31 августа – 1 сентября проходят очередные переговоры глав МИД России и Турции Сергея Лаврова и Хакана Фидана. На эту встречу вынесен широкий спектр вопросов, которые относятся к политике и экономике. Но между нашими странами существуют проблемы и в гуманитарной сфере, в частности, в трактовке истории.
С 2013 года Турецкое агентство по сотрудничеству и координации приступило к реализации масштабных образовательных проектов за рубежом. В рамках этих проектов предусматривалась разработка совместно с другими странами новых учебных пособий. Такие учебники были разработаны для африканских стран, в частности для Нигера и Сомали. Затем занялись их подготовкой для Азербайджана, а с 2022 года – для Казахстана и Киргизии. За основу при подготовке "новых" учебников берутся турецкие пособия, в которых можно найти следующие пассажи:
В разделе об эпохе колониализма есть перечень "колониальных империй". В их списке нет США, но можно найти… Россию и Китай.
В другом разделе есть упоминание о "непризнанных государствах современности". Речь идет о тех регионах мира, которые, согласно официальной трактовке Анкары, и сегодня остаются… колониями. В списке "непризнанных" вы не найдете английских, французских и американских "неуправляемых территорий". Хотя эти территории, согласно классификации ООН, являются колониями. Зато есть 10 российских регионов, а также Синьцзян-Уйгурский округ КНР.
Кроме того, авторы учебников либо по незнанию, либо целенаправленно не поясняют значение термина "колония". Это слово происходит от латинского colōnia, которое означает "зависимую территорию". Речь идет о территории, население которой находится в подчиненном положении по отношению к метрополии, не имеет прав и подвергается безжалостной эксплуатации.
Под это определение историческая Россия никак не подходит. Ведь ее государствообразующий народ никогда не был в привилегированном положении – ни в Русском царстве, ни в Российской империи, ни в СССР. Напротив, в период крепостного права большая часть русских находилась в закрепощённом положении, т.е. находилась в социальной иерархии ниже других этнических групп.
В то же время под понятие "колониальное государство" очень точно подпадает Османская империя, о колониализме которой авторы турецких учебников предпочли вообще не упоминать.
Эта империя была создана тюрками-османами в 1299 году и постепенно разрослась в трансконтинентальное государство. В XVI-XIX веках она включала в себя практически всю Юго-Восточную Европу, Западную Азию, Северную Африку.
Официально все жители Османской империи считались подданными султана. Однако в реальности между ними была введена градация. Все подданные империи были разделены на три группы – потомки тюрок-османов, остальные мусульмане, не мусульманские общины. Для каждой из них были установлены свои правовые системы. В рамках каждой из этих систем действовали отдельные налоги. Налоги для христиан, иудеев были существенно выше, чем для мусульман. При этом они были ограничены в судебной защите. Вердикты судов по защите мусульман имели обязательный характер, а по защите христиан и иудеев – рекомендательный. Потомки же османов пользовались различными налоговыми льготами, что ставило их в привилегированное положение не только по отношению к христианам, но и остальным мусульманам
Ставки налогов также варьировалась в зависимости от региона. Так за пределами современной Турции они часто были в 2-3 раза выше.
Всё это вело к тому, что не тюркоязычные народы подвергались экономическому и юридическому угнетению, т.е. эксплуатации.
И это, не говоря об официальном рабстве, которое существовало на протяжении всей истории Османской империи. О масштабах этого рабства свидетельствует следующая цифра. В начале XIX веке одна пятая населения Константинополя (Стамбула) состояло из рабов. Подчеркнём: такая картина существовала уже после того, как султан принял ряд законов по ограничению рабства,
Добавим, что в дальнейшем Османская империя увязла во внешних долгах, а в 1918 году и вовсе распалась. Спустя 5 лет на её обломках была учреждена Турецкая республика. Когда Англия и Франция начали переговоры с Турцией о погашении османских долгов, последняя потребовала, чтобы большая часть задолженности… была перераспределена между её бывшими "колониями". Подчеркнём: говорилось именно о "бывших колониях", т.е. сами турки признали, что Османская империя являлась колониальной державой.
И последнее. Руками Турции в республиках СНГ нагнетается русофобия. Поэтому пришло время ставить вопрос о недопустимости подобной политике в ходе переговоров.