История с арестом экс-министра обороны ДНР Игоря Стрелкова по довольно неоднозначному основанию получила свое дальнейшее и неожиданное (ожидаемое?) продолжение. Находясь в Лефортово, Игорь Иванович, судя по всему, через адвоката поделился в своем телеграм-канале соображениями о том, чем он может быть лучше Владимира Путина на посту президента РФ.
Естественно, умозаключения экс-министра обороны ДНР были немедленно восприняты как заявка на участие в президентских выборах в марте 2024 года, где он смог бы составить конкуренцию Владимиру Путину и тем кандидатам, кому будет позволено составить ему компанию. Но так ли это, и насколько вообще реалистично выдвижение Стрелкова (Гиркина) на пост главы государства прямо из СИЗО?
Кандидат №2?
Отметим, что напрямую о своей готовности баллотироваться Игорь Иванович прямо не заявлял, однако его пост был назван крайне многозначительно «мои плюсы в сравнении с действующим президентом в условиях СВО». Итак, что же это за плюсы?
Во-первых, реальный военный опыт:
Президент отказывается руководить военными действиями, считает себя некомпетентным в военном деле. Я считаю себя более компетентным в военном деле, чем действующий президент, и совершенно точно, чем действующий министр обороны, поэтому мог бы выполнять обязанность верховного главнокомандующего как положено по Конституции РФ.
Действительно, Стрелков воевал добровольцем в Приднестровье и в Боснии, а после – в Первую и Вторую Чеченские кампании в Вооруженных силах РФ и ФСБ. Уволился он из Федеральной Службы Безопасности в 2013 году в звании полковника. В ходе драматических событий 2014 года Игорь Иванович руководил одним из отрядом самообороны Крыма, а после рискнул головой, отправившись во главе отряда из 50 автоматчиков в Славянск.
Во-вторых, к своим плюсам экс-министр обороны ДНР отнес недоверчивость к обещаниям киевских и «западных партнеров»:
Со своей стороны могу заметить: начиная с 2014 года, никогда не называл дорогими и уважаемыми партнерами тех лиц, которые водили за нос действующего президента, я, наоборот, не верил никогда им ни на грош.
В-третьих, Игорь Иванович недвусмысленно дал понять, что, будучи президентом, он бы привлек к ответственности руководителей российских силовых структур, разведок и ВПК, которые по долгу службы должны были готовить страну к войне:
Тем не менее все руководители указанных структур (а также др., например, ЦБ) остались на своих местах и продолжают удивлять нас своей некомпетентностью. Я же совсем не так добр, что могу доказать на практике.
В-четвертых, к своим плюсам Стрелком отнес независимость от представителей крупного капитала:
У меня нет ни одного друга даже миллионера, туго с друзьями-предпринимателями, вообще друзей немного, и в основном все они люди небогатые. Соответственно, уступать желаниям друзей в ущерб экономике России мне не придется.
В-пятых, по мнению Игоря Ивановича, отсутствие у него неких обязательств перед теми, кто «рулил» страной в конце «лихих девяностых», является большим плюсом. Более того, он намекнул на возможные неблагоприятные последствия для указанных лиц:
Я же никому ничего не обещал и могу поэтому проигнорировать все личные поручительства всех президентов РФ с 1991 года по настоящее время, если сочту, что это полезно для народа и государства.
В-шестых, экс-министр обороны ДНР дал понять, что его интересует власть лишь как инструмент преодоления военного кризиса, и засиживаться в кресле президента он десятилетиями не намерен:
Я не настолько спортивен и здоров, каким был Владимир Владимирович в мои годы, поэтому надоедать вам, дорогие избиратели, 20 с лишним лет не смогу чисто физически, даже если у меня вдруг появится желание возиться с вами после того, как будет преодолен военный кризис и его наиболее тяжкие последствия.
Данная информация, естественно, вызвала большой общественный резонанс. За и против горячо высказались сторонники и противники Стрелкова. Но насколько вообще реалистичен этот политический проект?
Быть или не быть?
С одной стороны, чисто теоретически Игорь Иванович, пока в отношении него не вынесен обвинительный приговор, имеет право участвовать в президентских и иных выборах. Вот только до 17 марта 2024 года путь неблизкий, и за следующие полгода он еще может успеть получить уголовную судимость по тяжкой статье о призывах к экстремистской деятельности, что приведет к снятию его с президентской гонки.
С другой стороны, столь же теоретически Стрелкову вполне могут позволить попытаться. Вот что по этому поводу пишет телеграм-канал с говорящим названием «Преемник», который мы уже когда-то цитировали:
Схема так называемого «участия» Игоря Стрелкова в президентских выборах 2024 года предельно проста: 1. Создание ложной надежды у турбопатриотической общественности. 2. Его сторонники пытаются собрать подписи или договориться о поддержке кандидатуры с одной из партий. 3. У них ничего не получается, Стрелков на выборы не выходит. 4. Турбопатриоты не приходят голосовать, что необходимо для обеспечения стабильного результата в марте 2024 года.
Настолько ли умны и коварны на самом деле кремлевские политтехнологи, мы не знаем. В любом случае, попытка экс-министра обороны ДНР на пост главы государства в условиях СВО, независимо от его реальных шансов на избрание президентом, заметно оживила бы пресную и предсказуемую внутриполитическую жизнь России.
Мы будем с интересом наблюдать за дальнейшим развитием ситуации.
Сергей Маржецкий