Oлимпийcкий мишкa кaк cимвoл и oбepeг лeтних Oлимпийcких игp 1980 гoдa в Москве
Информационная война
Холодная война – была в первую очередь информационной войной. Войной смыслов и ценностей. Коллективный Запад предлагал свободу. Обман в красивой обёртке. Основой советской цивилизации была социальная справедливость. Однако, когда сама советская элита стала забывать про социальную справедливость, самоуспокоилась, сменила развитие на стабильность (
Хозяева Запада сильны тем, что умеют играть вдолгую. В XIX – начале XX века хозяева Лондона, Парижа, Вены, Берлина и Вашингтона также раскачивали Россию, пытались её развалить. Информационно, культурно они действовали на нескольких направлениях:
1) обрабатывали молодую аристократию, детей элиты. Чтобы они, сменив дедов и отцов в государственных органах, в армии, сами, своими руками произвели соответствующую политику. «Освободили» Россию. Сделать это было несложно, так как молодые аристократы учились в Европе, долго жили в европейских городах. Впитывали западную культуру, языки, все новинки философии. Для многих из них латынь, древнегреческий, немецкий и французский были ближе и роднее русского языка. Они знали греческую мифологию, а не русскую. А русскую
2) западными идеями, философией, смыслами и ценностями заражалась формирующаяся русская интеллигенция, «мозг нации», хранительница и производитель русской культуры. Поэтому к началу XX века большая часть русской интеллигенции была против «царизма», была прозападной и либеральной. Мечтала превратить Россию в «милую Голландию или Францию»;
3) в самой России поддерживались любые оппозиционные движения, любого толка. От националистов и революционеров-социалистов до басмачей. Готовилась пятая колонна. Одновременно за рубежом готовили революционные идеологические и организационные центры. Так, Лондон уже в XIX столетии стал столицей разного рода оппозиционеров, революционеров, диверсантов и террористов.
Советскую цивилизацию ломали по той же схеме
Во второй половине XX века СССР ломали по той же схеме. Только вместо аристократии были уже дети советской номенклатуры, молодые функционеры партии, комсомольцы. Они уже не верили замшелым догмам марксизма-ленинизма, лозунгам и идеалам коммунизма. Они знали всю кухню изнутри. Росли избалованными и зажравшимися. Золотая молодежь.
У них уже наступил коммунизм – лучшее образование, все материальные блага. Они учились в элитных школах для избранных, из которых поступали в высшие партшколы, институты международных отношений и другие элитные высшие учебные заведения. Имелась возможность путешествий за границу – страны соцлагеря, дружественного третьего мира. Но хотелось большего. Что толку иметь всё, но пользоваться только в своём кругу, за закрытыми дверями. Надо было соблюдать условности.
Золотая молодежь имела возможность читать зарубежную литературу, смотреть фильмы без цензуры. Бывала за границей. И завидовала «свободе», которая царила даже в европейских соцстранах, по сравнению с более строгим Советским Союзом. Завидовала западному материальному уровню, образу жизни. Хотелось кабаков и борделей. «Красиво жить», как западная верхушка. Открыто и свободно. Чтобы было видно, кто хозяева жизни, а кто смерд.
Девушки собирают кабины для грузовиков ЗИЛ-130
Разложение советского общества
Одновременно полным ходом шло разложение советского общества. В СССР был принят стандарт общества потребления, господствующего на Западе. Общество знания, служения и созидания, которое строили при Сталине, систематически подвергалось разрушению, разложению, демонтажу.
На запад всё шире текли русская нефть и газ. От широкой модернизации советской промышленности, реформы Косыгина отказывались. Материальная база устаревала. Советская промышленность теряла возможности по производству конкурентоспособных товаров. Кроме
Хуже стало с продовольствием. Магазины пустели. Негласно города делили на категории: в полной мере снабжали только союзные столицы. Возникло явление «колбасных поездов» – жители из области и соседних регионов приезжали с рюкзаками, сумками в Москву, Ленинград, Киев, чтобы затовариться продуктами. Лучше дело обстояло в национальных украйнах-окраинах, там не зажимали личные хозяйства, возможности по садоводству, животноводству были шире.
Советская геронтократия пошла по простому пути. Проблему решали с помощью импорта. Советский рынок стали завоёвывать импортные товары. Люди стали гоняться за более качественными вещами – куртками, кофточками, ботинками, колготками, бытовой техникой. Даже импортная мебель стала вытеснять отечественную. Торговцы в таких условиях стали важными людьми.
Импортные вещи стали для советского потребителя, нового мещанина, образцом идеального мира. Неудивительно, что позднее толпа сдаст СССР за 100 сортов колбасы, сыра, джинсы и жвачку. И даже не поймёт, что потеряла.
Хуже того, что даже модернизацию, обновление промышленности советское правительство старалось провести за счёт западного оборудования, технологий. За рубежом покупали не только оборудование и станки, но целые автоматизированные линии и даже заводы. Аналогичные либо более передовые разработки советских НИИ и КБ оставались невостребованными, пылились в архивах ВПК.
Торговый оборот с Западной Европой в 1970-е годы вырос в 5 раз, с США – в 8 раз. Россия отдавала Западу миллиарды «нефтедолларов», рублей, обеспеченных золотом. Продолжалась порочная практика закупки провианта, запущенная при Хрущёве, который нанес русской деревне смертельный удар. И такая мода также расширилась. Это при просто бесконечных возможностях для развития сельского хозяйства в России.
Однако стоит иметь в виду, что эти негативные явления ещё не приняли характер тотальной зависимости от Запада, как с 2000-х годов. Советский Союз сохранял образовательную, научно-технологическую, индустриальную и продовольственную (к примеру, семена были своими) самостоятельность, безопасность. СССР производил не только галоши, но и всю линейку товаров – от гвоздей и
Советский антиалкогольный плакат
Развитие криминального мира
Воровство стало ещё одной серьёзной проблемой брежневского СССР. Как только отменили сталинские строгости, воровство приняло такие размеры, что уже при Хрущёве в 1961 году пришлось принимать суровые законы об экономических преступлениях. Наказания за хищения в особо крупных размерах предусматривались вплоть до смертной казни.
Однако в брежневскую эпоху в столицах, национальных республиках стали утверждаться новые князья, баи и ханы. Создаётся база для нового феодализма. Партийные и государственные сановники становились почти полновластными хозяевами своих вотчин, контактировали друг с другом, устанавливали связи с теневым миром. Они были не прочь извлечь дополнительные прибыли из своего положения. Под их рукой пристраивались различные специалисты, которые делали гешефт на строительстве, на фондах, выделенных на промышленность и сельское хозяйство. Воры и жулики стали выходить на соответствующих чиновников, подмазывали их, чтобы им никто не мешал.
Советские правоохранительные органы могли наказать только мелких жуликов, либо «козлов отпущения», либо когда дело придали огласке, шла борьба различных кланов. Лица, принадлежавшие к номенклатуре, были неприкосновенными.
Возникают целые отрасли теневой экономики, особенно в национальных окраинах. Жулики перепродавали дефицитные товары, организовывали изготовление левой продукции из государственного сырья, часто на государственных станках. По некоторым оценкам, в середине 1980-х годов в сфере теневой экономики трудилось до 15 млн человек.
При развале СССР криминальный мир, дельцы теневой экономики сыграют свою негативную роль. А затем начнётся прямое сращивание криминального мира с представителями власти. Знаковый фильм «Жмурки», когда выжившие «братки» стали властью. Или «Ментовские войны» – когда роль ОПГ играют разные силовые структуры.
Автобусная колонна в пионерский лагерь
Подготовка пятой колонны
Пока брежневская верхушка наслаждалась покоем и стабильностью, хозяева Запада не спали и исподволь готовили развал СССР. По-прежнему культивировалось в СССР движение диссидентов. За рубежом создавались различные комитеты в защиту инакомыслящих в СССР, проводились соответствующие пикеты и демонстрации.
На самом деле диссидентов в СССР было всего несколько тысяч, а активных – несколько сотен. В стране их почти никто и не знал. Но они действовали как раз для того, чтобы создавать информационный шум вокруг себя и соответствующую информационную повестку в мире. Так, в августе 1968 года несколько человек устроили на Красной площади акцию против ввода Советской армии в Чехословакию. Кого они могли сагитировать? Их сразу повязали. Единственными зрителями были иностранные журналисты, которых заранее предупредили. Вот и получился материал для мировых СМИ.
Инакомыслящие, которые кучковались вокруг Сахарова, действовали так же. Звали нескольких иностранных журналистов в Москве и выкладывали какой-нибудь негатив о советской действительности.
В том же духе работали и правозащитники. В 1968 году Ходорович, Ковалёв и Великанова начали издавать подпольную «Хронику текущих событий», собирая материалы о нарушении «прав человека» в СССР. Создали скрытую сеть информаторов. Когда СССР подписал в Хельсинки обязательство соблюдать «Декларацию прав человека», то этим и воспользовались.
В 1976 году в Москве возникла «Группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР» во главе с Орловым, Щаранским, Амальриком и Гинсбургом. Она взяла на себя миссию проверять и доносить за границу, как в Союзе соблюдают права человека.
Доносительство – всё, на что были способны «правозащитники». Настучать за границу. Пусть хорошие иностранцы помогут. Хотя на Западе с «правами человека» было далеко не идеально.
Андрей Сахаров и президент США Рональд Рейган, 1988 год
Продолжение следует…
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: