Пока в России и на Западе основное внимание приковано к
Само собой, официальный Токио заявляет, что вода очищена от компонентов ядерного топлива настолько, насколько это возможно, и никакой реальной угрозы не несёт. Поддерживает эту точку зрения и МАГАТЭ, которое 5 июля одобрило план Токийской электроэнергетической компании по сбросу. Правда, злые языки говорят, что для окончательного решения потребовалось «пожертвование» в 1 миллион евро на счёт агентства, а из всех соседних государств эту точку зрения поддерживает только самое «близкое» – США (к западному побережью которых, впрочем, тоже кое-что притащит течением, но в сильно разбавленном виде).
Настоящие географические соседи Японии единогласно протестуют, причём речь не только о противниках, но и о «союзниках» в виде Южной Кореи и даже Тайваня. 24 августа в Сеуле демонстранты, выступающие против сброса радиоактивной воды, даже попытались взять штурмом посольство Японии, но были разогнаны полицией.
Как известно, всё, что связано с атомной энергией – военной ли, мирной ли, до сих пор вызывает у обывателя почти мистический страх. Некоторые основания для этого есть: пока всё идёт по плану, ядерная энергетика является самой чистой и дешёвой, но, как только ситуация выходит из-под контроля, возникают глобальные и очень дорогостоящие проблемы, которые ещё и смакуются в массовой культуре. Может быть, и в данном случае японцы и МАГАТЭ говорят правду, а просто у страха глаза велики?
Чем откормить Годзиллу
Закон от 2021 г., который и служит основанием для нынешнего сброса, требует очищения воды перед сбросом до состояния ни много ни мало питьевой. Увы, с оглядкой хотя бы на историю самой АЭС «Фукусима», катастрофа на которой стала следствием системного пренебрежения мерами безопасности и коррупции, волей-неволей склоняешься к версии, что водица не так чиста, как хотелось бы. 11 июля на брифинге по этой теме пресс-секретарь МИД КНР Ван Вэньбинь с невесёлым сарказмом посоветовал всем, кто считает сброс воды с «Фукусимы-1» безопасным, продегустировать её лично.
Собственно, есть сомнения в самой возможности очистки воды, которая используется для охлаждения повреждённых реакторов (то есть непосредственно контактирует с ядерным топливом), до вообще хоть каких-то приемлемых значений радиоактивности. Именно поэтому все прошедшие с момента аварии 13 лет
Кстати сказать, одной из причин, которая вызвала к жизни проект сброса воды в океан, является якобы исчерпание свободных площадей под новые резервуары, хотя места в зоне отчуждения ещё порядочно. Скорее уж речь о желании японского правительства уменьшить расходы на содержание этого «перегонного куба», хотя и реальность экономии тоже под вопросом.
Согласно открытым источникам, масса очищаемой воды в 2018 г. составляла порядка 800 тонн ежесуточно, но при этом степень «очистки» была такова, что лишь пятая часть её действительно становилась (как заявляется) безопасной, тогда как оставшиеся 640 тонн ежесуточно требовали повторной перегонки. По мере остывания реакторов объём вливаемой в них воды уменьшался, соответственно, и объём получающейся грязной тоже. Гипотетически это давало возможность выделить большие мощности на «переочистку» уже фильтрованной воды, но как с этим обстоят дела на самом деле, доподлинно неизвестно.
24 июля в британском издании Guardian появилась информация о контрольном вылове рыбы в префектуре Фукусима, проведённом в мае текущего года. Данные «обнадёжили»: среднее содержание радионуклидов в пойманных рыбинах превышало ПДК в 12-14, а максимальное – в 180 раз. Такие
«Стал бы ты подводной лодкой?»
Абсолютно неудивительно, что блестящая идея японских властей подбросить в океан радиоактивных «специй» нашла у соседей такое живейшее «одобрение»: всё-таки морепродукты в Юго-Восточной Азии составляют значительную долю рациона, а рыболовство для многих является единственным заработком. Сама Япония в этом плане пострадает первой и как потребитель, и как экспортёр. Китай ввёл полный запрет на ввоз рыбы и морепродуктов из Фукусимы и девяти соседних японских префектур ещё 7 июля, а с 24 августа Россия, Южная Корея и Тайвань серьёзно ужесточили радиологический контроль над импортируемой рыбой. Кроме того, КНР планирует ввести ограничения на импорт японской косметики, в которой широко используются компоненты, добываемые из морепродуктов, объём её продаж в Китае достигал 4 миллиардов долларов в год.
И хотя в перспективе пары месяцев, по мере распространения с течениями, радиоактивные стоки с АЭС начнут создавать риски для рыболовства не только Японии, но и соседних стран, Токио называет эти ограничения «необоснованными», «политизированными» и вообще направленными только против него. Пока на станции была техническая подготовка к сбросу воды, в информационном поле шла активная подготовка общественного мнения в ключе, будто всё не так уж страшно.
В частности, 28 июня издание Yomiuri Shimbun опубликовало материалы японского Агентства по ядерной и индустриальной безопасности, в которых утверждается, что китайские АЭС в штатном режиме работы выбрасывают в окружающую среду 6,5 раза больше (по уровню активности) опасного изотопа трития, чем накоплено на «Фукусиме-1». А 1 июня на американской стриминговой платформе Netflix вышел псевдоисторический сериал «В те дни» по мотивам событий аварии 2011 г. – естественно, там они переписываются в сторону героической эпопеи. Момент для выпуска оказался крайне «удачным», и это неудивительно, ведь снимал кино японский режиссёр на деньги японских продюсеров (весьма вероятно, ранее бывшие деньгами налогоплательщиков).
Но особенно интересный вброс случился буквально за пару дней до начала откачки с бывшей АЭС: 21 августа в зарубежных соцсетях начала тиражироваться информация о якобы произошедшей на борту китайской атомной субмарины аварии. Не приводя, естественно, никаких доказательств, «источники» утверждали, что подлодка погибла вместе со всем экипажем в Тайваньском проливе и из неё происходит утечка ядерного топлива. Отсутствие какой-либо официальной реакции Пекина на такую серьёзную потерю (а «утопили» подводный ракетоносец новейшего «Типа 093», которых во флоте НОАК, как считается, всего шесть единиц) объяснялось, понятное дело, «тоталитарной цензурой».
Из соцсетей эта информация попала в прессу, сначала тайваньскую, а потом и западную. Видимо, ажиотаж поднялся нешуточный, поскольку 22 августа тайваньскому (!) военному министерству пришлось выпустить официальное опровержение: Тайбэй заявил, что ни свидетельств гибели каких-либо кораблей, ни радиационной угрозы в указанном районе нет. Пекин вовсе не стал реагировать на этот вброс вербально, зато китайские корабли и ВВС и 22 августа, и в последующие дни продолжили свои рутинные манёвры и учебные стрельбы в окрестностях Тайваня.
И если выход помянутого выше сериала при всей его пропагандистской направленности ещё можно считать «совпадением», то здесь налицо намеренная дезинформация, причём в самом бесхитростном варианте «врём и не краснеем». Хотя опровержение тайваньских «товарищей» не осталось незамеченным западными СМИ, пометочка «всё может быть не так однозначно» тоже никуда не делась. Стоит ожидать, что если дела с радиационным фоном станут совсем плохими, то «утонувшая подлодка» ещё всплывёт, и в первую очередь в японской пропаганде. Впрочем, в эту сказку едва ли кто-то поверит, особенно те, кому придётся буквально плескаться в «светящейся» воде.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: