна в многополярном мире.
— Часть элиты США считает, что влияние России растет, а ее интересы необходимо учитывать, — уверен преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин. — Но многие в Америке этой точки зрения не разделяют. Чтобы она стала политическим мейнстримом, требуется болезненная трансформация взглядов.
Такая трансформация наверняка будет сопровождаться существенным противодействием со стороны американских элитариев. Это значит, что прессинг РФ только усилится.
Вместе с тем, важно понимать: если Россия победит, американцам ничего не останется, как признать наличие многополярного мира. По сути, предстоит решающая борьба за новое мироустройство, которое будет представлять собой ансамбль равноправных политических игроков. В их числе — Китай, Россия, Индия. И та же Америка.
Чтобы многополярный мир, наконец, установился, России необходимо в сирийском вопросе дожать ситуацию до победы. Плюс, выдержать экономические санкции, продемонстрировать собственный рост и безнадежность попыток его остановить.
Думаю, острая фаза борьбы долго не продлится — уложится в год-другой. После этого Штаты, я считаю, перестанут активно противостоять России. И пойдут на относительно равноправное сотрудничество.
Фото: AP/ТАСС
Читайте нас: