Лента новостей

20:34
Европейцы зачастили в палаты Зеленского, или Пролетая над гнездом кукушки
20:04
В Германии сорван срок создания центра НАТО для поддержки конфликта на Украине
20:03
Президент Южной Кореи, прикрывая свою коррупцию, объявил борьбу с КНДР внутри страны
20:02
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 3 декабря
19:58
«Не организовывать кишлаки»: глава СПЧ высказался о мигрантах
19:54
Генерал Пак заявил о приостановке работы парламента и партий в Южной Корее
19:53
Причиной военного положения в Южной Корее стал конфликт между парламентом и президентом
19:52
В Южной Корее начались стычки между армией и гражданскими
19:51
Парламент Южной Кореи проголосовал за отмену военного положения
19:15
Сирия — «древнейшее государство на земле»
19:12
Украину отключают от рубильника. Фронт в Донбассе пошёл в активное движение. ВС РФ начали вытеснять ВСУ за границы Курской области — Горячая сводка 3 декабря 2024 г.
19:11
Кандидат в президенты Румынии Джеорджеску заявил о полной поддержке Трампа
19:04
В Южной Корее запретили проводить акции протеста
18:44
Расчёты РСЗО «Ураган» уничтожили позиции и живую силу ВСУ в ночное время — видео
18:40
Коронавирус «сбежал» из лаборатории, маски оказались бесполезны, а экономика пострадала зря: конгресс США опубликовал расследование пандемии Covid-19
18:24
Обстановка в Курской области по состоянию на 3 декабря
18:23
Россия и Сирия вместе отражают атаки террористов. Что говорят эксперты?
18:22
«Вовина тысяча» — это попытка выявить уклонистов и провести перепись населения
18:21
Путин похвалил фильм Кустурицы о преступлениях киевского режима
18:20
Рютте: будущее Украины — в НАТО, но обсуждение вступления не ведётся
18:16
Сегодня к нашей планете прилетит астероид, способный вызвать апокалипсис
18:14
Что стоит за разрешением США Турции использовать С-400?
18:11
Европа начала обсуждать отправку своих «миротворцев» на Украину
18:01
В Южной Корее введено военное положение
18:00
Российские фрегаты применили в Средиземноморье гиперзвуковые ракеты Циркон
17:38
Западное СМИ рассказало о целях ВСУ до инаугурации Трампа
17:30
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 3 декабря
17:29
На Украине появилось новое министерство национального единства страны
17:28
В российских поездах не разрешат курить и намерены запретить употреблять алкоголь
17:21
Traficom: кабель между Финляндией и Швецией поврежден из-за ремонтных работ
17:20
В Южной Корее ввели военное положение
16:55
Окно возможностей: почему не было создано правительство Украины в изгнании
16:41
Депутатов, предлагающих расформировать ТЦК, записали во враги народа
15:57
В Ростовской области масло стоит уже больше 1000 рублей. В Забайкалье около 1400
15:56
Федоров призвал не трогать мигрантов: Высокооплачиваемые места курьеров займут рабочие с заводов, где платят меньше
15:51
Илон Маск атакует монстров американского ВПК
15:47
Путин заявил о надругательстве над исторической памятью на Украине
15:16
Города на карте России: Рыбинск или Андропов?
14:33
Столтенберг предлагает Украине пойти на временные территориальные уступки
14:25
Китай призвал США рассказать о тайных биолабораториях по всему миру
14:24
В Евросоюзе озаботились опасностью вооружения Украины
14:19
МИД РФ: японцы должны признать существующую границу с Россией
14:07
Британский фрегат Сент-Олбанс вернулся в строй после модернизации
13:38
«Где допущена ошибка?» Абхазия отвергла инвестиции из России
13:34
Диверсии продолжаются? очередной разрыв кабеля в Европе
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Малютки для серых волков

Малютки для серых волков


"Малютки" для "серых волков"
ПЛ XXIII серии уходит в поход



История немецких «электроботов» океанскими лодками XXI серии не ограничивается. Использовать большие лодки в маленьких морях нацисты не планировали, для этой работы проектировали специальные субмарины. При этом технические новации на них должны были внедряться как и на океанские подводные крейсера... Не стал исключением и двигатель Вальтера. Наряду с XVIII серией проектировалась XVII — с такой же турбиной на концентрированной перекиси водорода, но сильно меньшего водоизмещения. Впоследствии мощность парогазовой турбины урезали вдвое, и получился проект лодок XXII серии. И точно так же, после того как стало ясно — турбина Вальтера «не взлетает», их перепроектировали на обычную дизель-электрическую энергетическую установку, получив на выходе подлодки XXIII серии.





Первые "малютки" III Рейха - подлодки II серии


Первыми немецкими малыми подлодками, предназначенными для действия на Балтийском и Северном морях, стали U-bootы II серии. Они неплохо повоевали в 1939-1940 годах, но потом подводная война была перенесена на просторы Атлантики, и «малютки» пришлись не ко двору, в 1940 году их строительство было прекращено. Но к 1943 году идея использования малых подводных лодок вновь стала витать в воздухе.


Начнём с того, что у Кригсмарине появились новые театры: Средиземноморский (где ранее действовали союзники-итальянцы) и Черноморский. Гнать туда лодки через Гибралтар было себе дороже, и само собой напрашивалось решение о создании подлодок, которые возможно перевозить по железной дороге, если не целиком, то хотя бы по частям, с последующей сборкой на месте. Да и с английским флотом в Северном море бороться подлодками серии VII стало дороговато: противолодочную оборону от них англичане поставили на уровень точной науки, так что потери зашкаливали.



Гросс-адмирал Дёниц на тесном мостике лодки XXIII серии


Предложение о проектировании малых подлодок гросс-адмиралу Карлу Дёницу конструктор XXI серии Ольфкен сделал в июне 1943 года. «Папаша» предложение поддержал, но выставил два условия: новая лодка должна иметь на вооружение стандартные семиметровые торпеды (вместо укороченных 5,5-метровых, которые планировалось употреблять на малых лодках XXII серии), и она должна иметь возможность перевозиться по железной дороге. И работа закипела, тем более что на всё про всё КБ А. Грима отводилось чуть больше месяца...


Впрочем, быстрому проектированию лодки способствовало то, что множество деталей и механизмов для неё были уже хорошо отработаны немецкой промышленностью. Чтобы не быть голословным, упомяну только, что шестицилиндровый дизель MWM RS134S мощностью 575 лошадиных сил был разработан в качестве дизель-генератора линкоров типа «Бисмарк», гребной электродвигатель AEG GU4463-8 мощностью 572 лошадиные силы был двигателем самой распространённой в подводных силах Рейха подлодки серии VIIC, а аккумуляторная батарея представляла собой половину от АБ старших сестёр — U-bootов IX серии. Где ещё использовался электродвигатель подкрадывания BBC CCR188 мощностью 35 лошадиных сил лично мне найти не удалось, но наверняка прагматичные немцы и его не с потолка срисовали...



Общий чертёж "малютки"


Получившаяся в результате труда немецких конструкторов подлодка имела надводное водоизмещение 234 тонны, подводное — 275 тонн, длину — 34,7 метров, ширину по миделю 3 метра, среднюю осадку 3,6 метра и высоту 7,7 метров. Для сравнения, советские подлодки типа М «Малютка» имели максимальное (малюток было пять серий, серьёзно различающихся своими ТТД) надводное водоизмещение — 208 тонн, подводное — 258 тонн, длину 45 метров, ширину по миделю 3,5 метра. С чем было у «немки» сильно лучше, так это с глубиной погружения — рабочая глубина у XXIII серии — 180 метров, у «малютки» предельная — 60 метров... Надводная скорость у «электробота-мини» была 9,7 узла, подводная 12,5 узлов. Советская «малютка» демонстрировала в этом вопросе более традиционные характеристики — подводную скорость 7,8 узлов, надводную — 14 узлов (впрочем, у всех подлодок времён Второй Мировой войны, кроме немецких «электроботов», надводная скорость была выше подводной).



Торпедный отсек мини-"электробота"


Торпедное вооружение у лодок было идентичным — два торпедных аппарата в носу. При этом если первые «малютки» и вся XXIII серия не имели запасных торпед, то последние серии советских малых подлодок запасные торпеды и возможность перезарядки торпедных аппаратов уже имели. Кстати, на немецкой подлодке перезарядка осуществлялась оригинальным способом (примерно как в советском анекдоте про то, что у нас и гланды рвут через анальное отверстие): торпеды вставлялись прямо в торпедные аппараты снаружи, для чего кормовые балластные цистерны заполнялись водой до тех пор, пока крышки торпедных аппаратов не показывались над водой. Да, не только французы знают толк в извращениях...



Ничего лишнего - высший класс гидродинамики 40-х годов


Артиллерии лодки XXIII серии не несли, более того, как и в случае с XXI серией, конструкторы постарались максимально уменьшить количество выступающих деталей в лёгком корпусе ради хорошей подводной гидродинамики. Кстати говоря, это было наследством от проекта лодок XXII серии, с «турбиной Вальтера» они должны были иметь фантастическую по тем временам подводную скорость в 20 узлов.



Носовая секция ПЛ XXIII серии


Прочный корпус лодки имел такое же, как и у XXI серии, 8-образное сечение, в котором меньшая нижняя петля восьмёрки использовалась для установки аккумуляторной батареи. Собирался корпус из 4 секций: кормовой, машинного отделения, центрального поста (совмещённого с жилым помещением) и носовой. В отличие от океанских «электроботов», чьи секции перевозились баржами, секции малых «электроботов» транспортировались по железной дороге.


В сравнении с лодками XXI серии у малых лодок сильно урезали электронное оборудование. Подлодки XXIII серии не имели активного гидролокатора, РЛС они также не несли. Наведение при торпедной стрельбе осуществлялось как на старых лодках серий VII и IX. Зато над мостиком лодки поставили плексигласовый колпак, который значительно уменьшал неприятные ощущения верхних вахтенных в штормовую погоду. Обитаемость лодок была так себе, впрочем, это касалось любых малых подлодок, советские с английскими не исключение.


Первоначально строить лодки для Северного моря и Балтики планировали на верфях «Дойче верфт» в Киле и Готенхафене, верфи «Германия» в Киле и «Говальд верке» в Киле и Гамбурге. Для Средиземного моря лодки должны были собираться на заводе «Арсенал» в Тулоне и верфи «Ансальдо» в Генуе, а для Чёрного — в Одессе! Точнее, сначала планировали на заводе им. Марти в Николаеве, но РККА наступала так быстро, что устье Днепра перестало быть для немцев безопасным местом. Впрочем, к моменту начала строительства серии и Генуя, и Тулон, и Одесса стали неактуальны. Так что — только Германия!


Решение на строительство было принято Дёницем 5 августа 1943 года. Для начала строительства выбрали «Дойче верфт» в Гамбурге: она была удобна тем, что секции далеко вести было не нужно — их клепали недалеко, в Финкенвердере (ну и от постройки транспортных лодок ХХ серии было решено отказаться, так что производственные мощности освободились).


Согласно утверждённому 6 декабря 1943 года плану, планировалось построить 140 подлодок XXIII серии, из них 60 на Средиземном море, 15 на Адриатическом, 15 — на Чёрном. Громадьё планов, как обычно, было сломано действиями союзников. Не только Средиземное, Адриатическое и Чёрное моря больше не были в приоритете, но и в Гамбург регулярно наведывались армады союзных бомбардировщиков, сильно мешавших работе. На совещании в феврале 1944 года было сказано, что из-за бомбёжек сроки поставки деталей для малых подлодок переносятся на март, а сама сдача первой лодки — на декабрь 1944 года. Впрочем, появившееся свободное время немцы использовали для внесения изменений в проект: была добавлена ещё одна секция длиной 2,2 метра, в результате чего носовой отсек стал не таким тесным.


Первую лодку — U-2321 спустили на воду 17 апреля 1944 года — на день рождения одного посредственного австрийского художника (да, любили немцы живопись...). Планировалось строительство этих лодок сотнями, но в реальности пришлось основательно «урезать осетра» — в строй вошла 61 субмарина XXIII серии, ещё 4 лодки имели готовность 95%. Часть лодок должна была нести на лёгком корпусе защитное покрытие «Альберих», состоящее из двух слоёв звукопоглощающей резины. Но в реальности покрытием успели оснастить только две вошедшие в строй подводные лодки. Правда, практически у всех лодок пористой резиной покрывался шнорхель — это снижало его радиолокационную заметность.


Эксплуатация малых лодок была тем ещё геморроем: они обладали очень малым запасом плавучести (10,5%), поэтому при погружении камнем шли на дно. С одной стороны, это было удобно, поскольку позволяло быстро погрузиться в случае опасности, с другой... Иногда, начиная погружаться, подлодка XXIII серии забывала остановиться. Так, U-2326 во время срочного погружения экипажу удалось остановить только на 106 метрах — еле выплыли... После войны эту лодку передали французам, им повезло куда меньше — при погружении она затонула под Тулоном, унеся жизни 17 подводников.



На дворе весна 1945 года, а они - зигуют...


Впрочем, в отличие от лодок XXI серии, малые «электроботы» показали себя в последние месяцы войны с лучшей стороны. В ходе боевых походов не погибла ни одна из них (в гаванях, в ходе испытаний и переходов погибло семь подлодок этой серии). Первой на боевое патрулирование отправилась U-2324, 18 января 1945 года. Домой лодка вернулась без замечаний, но и без добычи. Первое потопление судна союзников выпало на U-2322, она под командованием старшего лейтенанта Фритьофа Хекеля 25 февраля 1945 года потопила каботажное судно «Эгхольм». 5 апреля 1945 года каботажное судно «Гэсрэй» потопила U-2321. Последние торговые суда, потопленные подлодками в ходе Второй мировой войны, пришлись на счёт U-2336 капитан-лейтенанта Эмиля Клюсмайера. Она потопила в заливе Ферт-оф-Форт суда «Сенланд I» и «Эйвондейл Парк» 7 мая 1945 года. Последний пароход был потоплен в 23:03 — за 57 минут до официальной капитуляции Германии.



Конец был немного предсказуем...


После войны большая часть новых немецких подлодок (тех, что не успели потопить сами немцы) была потоплена англичанами в ходе операции «Мёртвый свет» — лайми не хотели, чтобы немецкие U-bootы революционной конструкции обогатили кораблестроительные школы бывших союзников.



Н-31, в девичестве U-2353


Тем не менее США и СССР сумели отбить себе по штуке. Ещё пара была поднята со дна в 1957 году ФРГ и вошла в состав Бундесмарине под именами «Щука» и «Акула». В ВМФ СССР подлодка U-2353 получила название Н-31 («Н» — немецкая), впоследствии — М-31, с 1946 по 1948 года с лодкой вплотную работали специалисты ЦНИИ Военного кораблестроения, которые проводили натурные испытания, результаты которых были использованы в дальнейшем при разработке отечественных дизельных подлодок. На слом пошла в 1952 году.



Шведам, после войны тоже досталась подлодка XXIII серии


В целом, как ни странно, опыт эксплуатации подлодок XXIII серии для Германии был куда положительнее, чем океанских «электроботов». К моменту выхода на боевое патрулирование в океане господство союзников было близко к абсолютному, а в прибрежной зоне у новых U-bootов был шанс. И они этот шанс использовали...



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх