Лента новостей

18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
17:51
Трое в лодке, не считая шакала
17:37
США отказались лишать поддержки батальоны ЦАХАЛ, несмотря на нарушение прав человека
17:10
Украинский националист, самбист Шеховцев организовал банду в Ростове
17:09
Блинкен пригрозил Китаю санкциями, если Пекин не прекратит поддерживать Москву
17:03
Страсти Рижского взморья: в «Новом единстве» нет единства
16:50
Главное в военных СМИ за неделю: новые перестановки на верфях ОСК, первые серийные комплексы С-500, арест замминистра обороны
16:33
Власти угрожают украинцам увольнением с работы за связь с жителями РФ и новых регионов
16:28
Задержан ещё один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе», — источники
16:23
Путин призвал обеспечивать стабильность общественно-политической системы
15:57
Партизаны пустили под откос грузовой состав в Киеве
15:56
В ГУР утверждают о сожжении Ка-32 на аэродроме в Москве
15:50
Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет
15:46
Мединский: важно прививать молодежи любовь к истории
15:31
Обреченные на поражение
15:19
Патрушев назвал нелегальных мигрантов одной из главных угроз РФ
15:18
Politico: страны ЕС переругались из-за того, что не могут поделить российские активы
15:17
Администрация Кличко обвинила СБУ и полицию в обысках в «Киевтеплоэнерго», которые мешают работе
15:11
«In God We Trust»? Кому на самом деле молятся американские глобалисты?
15:07
«Три начальника»: помощник президента Мединский поделился деталями переговоров с украинской делегацией
14:41
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертв Одесской Хатыни
14:40
Накануне Пасхи в Киеве продают куличи под названием «порнозвезда»
14:39
Арестович допустил, что миллион украинцев за границей готовы получить российское гражданство
14:38
Бывший министр обороны Великобритании призвал Шольца назвать условия, при которых он поставит ракеты Taurus Украине
14:33
Украине осталось всего полгода
14:32
Поворотный момент: Россия готовит большое наступление, успехи в Донецкой области в преддверии действий на Харьковском направлении. Сможет ли Украина, получив дополнительно оружие, удержать фронт?
14:31
Россия и Китай отказываются от доллара: Москва анонсирует новые торговые коридоры
14:30
В осажденном украинском городе, где солдаты ждут американское оружие
14:25
Польша отказалась депортировать украинцев с просроченными документами
14:20
Офицеры штаба Ленинградского военного округа приняли участие во Всероссийской акции «Диктант Победы»
13:57
В Подмосковье гражданка Украины держала притон с рабами-попрошайками
13:56
В США отменен приговор Харви Вайнштейну
13:55
Куда сдавать паспорта? Украинцы на предложение Безуглой лишать уклонистов гражданства
13:54
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертвам Одесской Хатыни
13:46
Украинцам пригрозили увольнением в случае умолчания о родственниках в новых регионах РФ
13:15
«Ланцет» уничтожил польского «Краба» (ВИДЕО)
13:11
В ООН предупредили о возможном возобновлении конфликта в Сирии
12:44
На Украине продолжаются репрессии против УПЦ, а в Омске греко-католики молятся на «икону» с изображением Бандеры
12:43
Испания и Греция наотрез отказываются поставлять Украине Patriot
12:42
Обвинение АдГ в получении денег Медведчука может окончательно рассорить немецких и французских правых
12:30
Министр обороны России выступил на совещании министров обороны стран-участниц ШОС в Астане
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Ударные ледоколы встанут на стражу Арктики

Ударные ледоколы встанут на стражу Арктики


К флоту военных ледоколов, которые создает Россия, могут добавиться ударные корабли ледового класса. Об этом заявил «Известиям» советник гендиректора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин. По его словам, облик такого корабля еще обсуждается с военными, но «уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я „Лидер"». 

Поясним: «Лидер» — первое судно ледового класса, на котором будут установлены два атомных реактора нового поколения РИТМ-400, выдающих по 60 МВт мощности. В результате судно сможет идти сквозь двухметровый лед с невиданной скоростью — 14 узлов. А с меньшей скоростью — преодолеть лед толщиной до 4,5 метра. Обычные ледоколы, заметим, пробивают двухметровый лед со скоростью не более двух узлов. 

Как отметил Половинкин, ударный ледокол будет нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение. 

«Недавние учения Вооруженных сил по высадке десанта на остров Котельный в Арктике при поддержке кораблей Северного флота показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут свободно действовать в арктических широтах. Толщины бортов даже самых современных из них не хватает для того, чтобы выдержать воздействие колотого льда. Вместе с тем, стоит задача постоянного присутствия в регионе», — рассказал «Известиям» Половинкин. 

Он напомнил, что военное присутствие в Арктике необходимо не только ради защиты экономических интересов РФ, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, но и потому, что Арктика представляет собой зону повышенной опасности. 

«Размещение в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk позволяет простреливать три четверти нашей территории, недоступной ни с одного другого направления. Это одна из главных причин активного развития военной инфраструктуры на севере страны и архипелагах арктических морей. Собственно для ее обеспечения и необходимо круглогодичное морское сообщение, которое может обеспечить сегодня только ледокольный флот», — сказал Валерий Половинкин. 

Напомним: боевые корабли ледового класса, способные действовать в связке с ледоколами, есть у Норвегии, США, Швеции и Канады. А первой о планах военного патрулирования Арктики объявила Канада в далеком 2007 году. Тогда речь шла о ледоколах проекта «Полар» — такие стоят на вооружении Береговой охраны США. Впоследствии канадцы решили построить восемь патрульных кораблей с возможностями ледокола, по образцу норвежских патрульных кораблей-ледоколов типа «Свальбард». 

Но российский проект ударного ледокола обещает оставить далеко позади всех конкурентов. Достаточно сказать, что тот же «Свальбард» едва способен преодолевать метровые ледяные заторы, и имеет на борту только весьма слабую артиллерии. 

Получит ли Россия ударный боевой ледокол? 

— Ледокол «Лидер» — это огромный корабль водоизмещением 55600 тонн, — отмечаетпрезидент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — По всей видимости, он будет перепроектирован с тем, чтобы интегрировать в его корпус, с двумя ядерными реакторами, различные системы оружия. 

Шансы, что ударный корабль ледового класса будет построен, высокие. На мой взгляд, на полный цикл проектировочных работ понадобится три-четыре года. Поэтому реальная закладка корабля по этому проекту может состояться через четыре-пять лет. Прибавьте еще пять-шесть лет на строительство корабля — и получится, что примерно через 10 лет ВМФ сможет ввести его в строй. 

— Насколько такой корабль нужен нам в Арктике? 

— Сейчас идет активный передел Арктики. Значительную часть года эти широты покрыты льдом, поэтому контроль Севморпути и экономической зоны России в арктическом бассейне может надежно осуществляться только с помощью боевых ледоколов. В этом направлении мы, собственно, и движемся. 

— Смогут ли нашему ударному ледоколу противостоять боевые корабли ледового класса Норвегии, США, Швеции и Канады? 

— Все эти корабли, по сути, являются ледоколами с ограниченными возможностями. В основном, используются в рамках вспомогательных флотов соответствующих стран. У всех подобных кораблей, при водоизмещении 3000−10000 тонн, имеется в лучшем случае одна артиллерийская установка среднего калибра (от 76 мм), плюс пара зениток для решения задач ПВО. Какие-то другие системы оружия на них, как правило, не устанавливаются. 

— Будут ли США строить ударный корабль, который способен действовать в Арктике? 

— Думаю, да. И хотя у России будет преимущество в сфере раздела Арктики, мы не слишком опередим американцев в плане создания ударных кораблей ледового класса. Если США всерьез займутся созданием такого корабля, они построят его довольно быстро, с учетом мощи американской военной промышленности… 

— ВМФ России вряд ли будет заказывать ударный корабль на базе ледокола «Лидер», — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Просто потому, что такой корабль по стоимости будет как минимум в 1,5 раза дороже обычного боевого корабля такого же класса. 

Кроме того, ударная мощь такого корабля в Арктике не нужна. Потому как иностранных корабельных или ударных авианосных групп там нет. 

— Получается, противостоять в Арктике некому? 

— Естественно. Нельзя же по белым медведям стрелять морской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракетой 3М54. 

— А ледокол «Лидер» будет построен? 

— Скорее всего, будет. Руководство страны поставило задачу обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. Для этого, по подсчетам экспертов того же Крыловского государственного научного центра, необходимо пять-шесть атомных ледоколов. В этом случае они обеспечивают не только бесперебойные гражданские перевозки, но и межтеатровую переброску корабельных группировок. 

— Почему вообще появилась информация о возможном строительстве ударного боевого ледокола? 

— Не знаю. Может быть, в мечтах судостроители хотели бы «освоить» крупные подряды на создание такого корабля. Но, я считаю, российским ВМФ командуют прагматичные флотоводцы, и они такой проект не поддержат. 

— Почему США, Норвегия, Канада не держат крупных боевых кораблей в Арктике, хотя все говорят, что начался передел этого региона? 

— А зачем? Корабли нужны для обеспечения морских коммуникаций. В первую очередь -торговых, во вторую — тех, которые позволяют проецировать военную силу далеко за пределы национальных территорий. 

Если теперь мы посмотрим на глобус, то увидим: основные торговые потоки, и основные коммуникации, которые будут важны в случае развертывания военных конфликтов, находятся в Атлантике и Тихом океане. 

Если же мы обратимся к опыту прошедших войн и боевых действий, то поймем, что в арктическом регионе были лишь эпизодические отдельные столкновения. Которые на фоне боевых действий на других морских театрах — в Тихом океане, в Атлантике, в атлантических морях, выглядят просто мизерными. Как по масштабу, так и по влиянию на ход боевых действий. 

Сейчас, должен заменить, в геостратегическом смысле ситуация никак не изменилась. 

— Есть ли смысл нам вообще создавать флот океанской зоны — например, такой, как во времена СССР? 

— С военной точки зрения, такой смысл есть. Но с гарантией 100% могу утверждать: Россия со своими нынешними экономическими возможностями океанский флот не потянет. Кроме того, РФ придерживается оборонительной стратегии — в этом случае в океанском флоте объективно нет необходимости. 

В СССР ситуация была совершенно другой. Его военная доктрина была, в определенной мере, отражением стратегии на поддержку социалистических стран — бывших колоний разных держав. Поэтому СССР развивал возможности проекции военной силы далеко за пределы своих границ. И неоднократно эти возможности демонстрировал — достаточно вспомнить Эфиопию, Сомали, Кубу, Никарагуа, Анголу… 

Сейчас в такой проекции необходимости нет: мы придерживаемся вполне прагматичной внешней политики. Из тех флотских военноначальников, с которыми я говорил, большинство придерживается такой позиции: давайте не будем на всех порах нестись в будущее, если для этого нужно портить настоящее. 

По их мнению, необходимо сосредоточиться на строительстве достаточно крупных серий кораблей прибрежной зоны (корветов, малых ракетных кораблей), кораблей дальней морской зоны (фрегатов), а также подводных лодок. А все остальные проекты можно, как выражаются промышленники, смело «сдвигать вправо». К таким проектам, я считаю, относятся авианосцы, ядерные эсминцы, а теперь и ударные корабли ледового класса. 

Прежде чем строить ударный ледокол, полезно вспомнить простую истину: если начать разбрасывать средства по всем направления — точно не хватит на самое необходимое… 


Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх