Зачем донбасские республики пошли на одностороннее прекращение огня
Власти непризнанных Донецкой и Луганской народных республик объявили о полном прекращении огня с полуночи 15 сентября и призвали Киев последовать их примеру. Всем подразделениям народной милиции Луганска и Донецка запрещено открывать огонь в ответ на обстрелы со стороны украинской армии и национальной гвардии.
Совсем недавно — 1 сентября воюющие стороны в Донбассе уже договаривались о полном прекращении огня. И этот режим оказался действенным… на несколько дней.
Вскоре опять ситуация на фронте накалилась. Вот только некоторые факты «примерного» соблюдения Киевом Минских соглашений за последние дни. 14 сентября был обстрелян город Докучаевск. «Около 15:00 украинские силовики обстреляли Докучаевск. Повреждения зафиксированы на улицах Центральная, 47а — это Пенсионный фонд, жилой дом по улице Центральная, 48 и по улице Ленина, 65 здание школы № 3», — сообщил глава городской администрации Александр Качанов. По данным главы города, при обстреле были использованы противотанковые управляемые ракеты и стрелковое вооружение. Во время обстрела школы в Докучаевске в Донбассе на территории учебного заведения находились дети, заявил в среду журналистам заместитель командующего оперативным командованием самопровозглашенной Донецкой народной республики Эдуард Басурин.
Только 13 сентября, по информации Минобороны ДНР, шесть мирных жителей ДНР, в том числе двое детей, пострадали при обстрелах со стороны ВСУ.
Мирный житель Макеевки, который получил ранения в ходе ночного обстрела города со стороны украинской армии, находится в реанимации. Как сообщили корреспонденту Донецкого агентства новостей в дежурной части Макеевской городской больницы № 2, его состояние расценивается как тяжелое.
«Всего за прошедшие сутки украинские силовики 585 раз нарушили режим прекращения огня. По территории населенных пунктов Республики было выпущено 85 артиллерийских снарядов, 162 мины калибром 120 мм и 275 мин 82 мм. Кроме того, огонь открывался из БМП, СПГ, РПГ и стрелкового оружия», — отметил он. Согласно данным командования, под огнем украинских силовиков оказались Макеевка, Докучаевск, Ясиноватая и ее окраины — Спартак, Минеральное и Красный Партизан, поселки Зайцево и Озеряновка на севере Горловки, южные села Саханка и Николаевка, а также поселки Трудовские, Александровка и Петровский район на западе Донецка" - заявил заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
Сразу после заключения «Минска-2» длительное время армиям непризнанных республик было запрещено отвечать огонь ВСУ. Однако миролюбия украинским военным это не прибавило. Скорее, наоборот. Так для чего же затевать очередное перемирие?
— Я думаю, эта инициатива связана, прежде всего, с визитами глав МИД Франции и Германии, а также Великобритании и Дании в Киев, — говорит сопредседатель Комитета государственного строительства Новороссии Владимир Рогов.
— Это очередная попытка убедить Запад, что ДНР и ЛНР готовы выполнять Минские договорённости в отличие от так называемых киевских властей. У меня скептическое отношение к данной инициативе — мы не раз убеждались, что на Киев и стоящий за ним Запад действует только сила. Они могут обещать, что угодно, но, как только им это выгодно, забывают о своих обещаниях. Долгое время после заключения Минских соглашений, как мы помним, ополченцы практически не отвечали на обстрелы ВСУ. Но как показала практика — лучший ответ на обстрелы украинских карателей — контрбатарейная работа, когда чёткими ударами уничтожается артиллерия противника, стреляющая по мирным населённым пунктам.
В июне, после долгого молчания артиллерии ополченцев, появилось негласное распоряжение, что можно давать «ответку». Этого было достаточно, чтобы Порошенкодо такой степени испугался, что заявил необходимости подготовки к партизанской войне на территории всей Украины.
Бандеровской власти всё труднее балансировать на грани мира и войны. Сейчас на той постсоветской территории, которую контролирует Киев, ситуация приближается к часу икс. Буквально в октябре-ноябре могут начаться массовые протесты обманутого, замерзающего населения. И тогда господину Порошенко придётся несладко. Уже сейчас ему всё сложнее зазывать на высокопоставленные должности политиков первого уровня. Именно с этим связано назначение главой администрации президента Украины Бориса Ложкина, не имевшего прежде никакого политического веса. Никто не хочет быть смертником. Если Яценюк говорил о правительстве камикадзе, то нынешнее правительство — правительство приговорённых. Они, по-видимому, даже не успеют воспользоваться наворованным.
— С другой стороны, и в непризнанных республиках Донбасса многие жители устали от неопределённости, от постоянного ожидания обстрелов, бытовых трудностей. Как населением будет воспринято то, что снова ополченцы не смогут отвечать на огонь тех, кто стреляет, в том числе по мирным людям?
— Я бы сказал, что это не прибавит популярности руководству республик. Люди хотят кардинального решения — освобождения, как минимум, тех территорий, где 11 мая 2014 года проходил референдум о независимости. Вместо этого им предлагают очередное одностороннее прекращение огня.
На ближайшей встрече с президентом Украины, скорей всего, главы МИД Франции и Германии будут убеждать его не реагировать слишком нервно на выборы в Донбассе, которые пройдут в ноябре этого года. Люди в ДНР и ЛНР действительно давно не чувствуют себя жителями Украины, поэтому хотят легитимизации власти в республиках и понятных правил игры.
— 1 сентября уже было объявлено полное прекращение огня с двух сторон, — говоритчлен Народного совета ДНР Мирослав Руденко.
— И оно имело свой результат. По крайней мере, артиллерийские обстрелы прекратились. Однако потом снова возобновился огонь ВСУ по позициям ополченцев и мирным населённым пунктам. И данный шаг — это ещё один жест миролюбия, так сказать, со стороны республик. Ясно, что данная мера не может долгое время быть односторонней. Если ВСУ воспримет нашу позицию как слабость и продолжит усиленные обстрелы, то ответ не замедлит себя ждать.
Алексей Полубота
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Читайте нас: