Головной атаман Симон Петлюра (в центре) и полковник Евгений Коновалец (справа за Петлюрой) принимают присягу в сечевых стрельцов. Староконстантинов, лето 1919 года.
Падение державы Скоропадского
Украинская держава Скоропадского держалась только на германских штыках (
Народ Малороссии был расколот на несколько партий, каждая видела свой идеал. Одни мечтали о коммунизме, другие об «украинской нации», свободной от красных, жидов (так называли евреев – Прим. авт.) и москалей. Третьи стояли за белую Россию – единую и неделимую, и вступали в ряды Белой армии. Четвёртые во главе с батькой Махно мечтали о полной свободе. Пятые просто грабили и собирали целые бандитские армии.
В ноябре 1818 года Германия капитулировала, германцы начали эвакуацию своей армии из малороссийских губерний. Держава Скоропадского осталась без покровителя. А новых найти не успела. Гетман пытался договориться с атаманом Красновым и Деникиным, а через него с Антантой, но не успел. Манифестом от 14 ноября Скоропадский провозгласил Украину составной частью будущей небольшевистской Российской Федерации.
В тот же день деятели распущенной Центральной рады на тайном совещании в Киеве приняли решение о восстании против гетмана и восстановлении УНР (Украинской народной республики). Для руководства восстанием была избрана Директория во главе с Владимиром Винниченко, уже возглавлявшим правительство УНР. Главнокомандующим (Главным атаманом армии и
В течение месяца отряды Петлюры свергли режим гетманской власти. 14 декабря 1918 года Скоропадский подписал манифест об отречении от власти и бежал из Киева вместе с уходящими германскими войсками.
Петлюровцы заняли Киев и учинили бойню русских офицеров. Жертвами украинских националистов стали несколько тысяч человек. Одновременно по всей стране националисты грабили и резали евреев. Так, бандиты петлюровского атамана Семесенко вырезали полтысячи евреев в Виннице и полторы тысячи в Проскурове.
«В вагоне Директория, под вагоном – территория»
Власть петлюровцев в Киеве продержалась всего полтора месяца. За это время в городе успели только поменять вывески на магазинах с русского на украинский.
Формально под властью Директории была вся Малороссия, фактически её власть не распространялась за пределы больших городов и узловых железнодорожных станций. Власти в Малороссии не было со времен развала Российской империи. Даже у железной и дисциплинированной австро-германской армии, которая оккупировала западнорусские губернии, не хватало сил, чтобы контролировать огромную территорию. Только города, железные дороги, важные пункты и карательные рейды на враждебную территорию с целью захвата ценных ресурсов, провианта, фуража, наказания непокорных туземцев.
Деятели Центральной рады смогли поднять для свержения Гетманщины 200–300 тыс. человек. Однако у них не было идеи, которая бы сплотила всех, и грамотных управленцев, чтобы создать новое государство. Большая часть их сил – просто бандформирования. После победы они вернулись в села для реализации своей победы, занимались грабежом, дележом земли, разгромом ещё уцелевших или восстановленных при гетмане помещичьих имений и предприятий. Резали евреев. К ним примыкали и просто анархисты, которые не признавали любую власть.
Также имелась мощная «красная», просоветская часть повстанческого движения. Красные партизаны, воевавшие с гетманскими и германскими войсками. Они приняли активное участие в свержение Гетманщины. Местные большевики, примыкающие к ним различные «независимые» социал-демократы, эсеры-«боротьбисты». Они в основном контролировали местный административный аппарат, пользовались поддержкой сельского населения.
Откровенно против большевиков и красных выступали офицерские кадры, которых Гетманщина привлекала для формирований украинской армии.
Интересный факт, национальную армию формировали на базе русских офицерских и унтер-офицерских кадров. Всё повторилось после 1991 года, когда новую украинскую армию создали на базе и кадрах Советской армии. Поэтому базовая школа нынешней украинской армии – советская.
Однако Директория могла рассчитывать только на малую часть офицерства, на небольшие отряды «вольных казаков» и галицких «сечевых стрельцов». Большая часть офицеров с симпатией смотрела на Белую армию.
Бронепоезд «Сечевой стрелец»
Зоологический национализм и бандитизм
Не имея опоры в народе, Директория Винниченко и Петлюры пыталась сохранить свою диктатуру с помощью террора и пропаганды самого животного национализма, шовинизма.
В директиве Петлюры генерал-инспектору армии УНР отмечалось:
«Мне известно, что
1) некоторые командиры вне службы пользуются московским языком,
2) в семейной жизни нашим языком не пользуются,
3) на вечеринках, организованных армейскими частями, жены командиров громко болтают на том же московском языке, оскорбляя чувство нашего достоинства и производя этим угнетающее впечатление на казачество,
4) есть такие командиры, которые не считают для себя невозможным громко заявлять о своей симпатии к России и т. д.»
1) некоторые командиры вне службы пользуются московским языком,
2) в семейной жизни нашим языком не пользуются,
3) на вечеринках, организованных армейскими частями, жены командиров громко болтают на том же московском языке, оскорбляя чувство нашего достоинства и производя этим угнетающее впечатление на казачество,
4) есть такие командиры, которые не считают для себя невозможным громко заявлять о своей симпатии к России и т. д.»
Петлюровская печать широко пропагандировала идеи «Великой Украины». Предлагались планы выселения всех русских (то есть не отказавшихся от своего русского происхождения), и восстановления «естественных» границ Украины от Карпат до Дона и от Чёрного моря до Вислы. К Украине причисляли территории Воронежской, Курской, Новороссийских губерний, Ставропольского края, Дона, Кубани, Бессарабии, части Польши. Петлюровцы желали получить колонии в Сибири, на Дальнем Востоке и в Туркестане.
На территориях, которые контролировали петлюровцы, процветал антисемитизм. Резко увеличилось число еврейских погромов. По данным различных источников, петлюровцы убили 50–60 тыс. евреев.
Процветал обыкновенный бандитизм. Различные атаманы и батьки, которые формально подчинялись Директории, считали себя настоящими хозяевами своих кормовых территорий. Многочисленные банды со своими атаманами формально признавали Петлюру своим Головным атаманом, и под украинским желто-голубым флагом экспроприировали имущество евреев, помещиков, буржуазии, зажиточных казаков (кулаков) в свою пользу. На оставшихся в живых евреев накладывали большие контрибуции.
Украйну на кормовые территории поделили банды атаманов Григорьева на Херсонщине, Тютюнника, Волоха, Струка, Соколовского, Божко на Сечи, «красный курень смерти» Ангела на Черниговщине, «чёрный курень смерти» Гуцола на Волыни, банда атаманши Маруси Никифоровой и другие менее знаменитые.
Атаман Ангел, за красные шлыки на шапках его отряд называли «Красным куренем смерти», устроил крупный погром в Житомире. Винниченко требовал расстрелять атамана, но Петлюра не захотел жертвовать таким ценным кадром. Атаман Зелёный (Терпило) сформировал в районе Обухова и Триполья Днепровскую флотилию, грабил речной транспорт и практически парализовал движение на Днепре.
Когда в 1991 году Украина стала «самостийной», то деятельность таких персонажей стали героизировать. В их честь называли улицы, ставили памятники, снимали фильмы и т. д. Очевидно, что селянам, которые жили в зоне их деятельности, бывало что-то и перепадало при грабеже зажиточных слоев населения. Но в целом деятельность их бандформирований добила уже и так сильно разрушенную экономику Малороссии.
Из цветущего под властью русских царей края украйна-окраина снова превратилась в Дикое поле с законом сильного (винтовка рождает власть), с полностью разрушенной экономикой, инфраструктурой и культурой. Население переходило на натуральное хозяйство, благо была такая возможность.
Раскольники
Директория отметилась и тем, что активно поддерживала тех попов, которые решили порвать с православной церковью и создать «незалежную» украинскую церковь. Богослужение раскольники перевели на «украинську мову». Тарас Шевченко был объявлен «святым пророком», дни его рождения и смерти (25 и 26 февраля по старому стилю) были включены в число церковных праздников. Осмеяние «мовы» постановили карать исключением из церкви.
Не забыли самостийные попы и себя. Отменялось обязательное повседневное ношение ряс и разрешалось ходить в любой одежде по желанию; отменялось обязательное ношение длинных волос и бород; разрешались разводы, вторые и третьи браки; отменялись привилегии монашества, белое духовенство могло занимать епископские кафедры и т. д.
Таким образом,
Симон Петлюра (1879–1926), головной атаман войска и флота УНР в 1920 году
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: