Опыт применения вертолетов во время операции Воздушно-космических сил РФ в Сирии станет причиной замены цельнометаллических лопастей несущих винтов на цельнокомпозитные. Первой машиной с новыми лопастями станет Ми-28НМ, выпуск которой будет налажен в 2017 году. После этого новые винты получат и другие вертолеты ВКС.
В холдинге «Вертолеты России» отметили, что эксплуатация машин в местности с сильно запыленной атмосферой сопровождается повышенным износом лопастей. Собственно, такая ситуация наблюдалась в Афганистане, Ираке, Египте и других странах, где вместо земли находится песок. В этом случае на высоте в несколько сотен метров висит пелена пыли. Данную проблему сложно решить, но можно снизить ее остроту с помощью перехода на цельнокомпозитные лопасти.
Цельнокомпозитные конструкции обладают рядом преимуществ перед цельнометаллическими. Во-первых, они прочнее, во-вторых, более живучи и стойки к внешним воздействиям, в-третьих, обладают большим ресурсом.
Ранее вертолеты ВКС оснащались исключительно металлическими лопастями из экономических соображений. Дело в том, что лопасти состояли из нескольких элементов, каждый из которых можно было поменять при повреждении, не меняя лопасть целиком. С композитными материалами до последнего времени такую операцию было невозможно провести.
Сообщается, что «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» разработал и освоил производство лопастей несущего винта из композитных материалов на основе углеволокна. Они изготавливаются в пресс-форме целиком, а не собирается из отдельных частей, как это было раньше. На «Казанском вертолетном заводе» уже производятся лопасти несущего и рулевого винтов для нескольких моделей гражданских и военных вертолетов.
Фото: 1080.plus
По словам экспертов, доля композитных материалов в конструкции винтокрылых машин постоянно увеличивается. Российские вертолетостроительные предприятия увеличивают объемы производства деталей из композитов и работают над улучшением их качества.
К сожалению, лопасти винтов и другие узлы вертолетов подвергаются большому износу при эксплуатации в пустынных районах. Однако российские специалисты занимаются исследованиями по защите лопастей от абразивного воздействия, в том числе рассматривают возможность применения специальных покрытий и дополнительного укрепления передних кромок.
Эксперт в области вертолетной техники Антон Лавров считает, что сегодня активно осмысляется опыт боевого применения авиации в Сирии. При этом уже приняты конкретные меры, направленные на повышение эффективности вертолетов. По некоторым данным, использование лопастей из композитов, помимо всего прочего, приведет к увеличению скорости вертолета. Этот фактор в итоге может стать решающим для перехода на композитные лопасти.
Не секрет, что на территории Сирии по-прежнему действует российская авиационная техника. Также российские вертолеты пользуются неизменным спросом на Ближнем Востоке и других регионах с похожим климатом. Таким образом, вопрос замены цельнометаллических лопастей на цельнокомпозитные в ближайшее время станет первоочередным.
Читайте нас: