При этом от терактов в стране каждый месяц гибнут сотни человек
Более 50 человек погибли, еще около 100 получили ранения при взрыве 11 мая в восточном пригороде столицы Ирака, населенном преимущественно мусульманами-шиитами. Об этом сообщил спутниковый телеканал «Аль-Арабия».
Ответственность за взрыв взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство» *
Это, конечно, втрое меньше, чем погибло во время известных терактов в Париже в ноябре 2015 года. Однако резонанс в так называемом мировом сообществе по поводу гибели жителей Багдада и вовсе близок нуля. Между тем, по данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку, в результате непрекращающегося насилия в стране только в апреле этого года погиб 741 человек, еще 1374 пострадали. Наиболее сложная обстановка в области безопасности складывается именно в столичном регионе.
Российские СМИ в последнее время больше освещают ситуацию в Сирии. Между тем, Ирак находится столь же близко к российским границам. И если террористы ИГ сумеют закрепиться здесь, то опасть они будут представлять для нашей страны не меньшую, чем если бы они оставались только в сирийской Ракке. Есть ли перспективы урегулирования ситуации в Ираке или, наоборот, исламисты стали чувствовать себя здесь наиболее уверенно?
— Пик активности ИГ в Ираке пришёлся на зиму 2015 года, — говорит младший научный сотрудник Центра стран Азии и Ближнего Востока Российского Института стратегических исследований Арсен Хизриев.
— Тогда они активно захватывали всё новые территории в стране. Но потом началась стагнация. Целенаправленного продвижения боевиков вглубь страны уже нет. Упор с их стороны стал делаться на террористические акты. Сейчас действительно имеет место негативная тенденция. На территории страны нет единой системы безопасности. У курдов она своя, основанная на силах Пешмерга (курдское ополчение, которое всё больше напоминает армию). А в Багдаде своя иракская армия. И хотя курдские военные формирования с недавнего времени официально считаются частью иракской армии, курды крайне неохотно сотрудничают с центральным командованием из-за множества разногласий.
— Можно ли хотя бы уменьшить число жертв от терактов и боевых действий в Ираке?
— Я, кстати, думаю, что реальное число жертв гораздо выше, чем те данные, которые публикует ООН. Во многих районах Ирака нет международных наблюдателей. Ближе к городу Мосулу, к территории Иракского Курдистана идут напряжённые бои и там число жертв особенно никто не учитывает. Нам вся эта ситуация хороша знакома по войне в Донбассе.
Конечно, на ситуации в Ираке сказывается и то, что в Сирии дела у исламских боевиков идут неважно. Многие из них стремятся переместиться в Ирак, где не бомбят российские ВКС. Пока это не бегство, но миграция присутствует. В целом есть ощущение, что полюс напряжения борьбы с ИГ перемещается из Ирака в Сирию.
— То есть боевые действия там будут усиливаться?
— Да, я предполагаю, что в ближайшие месяцы правительственными войсками Ирака при поддержке США и других союзников будет начата серьёзная операция по освобождению крупного города на севере Ирака — Мосула, который сейчас находится под контролем исламистов. Ещё в начале апреля появилась информация о том, что американцы собираются выделить Пешмерга порядка полумиллиарда долларов. Кроме того, курдским военным обещают новое вооружение. А также шлют им в помощь 271 военного инструктора. Всё это — подготовка большого наступления на Мосул. Иначе вся эта американская активность не имеет смысла. Правда, руководство Иракского Курдистана утверждает, что в этом году никакого наступления не произойдёт. Но, как не трудно догадаться, от этого руководства зависит далеко не всё. На данный момент у американцев и руководства Ирака главная задача взять Мосул, а затем и вернуть контроль над границей с Сирией, чтобы минимизировать миграцию боевиков из страны в страну.
В целом же ситуация в стране крайне нестабильная. Неизвестно, решатся ли иракские курды провести референдум о государственном суверенитете. О его необходимости они заявляют уже не первый год. Растёт и недовольство шиитов существующей властью. Недавно в Багдаде даже произошло восстание шиитов под руководством Муктад ас-Садра. Возможно, власти Ирака под давлением США пойдут им на уступки, проведут выборы, которые позволят шиитам получить большее представительство во власти.
Но это произойдёт, скорей всего, уже в следующем году. А пока же можно сказать, анализируя открытые источники, что активность боевиков ИГ в последнее время только возрастает. Почему-то никто не уничтожает каналы снабжения этой террористической группировки и переправки в её ряды новых сторонников из разных стран.
— Мы регулярно отслеживаем данные о числе погибших в Ираке, — рассказывает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
— И они свидетельствуют о том, что эта страна ни на шаг не приблизилась к мирной жизни. Ирак рассыпается. И большой пользы от того, что там присутствует военная коалиция из 65 стран во главе с США — нет. Все слова о том, что вот-вот будет взят оплот ИГ в Ираке — город Мосул — так и остаются словами. И с Сирией, на мой взгляд, ситуация в Ираке мало связана. Да, боевики перемещаются оттуда, но теракты и военные действия в Ираке связаны с враждой суннитов и шиитов, с племенным фактором. По сути, мы видим войну всех против всех. Повторяю, Ирак рассыпается. Правда, рассыпаться он может ещё очень долго. Похожая ситуация в Сомали и других странах Африки.
— Получается, что в ситуации «войны всех со всеми» в Ираке выигрывает «Исламское государство»?
— Если американцы и их союзники будут воевать с исламистами так, как они воюют в Ираке, то ИГ может существовать сколько угодно. Россия показала пример, что если начать бить террористов, особо не разбираясь, к каким группировкам они себя причисляют, то результат будет. И подконтрольная боевикам территория начнёт сужаться как шагреневая кожа. А вот если воевать по принципу «в час по чайной ложке», то никаких результатов это не даст.
Исламисты вполне свободно продают через турецкую границу зерно, хлопок, рыбу, табак. Берут с населения золотом и серебром налоги за электроэнергию. Взимают штрафы за нарушение исламского радикального законодательства, которое сами же и ввели, продают археологические артефакты. С какой стати им от всего этого отказываться? Ну, подумаешь, иногда где-то постреляют. Представьте, если бы Антигитлеровская коалиция так воевала с фашистской Германией, как сейчас воюет коалиция во главе с американцами против ИГ. В таком случае «Третий Рейх» существовал и прекрасно бы себя чувствовал и поныне.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Алексей Верхоянцев
Фото: AP/ ТАСС
Читайте нас: