В Чехии открыто первое в Европе представительство непризнанной республики
Первое в Евросоюзе представительство Донецкой народной республики открылось в чешском городе Острава (Северная Моравия) в четверг, 1 сентября. Об этом ТАСС рассказала руководитель представительства и почетный консул ДНР Нелла Лискова, одновременно являющаяся председателем чешского общественного объединения «Народное ополчение».
По ее словам, главная цель работы офиса — «распространение в Евросоюзе правдивой информации о пока непризнанной стране». Лискова также отметила, что место размещения выбрано не случайно: Острава и Донецк являются городами-побратимами.
«Их связывают традиционные узы дружбы и сотрудничества. Мы будем способствовать расширению контактов между гражданами ДНР и жителями Остравы и всей Чешской республики. Будем также помогать осуществлению прямых связей между юридическими лицами».
Лискова уверена, что представительству «удастся успешно содействовать установлению и развитию международного сотрудничества ДНР в культурной, научной, социальной и экономической областях». По ее словам, представительство также будет заниматься организацией гуманитарной помощи населению ДНР.
«В Чешской республике представительство ДНР зарегистрировано в качестве некоммерческой организации. Это, собственно говоря, представительский центр, выступающий совместно с нашим объединением „Народное ополчение“ за скорейшее международное признание ДНР», — заявила она.
При этом источник в МИД Чехии уточнил, что «представительский центр ДНР» в Остраве не имеет аккредитации при внешнеполитическом ведомстве, т.е. он не может иметь дипломатический статус и его не может возглавлять почетный консул. «Чешская республика не признает ДНР и выступает за полную реализацию минских соглашений», — подчеркнули в министерстве.
Во внешнеполитическом ведомстве также пояснили, что то, что в распространенных сообщениях называлось «дипломатическим представительством или представительным центром ДНР», является лишь союзом, зарегистрированным в соответствии с положениями Гражданского кодекса Крайским судом в Остраве, «следовательно, его нельзя считать дипломатической миссией или консульским учреждением».
При этом отмечается, что официальная Прага не поддерживает и не будет поддерживать с этим центром никаких связей.
«Что касается выступления Нелли Лесковой в качестве „почетного консула“ так называемой „Донецкой народной республики“, Министерство иностранных дел проверяет эту ситуацию. Если будет подтверждено, что она использует этот титул, МИД обратится через официальные каналы, чтобы она немедленно прекратила использовать такое определение», — добавили в ведомстве.
МИД Украины уже направил ноту протеста посольству Чехии в Киеве. Соответствующее заявление в четверг опубликовала пресс-служба внешнеполитического ведомства страны.
«В связи с подтверждением информации о регистрации в чешском городе Острава местными органами власти представительского центра ДНР и проведением провокационных публичных мероприятий МИД Украины выразил протест и вручил соответствующую ноту посольству Чехии на Украине», — говорится в сообщении.
В МИД уточнили, что в обращении к чешским властям также содержится требование принять меры для пересмотра решения об открытии представительства «фактически террористической организации», «которое противоречит международному праву и двусторонним украинско-чешским соглашениям». В ведомстве подчеркнули, что ожидают реакции официальной Праги на сложившуюся ситуацию в ближайшее время.
«Мы ожидаем адекватных действий наших партнеров в ближайшее время», — сказала спикер МИД Украины Марьяна Беца.
Она также добавила, что информация о причастности к открытию представительства ДНР отдельных граждан Чехии передана в украинские правоохранительные органы для правовой оценки и применения механизмов двусторонней правовой помощи между Украиной и Чехией.
Ряд народных депутатов Украины обратились к главе Службы безопасности Василию Грицаку с просьбой изучить информацию о попытке создания дипломатического представительства самопровозглашенной ДНР в Чехии. Об этом говорится в депутатском обращении от 30 августа, подписанном главой комитета Верховной рады по иностранным делам Анной Гопко (внефракционная), народными депутатами Светланой Залищук и Ириной Фриз (обе — фракция «Блок Петра Порошенко»), фотокопия которого размещена на странице Фриз в Facebook.
Кроме того, депутаты рассмотрели в деятельности Лисковой на территории Чехии признаки наемничества, создания незаконных вооруженных формирований на территории этого государства.
«Прошу Службу безопасности Украины изучить ситуацию на наличие признаков уголовного преступления Нели Лисковой, в частности, ч. 1 ст. 258−3 — создание террористической группы или террористической организации, а также ст. 190 — мошенничество. В случае установления юридических оснований — возбудить уголовное производство и объявить Нели Лискову в международный розыск», — говорится в обращении.
— Данное представительство не носит официального статуса, и здесь чешские дипломаты совершенно не лукавят, — отмечает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачев.
— Вопреки желанию Украины, Чехия не признаёт ДНР и ЛНР «террористическими организациями», как не признают их таковыми и другие страны ЕС. А раз так, то такое представительство может работать как общественная организация или как «клуб по интересам»…
Это можно считать определённым прорывом, ведь пока в Европе таких представительств не было. Но Чехия — страна демократическая. Куда более демократическая, чем Польша или Латвия. Там не принято бить дубинками и устраивать обыски у людей только за то, что их точка зрения не совпадает с официальной. В этом смысле никаких неожиданностей не произошло.
— Почему Чехия? Просто у Нелли Лисковой какие-то связи в этой стране, или есть какие-то еще причины?
— Выбор Чехии имеет несколько объяснений. Во-первых, там живут и работают сотни тысяч выходцев из России и с Украины — в том числе и из Донбасса. Там огромное количество русскоговорящих людей. Кроме того, в Чехии существует довольно благоприятный политический фон. В стране существует сильная Компартия, имеющая довольно крупную фракцию и в национальном парламенте, Она если не прямо, то косвенно поддерживает ДНР и ЛНР. В то же время чешские националисты, крайне правые тоже отнюдь не настроены русофобски и не готовы поддерживать необандеровцев. Чешские добровольцы приезжали воевать за ДНР и ЛНР, есть даже случаи их гибели на поле сражений.
Не стоит забывать, что ОУН и УПА* в 1943—1944 гг. проводила геноцид «волынских чехов». Об истреблении поляков известно шире, но ведь на территории современных Волынской и Ровенской областей Украины жило немало чехов, которых бандеровцы также убивали. Послевоенная Чехословакия также занималась ликвидацией остатков бандеровских банд. В отличие от Польши, столь глубокой русофобии и боязни всего российского нет ни в чешском обществе, ни в чешской элите. Так что поддержка Украины если в Чехии и есть, то не безусловная. А с исторической памятью в этой стране дело обстоит неплохо, и помнят там не только 1968 год.
— Будет ли реальный толк от деятельности такого представительства. Лискова говорит, что оно будет заниматься, в том числе, распространениемЕвросоюзе правдивой информации о пока непризнанной стране и способствовать ее международному признанию. Возможен ли успех в этой деятельности?
— Толк от этого представительства может быть. Чешские СМИ, в основном, принадлежат немецким и американским владельцам, и понятно, с какого ракурса они освещают события в Донбассе. Представительство сможет давать альтернативную точку зрения, потребность в которой ощущают многие чехи. А там можно выйти и за пределы Чехии — благо, русскоязычная община в Европе насчитывает несколько миллионов человек. Вода камень точит, и с этой точки зрения полезно каждое слово, которое показывает иную действительность, нежели та, что имеется в большинстве западных СМИ. А сомневающихся в формуле «хорошая Украина — плохие Россия и ДНР/ЛНР» и в Европе в целом, и в Чехии в частности становится всё больше.
— Есть ли вероятность того, что такие представительства будут появляться в других странах Европы? Как на них будут реагировать местные власти?
— Да, вероятность появления таких центров в большинстве стран Европы есть. Реакция будет в зависимости от степени зрелости демократического государства и общества, а также в степени неприятия России. Проблемы возникнут в Польше и странах Прибалтики. Выслуживаясь перед США и ЕС, такие центры могут не дать открыть Болгария, Румыния и Хорватия. Возможно, препятствия будет чинить Великобритания. В остальных странах такие центры вполне могут появиться. Даже в антироссийски настроенных Швеции, Дании или Голландии… Всё-таки там не принято чуть что — пускать в ход дубины и бросать людей в КПЗ. Общий настрой властей и ведущих СМИ если и изменится, то не сильно, но открытых препятствий для открытия таких общественных представительств в большинстве стран Европы чинить едва ли будут.
— Стоит ли ждать официальной реакции Брюсселя? Будут ли попытки надавить на власти Чехии?
— С учётом того, что представительство не носит официальный характер, Брюссель может вообще это не заметить. Или же оттуда последуют какие-то заявления в том же духе, что и из Праги. Мол, всё это носит неофициальный характер, и совсем не означает отказ от поддержки Украины… Нет, за это Чехии не достанется, и за это на неё давить вряд ли будут.
— Будет ли Украина предпринимать более активные действия, чем ноты протеста в посольства? Может ли Киев давить на европейские власти?
— Эти ноты протеста не возымеют никакого действия. Истерики украинских властей не очень-то влияют на политику и ЕС, и Чехии, и брюссельские бюрократы, и чешские власти руководствуются своими соображениями. В большинстве случаев — антироссийскими или же нейтральными, но своими. Мнение Киева в европейских властных коридорах не очень интересно.
— Это инициатива общественников, в некоем роде своеобразная информационная провокация — чтоб привлечь внимание, — подчеркивает экс-заместитель министра информации ЛНР, политолог Юрий Першиков.
— Более того, подобное представительство не рассчитано на некое широкое восприятие именно в Чехии — скорее всего, это посыл местной ирреденты именно Российской Федерации, в том числе, со стороны соотечественников. Мы знаем, насколько сегодня запущена работа с соотечественниками особенно в Европе. Часто были скандалы, когда структуры Россотрудничества финансировали организации которые одновременно были и в кильватере Украины, и те же учредители рассказывали, как они борются за «русский мир».
На сегодня открытие представительства, опять же повторю, это некая общественная провокация — по итогам которой будет сделаны выводы. Выводы, прежде всего, о том, насколько европейское общество готово принять именно ДНР как некое политическое образование. Прежде всего, это общественная организация — и по европейскому законодательству никто не может ограничить сегодня право граждан Евросоюза двигаться в направлении по некоторым культурным векторам. Если открываются представительства, они имеют целью помогать бизнесу, или поддерживать диаспоры. Здесь же — информационный повод и некое хулиганство. Но на основе этого хулиганства мы сможем получить очень серьезный срез общественного мнения — в отдельно взятом государстве ЕС. Это своего рода общественный и информационный плацдарм, хотя мы понимаем, что никто из реальных бойцов — даже из чешских ополченцев в этом центре не может быть. Никто не приедет с МИД ДНР — так как республика до сих пор находятся в международной изоляции. Ну а с точки зрения международного движения соотечественников —это, конечно же, здорово. Но перспективы работы подобной организации я оцениваю как нулевые. Инвестиции они не привлекут, а большинство чехов не знают даже, где Украина, не говоря уже о ДНР. А те чехи — антиглобалисты, которые воевали в ополчении, по чешским законам сегодня находятся в розыске, и большинство будут возвращаться домой через очень жесткий фильтр местных спецслужб.
— А будут ли попытки открыть аналогичные центры у ЛНР?
— Не думаю. В ЛНР нет министерства иностранных дел, которому надо показывать работу. ЛНР все-таки более организованная структура и менее популистская — оттого там и нет такого количества пресс центров, и не дает ЛНР столько информационных поводов
С другой стороны, любые общественные инициативы по поддержки Новороссии нам на руку — но, к сожалению, и объективно — это попытки присосаться на каком-то этапе к деньгам российского МИД. Но мы в свою очередь проанализируем любой опыт работы, потому что нам это надо. Надо вообще разобраться, что это за люд. Дело в том, что с некими волонтерскими организациями и прочими гуманитарщиками и информационными жуликами очень эффективно борется МГБ ЛНР и ДНР, а попытки кого-то представлять они не прекращаются.
Самый главный вопрос — кто этим людям дал право быть там и говорить от имени республик. Дело в том, что все международные контакты сегодня идут строго в фарватере «Минска» или «Нормандского формата». А подобные вещи только осложняют переговорный процесс. Но никто не может сегодня общественникам запретить заниматься методами народной дипломатии. Даже если есть благословение ДНР — республика у нас тоже народная и одна, и вторая — потому и креативим.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Дмитрий Родионов
Фото: CTK/ТАСС
Читайте нас: