Для чего на островах будет строиться новая военно-морская база
Уже в 2016 году на курильском острове Матуа начнётся строительство новой военно-морской базы Тихоокеанского флота. Об этом РИА «Новости» сообщил в среду, 29 июня, высокопоставленный военный источник. «Решение о создании на острове военно-морской базы Тихоокеанского флота принято, строительство начнётся уже в этом году», — цитирует агентство своего собеседника.
Двумя месяцами ранее Министерство обороны России и Русское географическое общество направили экспедицию на остров Матуа для проведения исследовательских работ. В СМИ попадала в основном информация об исторических изысканиях военных и учёных. Участники экспедиции, в частности, нашли в районе побережья Двойной бухты на Матуа японский самолет, предположительно, времен Великой Отечественной войны
Примерно в это же время 6 мая 2016 года в Сочи состоялась встреча президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Как всегда на такого уровня встречах, японская сторона затронула вопрос «северных территорий» — четырёх островов Курильской гряды, на которые Страна восходящего солнца предъявляет свои территориальные претензии. По итогам той встречи Синдзо Абэ заявил, что предложил Москве некий «новый подход».
Повлияет ли строительство новой военной-морской базы на Курильской гряде на ситуацию со спорными островами и на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом?
— Непосредственно с вопросом «северных территорий» строительство этой военно-морской базы не связано, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. -Остров Матуа не входит в число тех, на которые претендует Япония.
Сама же база в будущем будет играть большое военно-стратегическое значение. Там построят аэродром, который теоретически со временем можно будет использовать как «аэродром подскока» для российских бомбардировщиков Дальней авиации ТУ-22 М3, способных нести крылатые ракеты большой дальности Х-101. С этого аэродрома они смогут совершать полёты в удалённые от нашего побережья районы Тихого океана, для того, чтобы в случае необходимости наносить удары по территории США. То есть не только стратегические бомбардировщики смогут выполнять эту цель, но и дальние бомбардировщики. Это серьёзно повысит возможности российского стратегического неядерного сдерживания США и НАТО.
Для того чтобы нанести удар по территории США неядерным оружием необходимо достаточно много средств. Это и новые подводные лодки «Ясень», способные нести крылатые ракеты большой дальности, и стратегическая авиация. Американцы должны понимать, что в случае чего, по их территории ударит не одна-две ракеты, а десятки. И что на любую попытку атаковать территорию России крылатыми ракетами из районов Средиземного моря или Северного моря будет дан адекватный ответ. Это должен быть сильный сдерживающий фактор для американцев. Поскольку есть основания предполагать, что они всё больше перспектив связывают с концепцией неядерной войны, когда смогут бить по нашей территории, а для нас, по их версии, США останутся недосягаемыми. Но такого не будет.
— Для чего ещё нужна новая база?
— Она также будет играть важную роль для развёртывания российских атомных ракетоносцев, поскольку авиация, базирующаяся на ней, сможет следить за американскими подлодками в этом регионе. Таким образом, появится дополнительная защита российской базы подлодок в Вилюченске. А противолодочные вертолёты смогут контролировать проход в Охотское море, и сведут к минимуму возможность проникновения в него подводных лодок НАТО.
А что касается союзника США Японии, то у нас с ней и без того довольно сложные отношения из-за того, что они никак не хотят отказаться от мысли заполучить часть островов Курильской гряды. Реальных перспектив урегулирования этой проблемы в обозримой перспективе не существует.
Уже действуют российские военные базы на острове Кунашир и на Сахалине. Поэтому от появления новой базы Япония вряд ли сильно расстроится. Хотя, конечно, любое наращивание наших вооружённых сил в этом регионе японцам не нравится. Поскольку часть японского истеблишмента допускала, что вопрос «северных территорий» когда-нибудь можно было бы решить с помощью военно-политического давления на Россию. Сейчас эти иллюзии улетучиваются.
— В этом же регионе существует ещё один спорный архипелаг Спратли, на который претендует целых 6 стран. Усиление нашего военного присутствия на Тихом океане может каким-то образом сказаться на ситуации вокруг этого территориального спора?
— У России сейчас правильная позиция — мы декларируем, что спор должны решать сами его участники без вмешательства внешних игроков. Тут явное указание на США, которые всячески вмешиваются в конфликт, пытаясь его «разогреть». Они поощряют Вьетнам и Филиппины к более настойчивым попыткам оспорить острова Спратли у Китая. Одновременно на Китай оказывается давление. Теоретически этот вопрос можно решить, распределив территорию архипелага для экономической деятельности между всеми претендующими странами. А военное присутствие сохранить только за китайцами. Такой размен, на мой взгляд, устроил бы все страны, претендующие на острова. Но американцы продолжают разжигать конфликт. В такой ситуации с нашей стороны было бы целесообразно политически поддержать Китай, заявив, что мы выступаем против давления на него.
— Мне недавно довелось говорить с японским политологом, который сказал, что Японию база на острове Матуа мало волнует, — говорит военный эксперт, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин. — Она будет находиться довольно далеко от спорных островов. Для меня лично интрига в другом.
Когда впервые было сделано заявление о том, Россия собирается строить новую военно-морскую базу на Курилах, японцы отнеслись к этому крайне настороженно. Появились негативные комментарии японских политиков, поскольку все почему-то решили, что база будет построена на спорных островах. Однако решение, принятое российским руководством, было даже в чём-то парадоксальным. База строится на большом удалении от спорных территорий в центральной части Курильской гряды, которая всегда была очень слабо освоена. Населённых пунктов в этой части архипелага почти нет. Даже в советское время, когда СССР имел мощный флот, испытывавший определённую нехватку удачных в стратегическом отношении мест для базирования, Матуа и соседние острова в военном отношении были слабо освоены. На Матуа была только пограничная застава и небольшая часть радиолокационных войск. О строительстве базы речь не шла.
— Почему же сейчас был выбран именно этот остров?
— У меня есть предположение, что одной из возможных причин этого решения могло стать появление перспектив компромисса по спорным Курильским островам. Не исключаю, что как раз потребуется часть военных сил, сконцентрированных в южной части Курильского архипелага, переместить на Матуа. Возможно, что как компромисс между Россией и Японией «северные территории» получат статус демилитаризованной зоны.
Алексей Верхоянцев
Фото: Владимир Сергеев/ ТАСС
Читайте нас: